Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:23, реферат
Понятие «имидж», как и большинство научных категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта, в узком - он трактуется как сознательно сформированный образ объекта, наделяющий последнего дополнительными ценностями и дающий возможность продуцировать те впечатления об объекте, отношения к нему и его оценки, которые необходимы его создателю.
Введение
1 Теоретические основы формирования и поддержания имиджа предприятия
1.1 Подходы пониманию понятия имидж
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа
1.3 Модели изучения имиджа
2. Методы анализа и измерения имиджа предприятия
2.1 Методы анализа внешнего имиджа
2.2 Методы анализа внутреннего имиджа
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Целью данной методики является выявление уровня самооценки испытуемого по заранее заданным качествам личности, выбор которых он осуществляет сам (Приложение А).
Респонденту зачитываются следующие инструкции:
1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)».
2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…».
3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…».
Далее математическими методами, приведенными в Приложении А, производится обработка результатов исследования.
Далее для выделения личностных качеств руководителя возможно использование теста «Личные качества руководителя». Тест включает в себя 40 утверждений различной направленности, свое отношение к которым следует выразить. Далее математическими методами, приведенными в Приложении Б, производится обработка результатов исследования.
На заключительном этапе оценки имиджа руководителя и его влияния на трудовой коллектив работникам организации возможно использовать тестирование по методике В. П. Захарова «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом». Данный тест включает в себя 13 групп вопросов, каждая из которых подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, b и с. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе (Приложение В).
Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе [15]. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально-психологического климата (СПК).
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда [10]. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение [7]. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, совершать ошибки без страха наказания и т.д. [9].
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление.
Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК. А.Н. Леонтьев выделяет целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе:
1) Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность
экономических, культурных, политических и др. условий.
2) Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит
трудовой коллектив.
3) Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда.
4) Удовлетворенность работой.
5) Характер выполняемой деятельности.
6) Организация совместной деятельности.
7) Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК.
В создании благоприятного социально-психологического климата на производстве велика роль непосредственного руководителя. Именно представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для анализа и измерения имиджа организации необходимо исследовать все его элементы, применяя различные методики. Выбор методики для анализа определяется в зависимости от вида исследуемого фактора, так для исследования внутреннего имиджа организации используются психологические методики, а для исследования внешнего – маркетинговые количественные и качественные методы.
Заключение
Имидж фирмы – это символическое выражение представления о своеобразии и специфики (возможно уникальности фирмы) и её деятельности, а так же репутации фирмы в сформировавшемся общественном мнении.
Можно сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще. Если предприятие не будет проводить целенаправленных мероприятий по созданию имиджа, то он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы. Формирование благоприятного имиджа для организации – процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление стихийно сформировавшегося неблагоприятного образа компании.
Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары (услуги) фирмы отличаются от товаров (услуг) конкурентов; в-третьих провести анализ ближайших конкурентов, выделить их недостатки и превратить их в свои преимущества.
Задачи имиджа:
· Повышение престижа фирмы, т.к. разработка фирменного стиля свидетельствует о внимании фирмы не только к вопросам производства.
· Повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению товара. Облегчение введения на рынок новых товаров и услуг, т.к. фирме со сложившимся имиджем вывести товар на рынок легче, также происходит узнаваемость бренда (вспомним удачное перевоплощение Билайн или “оранжевую революцию”).
· Повышение конкурентоспособности фирмы, т.к. в условиях равного товара конкуренция ведется на уровне имиджей фирм.
В соответствии с целью данной работы были исследованы методы изучения имиджа организации:
- методы, позволяющие проанализировать имидж организации во внешней среде – методики анкетирования, сбора вторичной информации;
- методы, позволяющие оценить элементы имиджа внутри компании, в данном случае были рассмотрены различные психологические методики, позволяющие оценить атмосферу в компании, стиль руководства, корпоративную культуру.
Список использованных источников
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ ЭКСМОС, 2002. - 480 с.
2. Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №3.- С.12.;
3. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Питер, 2000. - 224 с.
4. Звездочкин, Ю. Ю. Имидж-система университета / Ю. Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский; Южный федеральный ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. - 266 с.
5. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. - СПб.: 2007. С. 193.
6. Имамбаев Н. Правильное формирование «правильной» организационной культуры // Управление компанией. . 2004.- №3- С. 54-56
7. Калигин Н. А. Принципы организационного управления. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 266 с.
8. Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. - М., 1994.
9. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: Издательство «Инфра-М», 1997. 528 с.
10. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. - М.: Издание «Наука», 1996. - 384 с.
11. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Перспективы Российской гостиничной индустрии: Москва на острие прорыва //5 звезд. - 2000. - №2 – С. 35.
12. Матыжев Г.О. Особенности печатных средств массовой информации как товара // Маркетинг в России и за рубежом . 2001. - №3. - С. 68-77.
13. Поцепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - СПб.: Алетейя, 2001. – 176 с.
14. Связи с общественностью: учеб. пособие для вузов / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов; под общ. ред. С. Д. Резника.- 3-е изд.,.- М.: Академ. Проект, 2005. - 432 с.
15. Сейнер Р. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях // Вопросы теории и практики управления, 1994. - №3. - 367 с.
16. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю Головин. . Минск: Харвест,1998. - 800с.
17. Титов С. А. Стратегия формирования и методы оценки имиджа предпринимательской структуры Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : - СПб, 2004. - 192 c. РГБ ОД, 61:02-8/206-X
18. Томилова, М.В. Модель имиджа организации / М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. - № 1. – С. 5-17.
19. Феофанов О.А. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. - 1980. - № 6. - С.95.
20. Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. Пер. с нем. . М.: Республика, 1995. . 317с. – С. 69-70
21. Шепель В. Имиджелогия; секреты личного обаяния. - М., 1994. - С. 142-143.
Приложение А
Методика С.А. Будасси «Самооценка личности»
Бланк МСЛ
Идеал | Качества | Реальное Я |
| Аккуратность |
|
| Беспечность |
|
| Вдумчивость |
|
| Вспыльчивость |
|
| Гордость |
|
| Грубость |
|
| Доброта |
|
| Жадность |
|
| Жизнерадостность |
|
| Завистливость |
|
| Застенчивость |
|
| Злопамятность |
|
| Искренность |
|
| Капризность |
|
| Легковерие |
|
| Мечтательность |
|
| Нежность |
|
| Непринужденность |
|
| Нерешительность |
|
| Несдержанность |
|
| Обидчивость |
|
| Осторожность |
|
| Педантичность |
|
| Подозрительность |
|
| Принципиальность |
|
| Высокомерие |
|
| Радушие |
|
| Развязность |
|
| Рассудочность |
|
| Решительность |
|
| Сдержанность |
|
| Стыдливость |
|
| Терпеливость |
|
| Трудолюбие |
|
| Трусость |
|
| Увлекаемость |
|
| Упорство |
|
| Уступчивость |
|
| Упрямство |
|
| Черствость |
|
| Честность |
|
| Чуткость |
|
| Эгоизм |
|
Обработка результатов методики самооценки
1. Найти значения d, d2 , Sd2
где d - разность номеров рангов. Внести в таблицу:
№ | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
d |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|