Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования - выявление профессиональной направленности лич-ности сотрудников сферы услуг в контексте гендерных различий.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ личностных качеств специалистов в сфере услуг.
2. Рассмотреть гендерные различия мужчины и женщины.
3. Рассмотреть роль мужчины и женщины в организации сервисной деятельности.
Введение
Глава I. Теоретические основы гендерного аспекта сервисной деятельности
1.1. Значение и сущность сервисной деятельности
1.2. Гендерные различия мужчины и женщины
Глава II. Изучение гендерного аспекта сервисной деятельности
2.1. Исследование гендерного аспекта сферы услуг
2.2. Анализ гендерной сегрегации сферы услуг
Заключение
Список используемой литературы
Во-вторых,
мужчины и женщины
Можно сделать вывод, что наиболее важным фактором, влияющим на степень сегрегации в будущем, является не то, произойдет ли перемещение женщин в такие традиционно мужские секторы, как услуги в обрабатывающей и добывающей промышленности, а то, произойдет ли увеличение доли мужчин в секторе обслуживания. Наметившиеся тенденции в этом направлении еще не являются устойчивыми.
Профессиональная сегрегация вносит устойчивый вклад в различия в заработках, однако ее уровень остается достаточно стабильным. Возможно, увеличение гендерного разрыва в заработной плате происходило за счет увеличения различий в средних уровнях оплаты труда в «мужских» и «женских» видах сервиса. То есть «мужские» виды деятельности становятся еще более высокодоходными, а «женские» — низкодоходными. При этом надо иметь в виду, что даже в «женских» видах деятельности мужчины, как правило, занимают более высокие должностные позиции.
Таблица 1. Доля женщин в общем числе занятых и уровень заработной платы в отраслях экономики в 1992-2002 годах (%)
Доля женщин | Отношение среднемесячной зарплаты в отрасли к средней по экономике | |||||||||
1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2002 | 1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2002 | |
Всего | 49 | 47 | 48 | 48 | 48 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Промышленность | 45 | 41 | 38 | 38 | 38 | 118 | 110 | 115 | 123 | 118 |
Сельское хозяйство | 36 | 34 | 32 | 35 | 40 | 66 | 48 | 45 | 40 | 40 |
Строительство | 25 | 24 | 24 | 24 | 24 | 134 | 122 | 127 | 126 | 120 |
Транспорт | 26 | 26 | 26 | 26 | 23 | 146 | 144 | 144 | 150 | 136 |
Связь | 71 | 62 | 60 | 61 | 60 | 91 | 130 | 140 | 130 | 130 |
Торговля и общепит, МТС | 73 | 62 | 62 | 64 | 63 | 81 | 77 | 82 | 71 | 70 |
ЖКХ, бытовое обслуживание | 48 | 46 | 46 | 47 | 47 | 82 | 106 | 105 | 88 | 85 |
Здравоохранение, спорт, соцобеспечение | 83 | 82 | 81 | 81 | 80 | 66 | 77 | 69 | 62 | 74 |
Образование | 79 | 82 | 80 | 80 | 79 | 61 | 70 | 63 | 56 | 67 |
Культура и искусство | 70 | 69 | 68 | 69 | 72 | 52 | 65 | 62 | 55 | 66 |
Наука и научное обслуживание | 53 | 51 | 50 | 50 | 49 | 64 | 83 | 99 | 121 | 126 |
Финансы и кредит | 86 | 74 | 71 | 71 | 69 | 204 | 193 | 199 | 243 | 285 |
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
широкое участие женщин в трудовой деятельности
не привело к устранению различий между мужчинами
и женщинами в сервисе. Основная сфера
женской занятости — сфера услуг. В ней
заняты почти 60% женщин, тогда как доля
этого сектора в занятости мужчин составляет
меньше 30%. Расширение сектора услуг в последней
трети XX века стимулировало рост занятости
женщин, способствовало созданию рабочих
мест, росту спроса на женскую рабочую
силу, но в, то, же время — и сегрегации на рынке
труда. При количественно близком уровне
экономической активности мужчин и женщин,
схожем типе трудовой активности на протяжении
жизненного цикла, женщины продолжают
трудиться в условиях горизонтальной и
вертикальной сегрегации на рынке труда
и получают в среднем меньшую заработную
плату, чем мужчины. Для устранения экономических
основ гендерного неравенства недостаточно
обеспечить одинаковое участие мужчин
и женщин в трудовой деятельности. Для этого
необходимо изменить структуру спроса
на рынке труда на сферу услуг, практику
найма и продвижения персонала, повысить
значимость и престижность занимаемых
женщинами должностей.
Заключение
Рынок услуг представляет собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребностей населения в услугах. В обнове рынка услуг лежит обширная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера сервиса. В мировой экономике сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни. Оказание услуг - широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги - помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) и т.д. - не требуют особых знаний и подготовки. Однако в настоящее время различными организациями предоставляются услуги на высоком профессиональном уровне, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования. Сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой деятельности.
Под услугами
принято понимать различные виды
деятельности людей, не создающие материальных
благ и относящиеся к
Проведенный анализ по проблеме исследования гендерных различий в сфере услуг позволяет сделать нам ряд выводов.
Для женщин
важна стабильность места работы, а также
возможность совмещать и гармонизировать
все сферы жизненного пространства. При
этом женщины в большей степени, чем мужчины
стремятся к «работе с людьми», «желанию
сделать мир лучше», реализовать общественно
важные цели и быть полезными для общества.
