Фискальная политика и проблемы её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы:
— изучение и анализ научной литературы;
— изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
— моделирование, сравнение, анализ.

Содержание

1.Теоретические аспекты фискальной политики…………………………..…...
1.1 Общее понятие фискальной политики………….……………………….…
1.2 Виды фискальной политики…......……………………………………….….
1.3 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги……………….………………..……………..……………..…………….….
1.4 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия ………………………………….………………..……………..…………………..
1.5 Эффективность фискальной политики достоинства и недостатки…..….... Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях…………
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях………
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь……………………………..……………..……………..……………...... 2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь……………………………………………………...………………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………..…………….…..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.80 Кб (Скачать)

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное  назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии  циклическим колебаниям экономики  посредством стимулирования или  ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной  фискальной политики требует осуществления  мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование  дефицитов; 

2) ликвидацию бюджетных  излишков.

Применяются два  основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством  пропажи ценных бумаг и эмиссия  денег.  

1.3 Инструменты фискальной  политики: государственные расходы  и налоги  

Инструменты фискальной политики — это государственные  расхо¬ды, а также налоги.

Все расходы государства  отражаются в статьях бюджета. Они  долж¬ны быть достаточно эффективны, обеспечивать рост ВНП и другие цели фискальной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и  доходы государственного бюджета, а  именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных  закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к  уменьшению совокупного спроса, так  как государственные закупки  является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов  также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при  увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские  расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего  финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту  инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует  в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается  располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается  нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает  совокупный спрос. Поэтому инструменты  фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.  

Причем, из простой  кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты  фискальной политики (государственные  закупки, налоги и трансферты) имеют  мультипликативный эффект воздействия  на экономику, поэтому, по мнению Кейса  и его последователей, регулирование  экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью  изменения величины государственных  закупок, так как они имеют  наибольший мультипликативный эффект.

Следует иметь в  виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов  и увеличение трансфертов могут  использоваться для стабилизации экономики  и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую  активность и уровень занятости.  

Фискальная политика строится на использовании двух экономических  регуляторов: налогов и государственных  расходов. Они могут применяться  в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные  расходы служат воспроизводству  экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве  в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных  расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные  расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей  национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Государственные расходы  делятся на четыре основных группы:

1. расходы на социально-культурные  нужды; 

2. расходы на народное  хозяйство и поддержку экономики; 

3. военные расходы; 

4. расходы на управление.

Структура государственных  расходов, т.е. соотношение между  перечисленными группами расходов в  бюджете государства, неодинакова  в разных странах и даже в одной  стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под  влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

По роли в воспроизводственном  процессе государственные расходы  делятся на три группы:

1. расходы в сферу  материального производства;

2. расходы на непроизводственную  сферу; 

3. расходы на создание  резервов.

По целевому назначению государственные расходы делятся  на:

1. капитальные затраты  - затраты на расширенное воспроизводство  и реконструкцию (основная доля  этих расходов направляется на  исследования в области новых  технологий и создание опытных  образцов техники).

2. текущие затраты  государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на  пенсии и пособия и т.д. 

3. затраты на формирование  и обслуживание страховых и  резервных фондов.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации  и местные расходы.

По источникам государственные  расходы делятся на три группы:

1. бюджетные ассигнования;

2. расходы за счет  резервных и страховых фондов;

3. кредитные источники  финансирования;

4. самофинансирование.

Расходы государства  в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны  ни были колебания государственных  расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция  к стабилизации их уровня объясняется  их структурообразующей ролью. Общее  назначение этих расходов - создавать  наиболее благоприятные условия  для частнопредпринимательской  деятельности.

В настоящее время  участие государства в хозяйственной  деятельности осуществляется следующими путями.

1. Финансирование  отраслей инфраструктуры.

2. Финансирование  новых отраслей, имеющих стратегическое  назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей  химической промышленности и  т.п. Эти отрасли обычно требуют  больших разовых вложений и  не гарантируют получения прибыли. 

3. Финансирование  убыточных отраслей. К таким отраслям  относится добыча каменного угля  и некоторые другие отрасли  добывающей промышленности.

4. Финансирование  отраслей, требующих больших первоначальных  вложений и имеющих длительный  срок окупаемости. 

5. Финансирование  сельского хозяйства и малодоходных  отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.

6. Финансирование  научно-исследовательских работ  фундаментального и поискового  характера. Участие государства  в этих затратах вызвано рисковым  характером научных изысканий. 

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как  «обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

- утверждение налогов  - прерогатива законодательной власти;

- налог является  индивидуально безвозмездным; 

- односторонний характер  установления налога;

- уплата налога  как обязанность налогоплательщика  не порождает встречной обязанности  государства; 

налог взыскивается в условиях безвозвратности;

цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного  расхода.

Классификация налогов  может быть проведена по разным критериям:

1. По способу взимания:

прямые налоги, которые  взимаются непосредственно с  доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов  является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые  налоги, уплачиваемые с учетом  не действительного, а предполагаемого  среднего дохода плательщика  (например, налоги на имущество  юридических и физических лиц);

- личные прямые  налоги, взимаемые с реально полученного  дохода с учетом фактической  платежеспособности налогоплательщика  (например, налог на прибыль организаций);

косвенные налоги, которые  включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных  налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:

- косвенные индивидуальные  налоги, которыми облагаются строго  определенные группы товаров  (например, акцизы);

- косвенные универсальные  налоги, которыми облагаются в  основном товары;

- фискальные монополии,  распространяемые на все товары, производство и реализация которых  сосредоточены в государственных  структурах;

- таможенные пошлины,  которыми облагаются товары и  услуги при пересечении государственной  границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости  от органа, который устанавливает  и имеет право изменять и  конкретизировать налоги, они подразделяются  на:

- федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством  страны и являются едиными  на всей ее территории;

- региональные, которые  устанавливаются в соответствии  с законодательством страны, законодательными  органами ее субъектов; 

- местные, которые  вводятся в соответствии с  законодательством страны местными  органами власти.

3. По целевой направленности  введения налоги классифицируются:

- абстрактные (общие)  налоги, предназначенные для формирования  доходов государственного бюджета  в целом; 

- целевые (специальные)  налоги, которые вводятся для  финансирования конкретного направления  государственных расходов.

4. В зависимости  от субъекта-налогоплательщика это  налоги:

- взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);

- взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

- смежные, которые  уплачивают как физические, так  и юридические лица (например, земельный  налог).

5. По срокам уплаты  налоги бывают:

- срочные, которые  уплачиваются к сроку, определенному  нормативными актами (например, государственная  пошлина);

- периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Реализация практического  назначения налогов осуществляется посредством функций налогов.

Фискальная функция  означает формирование государственных  доходов путем аккумулирования  в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

Информация о работе Фискальная политика и проблемы её реализации