Фискальная политика и проблемы её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы:
— изучение и анализ научной литературы;
— изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
— моделирование, сравнение, анализ.

Содержание

1.Теоретические аспекты фискальной политики…………………………..…...
1.1 Общее понятие фискальной политики………….……………………….…
1.2 Виды фискальной политики…......……………………………………….….
1.3 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги……………….………………..……………..……………..…………….….
1.4 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия ………………………………….………………..……………..…………………..
1.5 Эффективность фискальной политики достоинства и недостатки…..….... Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях…………
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях………
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь……………………………..……………..……………..……………...... 2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь……………………………………………………...………………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………..…………….…..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.80 Кб (Скачать)

Регулирующая функция  призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства  посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние  системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также  его структуру.

Социальная функция  затрагивает проблемы справедливого  налогообложения и реализуется  посредством:

- неравного обложения  налогом разных сумм доходов  (использование прогрессивной шкалы  налогообложения);

- применения налоговых  скидок (например, с доходов граждан,  направляемых на приобретение  или строительство нового жилья);

- введения акцизов  на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Поэтому граждане с  большими доходами должны платить в  бюджет большие суммы налогов, и  наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов  физического лица.

Контрольная функция  налогообложения позволяет государству  отслеживать своевременность и  полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой  и бюджетной политики.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных  расходов или их направлений в  соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики - прерогатива законодательных органов  страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

В экономической  теории существуют различные точки  зрения на методы проведения фискальной политики государства.

Сторонники кейнсианского  направления традиционно ориентируются  на создание эффективного совокупного  спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают  сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального  объема производства. Одновременно в  краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование  или увеличение бюджетного дефицита.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают  уменьшение налоговых ставок как  фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а, следовательно, к росту  сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов  вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления  в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках  налогов обеспечивает рост налоговых  поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с  «эффектом Лаффера»).  

1.4 Фискальная политика  современного государства и потенциал  ее воздействия  

Содержание фискальной политики. «Фиск» означает каз¬на, «фискал» — сборщик налогов. Поэтому складывается види¬мость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.

В рамках фискальной политики («линия доходов») государ¬ство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет прави¬тельство, а также другие поступления, получаемые с «государ-ственного капитала», размещенного в реальном секторе эконо¬мики.

Таким образом, у  фискальной политики государства обна¬руживается и второй компонент — это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собствен¬ные расходы, оказывать положительное воздействие на проис¬ходящие в стране социально-экономические процессы.  

Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации  и рационально¬му использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

В цивилизованной стране фискальная политика формируется и  контролируется парламентом страны с учетом, выработанной те¬оретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

Нам известно, что  основными задачами экономической  по¬литики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного ба¬ланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономиче¬ского роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) по-литика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, нало¬гообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач со¬циально-экономического развития.

Вектора фискальной политики современного государства  непосредственно зависят от:

а) состояния национальной экономики и фазы промышленного  цикла;

б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим  законодательством, правового коридора;

г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискаль¬ной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалан¬сированности государственного бюджета.

Разновидности фискальной политики. Наличие в фискаль¬ной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов.

Каждая в отдельности  функция налогообложения и все  функции налогов, вместе взятые многое значат. Поэтому в современных  условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики.

Так, правительство  страны еще только приступает к разра¬ботке проекта бюджета и налогового режима, оглашает в СМИ возможные изменения. Все налоги и сборы, как говорится, еще только в будущем, а хозяйствующие субъекты, тем не менее, незамедлительно реагируют на вносимые изменения и декларируемые новые параметры налогообложения. Потому что условия налогообложения непосредственно затрагивают экономи¬ческие интересы хозяйствующих субъектов. Содержание налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером ис¬пользуемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот, преференций, каникул и т. п.

Оценивая потенциал  налоговой политики, следует обратить внимание на то, что налоговые изменения  воздействуют на эко¬номические процессы косвенным образом, При снижении нало¬гов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (до¬машние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, уве¬личат предельную склонность к сбережениям, а предпринима¬тели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов.

Такой же разнобой может  происходить и тогда, когда, госу¬дарство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.