Предпринимательство, стремление создавать
что-то новое и готовность к риску для
женщин представляет мало интереса, в
отличие от мужчин. Мужчины, и женщины
в равной степени стремятся к возможности
самостоятельно распоряжаться своими
рабочим временим и пространством. В тоже
время, опрошенные женщины в большей степени,
чем мужчины стремятся быть компетентными
в своей области, хотят иметь стабильную
работу, приносить пользу обществу и совмещать
различные стороны образа жизни. Мужчины
более амбициозны в сравнении с женщинами.
Они готовы идти на риск, открывать новые
горизонты и обретать собственную финансовую
и социальную независимость, но во благо
себе. Женщины же, напротив, склонны к поддержанию
стабильности и работы «во благо общества».
Исходя из представленных данных, мы можем
заключить, что мужчины менее склонны
к построению профессионального пути
в сервисной деятельности и, следовательно,
адаптация в сфере услуг у них будет затруднена,
в то время как женщины, наоборот, быстрее
могут адаптироваться к требованиям профессии
и работать в такой организации значительно
дольше мужчин. Анализ гендерной сегрегации
подтверждает, что женщины в большей степени
заняты в торговле, социальном обслуживании,
в образовательной среде, в то время как
мужчины работают водителями, операторами
подвижной техники, рабочими металлургических,
машиностроительных отраслей, транспорта
и связи автотехобслуживания, а также
рабочих профессиях добывающих и строительных
отраслей. Изменения в гендерной структуре
занятости в сфере сервиса свидетельствуют
об определенном закреплении женщин в традиционных
для их занятости профессиях, тогда как
мужчины заметно увеличивают свое присутствие
в других, в том числе и в «женских», профессиональных
группах. Последнее особенно заметно на примере
группы работников простых профессий
по распродаже и предоставлению услуг,
в которой удельный вес занятых женщин
сокращается, а мужчин, напротив, растет
быстрыми темпами. Полученные в результате
исследования данные следует учитывать
при разработке и реализации программ
занятости сотрудников сферы услуг
с целенаправленным воздействием на гендерные
субгруппы. Это позволит надеяться на
достижение оптимальной результативности
труда и предотвращение массовой текучести
персонала, обусловленной неудовлетворенностью
трудом. Таким
образом, цель исследования достигнута.
Все намеченные задачи выполнены. Наша
гипотеза нашла свое подтверждение: пол
(мужчина, женщина) определяет профессиональную
направленность в сфере услуг.
Список
используемой литературы
1. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Вторичная занятость в России: моделирование предложения труда. М.: EERC, 2002.
2. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Издательство "Финпресс", 2002. - 320с.
3. Демидова Л.С., Шейман И.М., Якобсон Л.И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М.: Аспект Пресс, 196. - 215с.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 315с.
5. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С.Н. Коробкова, В.И. Кравченка, С.В. Орлов, И.П. Павлова. Под общ. ред. В.К. Романович. - СПб.: Питер, 2005. - 156с.
6. Новаторов Е.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг // Маркетинг в России и зарубежом. - 2004. - №4, с.50-59.
7. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 272с.
8. Хаксевер К., Гендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг / Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2002. 752с.
9. Заславский И. К новой парадигме рынка труда.//Вопросы экономики,
10. Липполь Д. Особенности российского рынка труда.//Человек и труд.,
11. Немова Л. Рынок труда.// ЭКО, 1997, №3.1997, №2. 1998, №2.
12.
Темкина А. Теоретические подходы к проблеме
политического участия: гендерное измерение
// Гендерное измерение социальной и политической
активности в переходный период. Центр
независимых социальных исследований.
Вып. 4. СПб.: СФПК СПбГУ, 1996.
13. Ржаницина Л., Сергеева Б. Женщины на российском рынке 14. Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен 15. Статистический сборник “Женщины России”. М.: Госкомстат, 1997 16. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. СПб.: СФПК СПбГУ, 1996. 17. Россия в цифрах. Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 1999. 18. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1998. 19. Мезенцева Е. Трудовые права в современном российском контексте. В кн.: Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. МЦГИ. М., 1998, с. 167-217. 20. Рощин С. Дискриминация и равенство возможностей на рынке труда // Человек и труд. - 1997. - N 4. - С.14-16. 21. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе. // Социс. 1998. - N4. С.58-65. 22. Суханов С., Безденежных Т. Женщины на рынке труда // Человек и труд. - 1999. - N 3. - С.23-24.Федеральной службой занятости. М. 1997. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М. Изд-во института психологии РАН, 1998 г. 23. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса. – М.: Изд-во института психологии РАН, 1997 г. 24. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях. – М.: Изд-во РАН, 1997 г. 25. Мескон М., Альберт А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998 г. 26. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление производственной организацией. – М.: Прогресс, 1992 г. 27. Обозов Н.Н. Психология делового общения. – СПб.: Вагриус, 1995 г. 28. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека. – М.: Дело, 1996 г. 29. Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992 г. 30. Пименова О.В. Психологическое анкетирование. Журнал «Кадры» №3, 2002 г. 31. Поляков В.Г. Человек в мире управления. – М.: Наука, 1996 г. 32. Правила торговли. Изд. 6-е, испр. и доп. / Сост. Сафонов М.Н. – М.: Дело, 1999 г. 33. Сергеев В.С. Психология для работников кадровой службы. – М.: НИОПИК, 1998 г. 34. Сухоруков М.М., В. В. Исаков В.В. Психологические особенности работы предприятий сервиса. – СПб, Бизнес и право, 1995 г. 35. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания. – М.: Легпромбытиздат, 1989 г. 36. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа , 2000 г.
|