Гендерный аспект сервисной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление профессиональной направленности лич-ности сотрудников сферы услуг в контексте гендерных различий.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ личностных качеств специалистов в сфере услуг.
2. Рассмотреть гендерные различия мужчины и женщины.
3. Рассмотреть роль мужчины и женщины в организации сервисной деятельности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы гендерного аспекта сервисной деятельности
1.1. Значение и сущность сервисной деятельности
1.2. Гендерные различия мужчины и женщины
Глава II. Изучение гендерного аспекта сервисной деятельности
2.1. Исследование гендерного аспекта сферы услуг
2.2. Анализ гендерной сегрегации сферы услуг
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по сервису.docx

— 80.61 Кб (Скачать)

     Во-вторых, мужчины и женщины сосредоточены  в разных профессиональных группах. Самыми распространенными среди женщин в 1994-1998 годах были профессии по распродаже и предоставлению услуг, профессии специалистов в области обучения (с высшим образованием) и прочих специалистов со специальным образованием [11], а в 2002 году второй по распространенности среди женщин стала группа продавцов и демонстраторов (9,4% всех женщин против 6,2% в 1994 году). Мужчины, работавшие во всех перечисленных профессиях, составляли не более 12% от общего числа работников мужского пола (1998 год). Отметим, что на протяжении рассматриваемого периода мужчины увеличивали свое присутствие в этих «женских» профессиях: в 1994 году доля работавших в них мужчин была равна лишь 8,66%. Основная доля мужчин была и остается занятой в профессиях водителей и операторов подвижной техники, рабочих профессиях металлургических, машиностроительных отраслей, транспорта и связи, а также рабочих профессиях добывающих и строительных отраслей. Доля занятых в этих профессиях женщин не превышала 6%, причем в 1994–2002 годах она постепенно сокращалась. Иными словами, изменения в гендерной структуре занятости в сфере сервиса свидетельствуют об определенном закреплении женщин в традиционных для их занятости профессиях, тогда как мужчины заметно увеличивают свое присутствие в других, в том числе и в «женских», профессиональных группах. Последнее особенно заметно на примере группы работников простых профессий по распродаже и предоставлению услуг, в которой удельный вес занятых женщин сокращается, а мужчин, напротив, растет быстрыми темпами.

     Можно сделать вывод, что наиболее важным фактором, влияющим на степень сегрегации в будущем, является не то, произойдет ли перемещение женщин в такие традиционно мужские секторы, как услуги в обрабатывающей и добывающей промышленности, а то, произойдет ли увеличение доли мужчин в секторе обслуживания. Наметившиеся тенденции в этом направлении еще не являются устойчивыми.

     Профессиональная  сегрегация вносит устойчивый вклад  в различия в заработках, однако ее уровень остается достаточно стабильным. Возможно, увеличение гендерного разрыва в заработной плате происходило за счет увеличения различий в средних уровнях оплаты труда в «мужских» и «женских» видах сервиса. То есть «мужские» виды деятельности становятся еще более высокодоходными, а «женские» — низкодоходными. При этом надо иметь в виду, что даже в «женских» видах деятельности мужчины, как правило, занимают более высокие должностные позиции.

Таблица 1. Доля женщин в общем числе занятых и уровень заработной платы в отраслях экономики в 1992-2002 годах (%)

  Доля  женщин Отношение среднемесячной зарплаты в отрасли к средней по экономике
1992 1996 1998 2000 2002 1992 1996 1998 2000 2002
Всего 49 47 48 48 48 100 100 100 100 100
Промышленность 45 41 38 38 38 118 110 115 123 118
Сельское  хозяйство 36 34 32 35 40 66 48 45 40 40
Строительство 25 24 24 24 24 134 122 127 126 120
Транспорт 26 26 26 26 23 146 144 144 150 136
Связь 71 62 60 61 60 91 130 140 130 130
Торговля  и общепит, МТС 73 62 62 64 63 81 77 82 71 70
ЖКХ, бытовое обслуживание 48 46 46 47 47 82 106 105 88 85
Здравоохранение, спорт, соцобеспечение 83 82 81 81 80 66 77 69 62 74
Образование 79 82 80 80 79 61 70 63 56 67
Культура  и искусство 70 69 68 69 72 52 65 62 55 66
Наука и научное обслуживание 53 51 50 50 49 64 83 99 121 126
Финансы и кредит 86 74 71 71 69 204 193 199 243 285