Современная налоговая  политика непосредственно затраги¬вает амортизационную политику. Чем выше норма амортиза¬ции, тем меньше налог на прибыль. Если говорить прямо, то ускоренная амортизация есть скрытая налоговая льгота, кото¬рая сокращает поступление в бюджет налога на прибыль. Одно¬временно это должно увеличивать инвестиционные возможнос-ти предприятий. Но в период кризиса при низкой норме прибыли и низких ценах увеличение амортизационных отчис¬лений слабо воздействует на инвестиционную активность.

Инструменты налоговой  политики различаются и по скоро¬сти начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индиви¬дуальном подоходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь вполне можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной.

Другое дело, когда  налогообложение затрагивает прибыль  предприятия. Тогда реакция предпринимателя  обнаружится Далеко не сразу.

Повышение налогов  вряд ли можно отнести к популярным мерам. Поэтому любое правительство, выстраивая отношения с электоратом, в современных условиях предпочитает реже затрагивать такие «нервные окончания».[5,358-363]  

1.5 Эффективность  фискальной политики. Достоинства  и недостатки  

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть специфические  проблемы, с которыми может столкнуться  правительство при реализации своей  фискальной политики.

Временные проблемы.

1. Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается  промежуток времени между началом  спада или инфляции и тем  моментом, когда происходит осознание  этих явлений. Исключительно трудно  точно предсказать будущий характер  экономический характер экономической  активности. Хотя такие инструменты  экономического прогнозирования,  как индекс опережающих показателей,  дают представление о направлении  развития экономики, порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или  спад, набиравшие силу в этот  период, проявятся в соответствующей  статистике и будут осознаны.

2. Административный  разрыв. Обычно значительный промежуток  времени отделяет момент, когда  происходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента,  когда эти меры на самом  деле принимаются. У правительства  иногда уходит так много времени  на корректировку фискальной  политики, что экономической ситуация  успевает полностью измениться  и предлагаемые меры становятся  совершенно неподходящими. 

3. Функциональный  разрыв. Кроме того, существуют также  разрыв между тем моментом, когда  правительство принимает решение  о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать  воздействие на производство, занятость  или уровень цен. Если ставки  налогов можно изменить довольно  быстро, то фактическое осуществление  государственных расходов на  общественные работы требует  длительного планирования и еще  более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.  

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора.  Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный  эффект воздействия на величину  равновесного совокупного выпуска. 

2. Отсутствие внешнего  лага (задержки). Внешний лаг –  это период времени между принятием  решения об изменении политики  и появлением первых результатов  ее изменения. Когда правительством  принято решение об изменении  инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на  экономику проявляется достаточно  быстро. (Как мы увидим в главе  13, внешний лаг характерен для  монетарной политики, имеющей сложный  передаточный механизм (механизм  денежной трансмиссии)).

3. Наличие автоматических  стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы  являются встроенными, то правительству  не нужно предпринимать специальных  мер по стабилизации экономики.  Стабилизация (сглаживание циклических  колебаний экономики) происходит  автоматически. 

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта  состоит в следующем: рост расходов  бюджета в период спада (увеличение  государственных закупок и/или  трансфертов) и/или сокращение  доходов бюджета (налогов) ведет  к мультипликативному росту совокупного  дохода, что увеличивает спрос  на деньги и повышает ставку  процента на денежном рынке  (цену кредита). А поскольку кредиты,  в первую очередь, берут фирмы,  то удорожание кредитов ведет  к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных  расходов фирм, что ведет к  сокращению величины выпуска.  Таким образом, часть совокупного  объема производства оказывается  «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг – это  период времени между возникновением  необходимости изменения политики  и принятием решения о ее  изменении. Решения об изменении  инструментов фискальной политики  принимает правительство, однако  введение их в действие невозможно  без обсуждения и утверждения  этих решений законодательным  органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования  могут потребовать длительного  периода времени. Кроме того, они  вступают в действие, начиная  только со следующего финансового  года, что еще больше увеличивает  лаг. За этот период времени  ситуация в экономике может  измениться. Так, если первоначально  в экономике была рецессия, и  были разработаны меры стимулирующей  фискальной политики, то в момент  начала их действия в экономике  уже может начаться подъем. В  результате дополнительное стимулирование  может привести экономику к  перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее  действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной  политики, разработанные в период  бума, из-за наличия продолжительного  внутреннего лага могут усугубить  спад.

Информация о работе Фискальная политика и проблемы её реализации