Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования - выявление профессиональной направленности лич-ности сотрудников сферы услуг в контексте гендерных различий.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ личностных качеств специалистов в сфере услуг.
2. Рассмотреть гендерные различия мужчины и женщины.
3. Рассмотреть роль мужчины и женщины в организации сервисной деятельности.
Введение
Глава I. Теоретические основы гендерного аспекта сервисной деятельности
1.1. Значение и сущность сервисной деятельности
1.2. Гендерные различия мужчины и женщины
Глава II. Изучение гендерного аспекта сервисной деятельности
2.1. Исследование гендерного аспекта сферы услуг
2.2. Анализ гендерной сегрегации сферы услуг
Заключение
Список используемой литературы
Более
систематичная классификация
По комплексности услуги подразделяются на простые и сложные (комплексное обслуживание). Многие услуги имеют комплексный характер. Например, услуги гостиниц - это не только предоставление жилья, но и услуги по питанию, бытовому обслуживанию, организации досуга потребителей. Их сложно отнести к определенной группе, какая бы классификация не использовалась.
Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий куплю-продажу товара.
По содержанию деятельности по сервисному обслуживанию все большее распространение получают интеллектуальные услуги (а не чисто технические), что обусловило деление сервиса на несколько видов: жесткий сервис, включающий в себя все услуги, связанные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров функционирования товара; мягкий сервис, включающий весь комплекс и услуг, связанных с индивидуализацией, т.е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях его функционирования у данного потребителя (или с расширением сферы полезности товара); прямой сервис- комплекс услуг, не имеющих не посредственно связанных с эксплуатацией купленного товара; косвенный сервис - комплекс услуг, не имеющих не посредственного отношения к купленному товару, но способствующих установлению доверия покупателя к фирме, оказывающей услуги (что также приносит успех фирме)[4].
Подводя итоги можно сказать, что сервисная деятельность вносит большой вклад в экономику государства. Главной целью сервисной деятельности является удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей. Развитие сервисной деятельности и спрос на услуги основывается на росте промышленного производства и повышении покупательной способности населения. Развитие производства стимулирует расширение сферы сервисной деятельности, и наоборот. Новые экономические отношения в России сформировали благоприятные условия для развития сервисной деятельности. Реформирование экономики обеспечило предпосылки для совершенствования работы сервисных предприятий и возникновения новых форм и методов обслуживания и видов услуг.
1.2.
Гендерные различия
мужчин и женщин
На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области профессиональной сферы, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.
Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических [21].
Гендер (gender) 1. Общее значение - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.
2. Социологическое значение - социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.
В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.
Информационное давление вызвано тем что, человек расширяя знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, в большей степени опирается не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, он старается узнать, что правильным считают другие, а свое поведение считает, таковым пока наблюдает его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда человек смотрит вокруг и видит, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышит как окружающие его люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, он приходит к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда люди заменяют свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлют. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип
поведения,
когда человек полностью
Как гендер устанавливает, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальная информация внушает людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином «дифференциальная социализация» процесс, в ходе которого становится понятным, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.
Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер - это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол [21].
В литературе, посвященной гендерным проблемам, все чаще утверждается, что личностных различий между мужчинами и женщинами нет. Однако с какой стороны бы не рассматривался данный вопрос - биологической или социальной, поверить в это трудно. Даже если в освоении гендерных ролей главную роль играет социализация, то это все равно не снимает вопроса о половой идентификации по многим признакам, а, следовательно, и о существующих, а не мифических личностных различиях между мужчинами и женщинами. Мужчины и женщины выучивают разные роли, которые отражают и разное их личностное развитие, включая выраженность (доминантность) тех или иных социальных потребностей, склонностей, привычек, ценностей, направленности личности. Указание на то, что эти различия незначительны, дело не меняет. Важно, что они есть и постоянно проявляются в большинстве исследований, хотя некоторые феминистски настроенные исследовательницы считают, что раз они небольшие, то их и нет.
Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных. Рассмотрим основные различия между мужчиной и женщиной.
Психологические различия
Психологические
различия между полами ученые исследуют
уже давно, пытаясь найти им объяснение
издревле сложившихся стереотипов
поведения. Казалось бы, самой природой
предназначено мужчине
Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины - легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.
Гендерная вариативность речевого поведения
Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности [5].
Гендер и невербальные средства общения
Межличностное
общение в значительной степени
осуществляется через невербальные
средства коммуникации, которые усиливают
или ослабляют речевые
Взаимопонимание и гендер
Возникновение
и успешное развитие отношений, как
и процесса межличностного общения,
возможно лишь в том случае, если
между его участниками
Особенности морального сознания у мужчин и женщин
В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу - личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.
У
мужчин ложь и обман, как правило,
бывают ситуативными: они точнее женщин
могут описать ситуацию, в которых
лгут, и отчетливо осознают, зачем,
с какой целью они это делают.
А поскольку они знают
Можно сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.