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что широкое участие женщин в  трудовой деятельности не привело к устранению различий между мужчинами и женщинами в сервисе. Основная сфера женской занятости — сфера услуг. В ней заняты почти 60% женщин, тогда как доля этого сектора в занятости мужчин составляет меньше 30%. Расширение сектора услуг в последней трети XX века стимулировало рост занятости женщин, способствовало созданию рабочих мест, росту спроса на женскую рабочую силу, но в, то, же время — и сегрегации на рынке труда. При количественно близком уровне экономической активности мужчин и женщин, схожем типе трудовой активности на протяжении жизненного цикла, женщины продолжают трудиться в условиях горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда и получают в среднем меньшую заработную плату, чем мужчины. Для устранения экономических основ гендерного неравенства недостаточно обеспечить одинаковое участие мужчин и женщин в трудовой деятельности. Для этого необходимо изменить структуру спроса на рынке труда на сферу услуг, практику найма и продвижения персонала, повысить значимость и престижность занимаемых женщинами должностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Рынок услуг представляет собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребностей населения в услугах. В обнове рынка услуг лежит обширная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера сервиса. В мировой экономике сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни. Оказание услуг - широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги - помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) и т.д. - не требуют особых знаний и подготовки. Однако в настоящее время различными организациями предоставляются услуги на высоком профессиональном уровне, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования. Сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой деятельности.

Под услугами принято понимать различные виды деятельности людей, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере.

     Проведенный анализ по проблеме исследования гендерных различий в сфере услуг позволяет сделать нам ряд выводов.

Для женщин важна стабильность места работы, а также возможность совмещать и гармонизировать все сферы жизненного пространства. При этом женщины в большей степени, чем мужчины стремятся к «работе с людьми», «желанию сделать мир лучше», реализовать общественно важные цели и быть полезными для общества. Предпринимательство, стремление создавать что-то новое и готовность к риску для женщин представляет мало интереса, в отличие от мужчин. Мужчины, и женщины в равной степени стремятся к возможности самостоятельно распоряжаться своими рабочим временим и пространством. В тоже время, опрошенные женщины в большей степени, чем мужчины стремятся быть компетентными в своей области, хотят иметь стабильную работу, приносить пользу обществу и совмещать различные стороны образа жизни. Мужчины более амбициозны в сравнении с женщинами. Они готовы идти на риск, открывать новые горизонты и обретать собственную финансовую и социальную независимость, но во благо себе. Женщины же, напротив, склонны к поддержанию стабильности и работы «во благо общества». Исходя из представленных данных, мы можем заключить, что мужчины менее склонны к построению профессионального пути в сервисной деятельности и, следовательно, адаптация в сфере услуг у них будет затруднена, в то время как женщины, наоборот, быстрее могут адаптироваться к требованиям профессии и работать в такой организации значительно дольше мужчин. Анализ гендерной сегрегации подтверждает, что женщины в большей степени заняты в торговле, социальном обслуживании, в образовательной среде, в то время как мужчины работают водителями, операторами подвижной техники, рабочими металлургических, машиностроительных отраслей, транспорта и связи автотехобслуживания, а также рабочих профессиях добывающих и строительных отраслей. Изменения в гендерной структуре занятости в сфере сервиса свидетельствуют об определенном закреплении женщин в традиционных для их занятости профессиях, тогда как мужчины заметно увеличивают свое присутствие в других, в том числе и в «женских», профессиональных группах. Последнее особенно заметно на примере группы работников простых профессий по распродаже и предоставлению услуг, в которой удельный вес занятых женщин сокращается, а мужчин, напротив, растет быстрыми темпами. Полученные в результате исследования данные следует учитывать при разработке и реализации программ занятости сотрудников  сферы услуг с целенаправленным воздействием на гендерные субгруппы. Это позволит надеяться на достижение оптимальной результативности труда и предотвращение массовой текучести персонала, обусловленной неудовлетворенностью трудом. Таким образом, цель исследования достигнута. Все намеченные задачи выполнены. Наша гипотеза нашла свое подтверждение: пол (мужчина, женщина) определяет   профессиональную направленность в сфере услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Вторичная занятость в России: моделирование предложения труда. М.: EERC, 2002.

2. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Издательство "Финпресс", 2002. - 320с.

3. Демидова Л.С., Шейман И.М., Якобсон Л.И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М.: Аспект Пресс, 196. - 215с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 315с.

5. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С.Н. Коробкова, В.И. Кравченка, С.В. Орлов, И.П. Павлова. Под общ. ред. В.К. Романович. - СПб.: Питер, 2005. - 156с.

6. Новаторов Е.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг // Маркетинг в России и зарубежом. - 2004. - №4, с.50-59.

7. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 272с.

8. Хаксевер К., Гендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг / Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2002. 752с.

9. Заславский И. К новой парадигме рынка труда.//Вопросы экономики,

10. Липполь Д. Особенности российского рынка труда.//Человек и труд.,

11. Немова Л. Рынок труда.// ЭКО, 1997, №3.1997, №2. 1998, №2.

12. Темкина А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. СПб.: СФПК СПбГУ, 1996.

13. Ржаницина Л., Сергеева Б. Женщины на российском рынке

14. Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен

15. Статистический сборник “Женщины России”. М.: Госкомстат, 1997

16. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. СПб.: СФПК СПбГУ, 1996.

17. Россия в цифрах. Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 1999.

18. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1998.

19. Мезенцева Е. Трудовые права в современном российском контексте. В кн.: Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. МЦГИ. М., 1998, с. 167-217.

20. Рощин С. Дискриминация и равенство возможностей на рынке труда // Человек и труд. - 1997. - N 4. - С.14-16.

21. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе. // Социс. 1998. - N4. С.58-65.

22. Суханов С., Безденежных Т. Женщины на рынке труда // Человек и труд. - 1999. - N 3. - С.23-24.Федеральной     службой занятости. М. 1997.

Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.  Изд-во института психологии

РАН, 1998 г.

23. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на

предприятии сервиса. – М.: Изд-во института психологии РАН, 1997 г.

24. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях. –

М.: Изд-во РАН, 1997 г.

25.  Мескон М., Альберт А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:

Дело, 1998 г.

26. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление

производственной  организацией. – М.: Прогресс, 1992 г.

27. Обозов Н.Н. Психология делового общения. – СПб.: Вагриус, 1995 г.

28. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового

человека. – М.: Дело, 1996 г.

29. Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992 г.

30. Пименова О.В. Психологическое анкетирование. Журнал «Кадры» №3,

2002  г.

31. Поляков В.Г. Человек в мире управления. – М.: Наука, 1996 г.

32. Правила торговли. Изд. 6-е, испр. и доп. / Сост. Сафонов М.Н. – М.:

Дело, 1999 г.

33. Сергеев В.С. Психология для работников кадровой службы. – М.:

НИОПИК, 1998 г.

34. Сухоруков М.М., В. В. Исаков В.В. Психологические особенности

работы  предприятий сервиса. – СПб, Бизнес и право, 1995 г.

35. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового

обслуживания. – М.: Легпромбытиздат, 1989 г.

36. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. –

М.: Высшая школа , 2000 г.

    

Информация о работе Гендерный аспект сервисной деятельности