Денежная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и подъему - один из ключевых вопросов российской экономики в ближайшей перспективе. В свою очередь, эта готовность переориентироваться с инфляционно спекулятивного курса на курс инвестиции, на обслуживание отраслей, способных к росту производства товаров и услуг, зависит от слаженности действий государства и банков. Эффективность воздействия государственных институтов на финансово-экономический климат, в котором работают российские банки, приобретает первостепенное значение

Содержание

Введение.
Глава 1. Денежная система.
1.1. Понятие денежной системы и её типы
1.2. Денежная масса.
1.3. Денежное обращение.
1.4. Банковская система государства
Глава 2. Кредитная система
2.1. Кредит его функции и формы.
2.2. Цели и объекты монетарной политики государства.
2.3. Инструменты регулирование денежного обращения
2.4. Денежный мультипликатор.
Заключение.
Библиографический список:

Работа содержит 1 файл

Денежная система.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Государство, стремясь к ослаблению возможных цикличе­ских колебаний экономических процессов, предпринимает ме­ры к регулированию процесса производства, используя денеж­ную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, осо­бенно в результате господства кредитных денег.

Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в эконо­мике в середине 70-х годов получило распространение таргетирование — установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита. которыми должны руководствоваться центральные банки.

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рас­сматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспе­чения стабилизации экономики. В США таргетируются все че­тыре денежных агрегата (М1, М2, М3, М4), во Франции — толь­ко агрегат М2. Однако практика показала слабую эффектив­ность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.

Итак, современная денежная система зарубежных стран ха­рактеризуется следующими основными чертами:

1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

2) переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

3) сохранением в денежном обороте некоторых стран "наря­ду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейс­ких билетов;

4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных зо­лотых и валютных резервов;

5) развитием и преобладанием в денежном обращении без­наличного оборота при одновременном сокращении наличного;

6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагаю­щего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, ко­торое ведет к инфляционному процессу[2].

 

Денежная система Российской Федерации

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валю­той) является рубль. Введение на территории РФ других денеж­ных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установле­но. Официальный курс рубля к иностранным денежным едини­цам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публику­ется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, органи­зации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, явля­ются банкноты и металлические монеты, которые обеспечива­ются всеми активами Банка России, в том числе золотым запа­сом, государственными ценными бумагами, резервами кредит­ных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а так­же их описание публикуются в средствах массовой информа­ции. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимо­сти на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть, меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты мо­гут быть объявлены по закону недействительными (утративши­ми силу законного платежного средства). Подделка и незакон­ное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации налич­ного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хра­нение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответ­ствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кре­дитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безна­личных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве пла­тежных документов для безналичных расчетов используются пла­тежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные тре­бования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксирован­ный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлени­ями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и ут­верждается в порядке, установленном банковским законодатель­ством. Банк России, наделенный исключительным правом эмис­сии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования дей­ствительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Цен­тральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регу­лирования экономики, Центральный банк привлекает следую­щие инструменты:

      ставки учетного процента (дисконтную политику);

      нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

      операции на открытом рынке;

      регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреж­дений, а также других юридических лиц на территории РФ созда­ются расчетно-кассовые центры при территориальных главных уп­равлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представ­ляют собой запасы нс выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток на­личных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоря­жению Банка России, который устанавливает их величину ис­ходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резерв­ных фондах обусловлена:

      необходимостью удовлетворить нужды экономики в налич­ных деньгах;

      обновлением денежной массы в обращении в связи с при­шедшими в негодность деньгами;

      поддержанием обязательного покупюрного состава денеж­ной массы в целом по стране и регионам;

      сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денеж­ных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. пре­дельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ[3].

 

1.2. Денежная масса.

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и при­надлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и структура денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX в. при золотом обраще­нии структура денежной массы была в развитых странах такова:

золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10%; накануне Первой мировой войны — соответственно 15, 22 и 67%. Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру

денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли не­разменные кредитные деньги, которые стали выступать в на­личной и безналичной формах.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала и экономически развитых странах, а за­тем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4.

• Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банк­ноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях при­быльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии кото­рых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Рес­публике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии ко­торых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга[4].

Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

• Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для пла­тежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные по­ручения (преобладающая форма расчетов в российской экономи­ке) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, на­коплению и потреблению.

• Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государ­ственные ценные бумаги. Последние не функционируют как сред­ство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих бан­ках изымаются в любое время и превращаются в наличность Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидно­стью, чем сберегательные депозиты. В США агрегат М2 включает:

М1 — 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%), сберегательные и срочные депозиты — 74%.

• Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бу­маги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерче­ские векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гаран­тии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

• Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депо­зитов в кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в против­ном случае происходит нарушение денежного обращения. Прак­тика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются ослож­нения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют раз­ное количество агрегатов (например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3 К денежным агрегатам относят; М0 — наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 — средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2; равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

К началу 1994 г. структура совокупной денежной массы Рос­сийской федерации имела следующий состав:

М0 - 29,8%; М1(без М0) - 66,71%; М2 (без М1,) - 3,1%;

М3 (без М2) - 0,5%.[5]

Данные свидетельствуют, что почти треть денежной массы приходится на наличные деньги. Причем этот денежный агре­гат за последние четыре года резко увеличился. Рост наличных денег, которые обслуживают население, а в современных условиях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает не-хватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота и наличный— результат жесткой финансовой политики и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокра­щение безналичного оборота свидетельствует о снижении воз­можности государства влиять на реальные хозяйственные про­цессы.

Информация о работе Денежная система