Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:57, реферат
Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и подъему - один из ключевых вопросов российской экономики в ближайшей перспективе. В свою очередь, эта готовность переориентироваться с инфляционно спекулятивного курса на курс инвестиции, на обслуживание отраслей, способных к росту производства товаров и услуг, зависит от слаженности действий государства и банков. Эффективность воздействия государственных институтов на финансово-экономический климат, в котором работают российские банки, приобретает первостепенное значение
Введение.
Глава 1. Денежная система.
1.1. Понятие денежной системы и её типы
1.2. Денежная масса.
1.3. Денежное обращение.
1.4. Банковская система государства
Глава 2. Кредитная система
2.1. Кредит его функции и формы.
2.2. Цели и объекты монетарной политики государства.
2.3. Инструменты регулирование денежного обращения
2.4. Денежный мультипликатор.
Заключение.
Библиографический список:
28
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Денежная система.
1.1. Понятие денежной системы и её типы
1.2. Денежная масса.
1.3. Денежное обращение.
1.4. Банковская система государства
Глава 2. Кредитная система
2.1. Кредит его функции и формы.
2.2. Цели и объекты монетарной политики государства.
2.3. Инструменты регулирование денежного обращения
2.4. Денежный мультипликатор.
Заключение.
Библиографический список:
Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и подъему - один из ключевых вопросов российской экономики в ближайшей перспективе. В свою очередь, эта готовность переориентироваться с инфляционно спекулятивного курса на курс инвестиции, на обслуживание отраслей, способных к росту производства товаров и услуг, зависит от слаженности действий государства и банков. Эффективность воздействия государственных институтов на финансово-экономический климат, в котором работают российские банки, приобретает первостепенное значение
Банковский сектор России в сравнении с другими отраслями смог не только адаптироваться к структурной перестройке экономики, но и радикально обновиться в ходе реформ. За последние годы сформировались основы двухуровневой банковской системы. Появилась группа сильных частых коммерческих банков, способных работать в национальном масштабе и на уровне, близком к международному. Не в последнюю очередь они подталкивают и бывшие спецбанки, унаследовавшие государственно-бюрократический стиль работы, к переходу в режим реального рынка и конкуренции.
Нынешняя банковская система, как и многие другие секторы экономики, - продукт стремительного раскручивания частной инициативы при попытках государственно-бюрократической машины регулировать этот процесс исходя из унаследованного от прежних времен правила меньше свободы - больше порядка. Этот алгоритм появился еще в ходе «перестройки», когда высшая власть декларировала очередную экономическую свободу создание кооперативов, предоставление предприятиям права самостоятельно вести внешнеторговую деятельность. Но затем предпринимались попытки (часто с опозданием) подчинить выходящий из-под контроля процесс методами запретов и блокирующих бюрократических процедур Последние опирались не на закон, а на мнение чиновника, наделенного властью и мыслящего в границах планового хозяйства.
Не только политика, но и финансовая стабилизация - это искусство возможного. Не может быть ни рыночной экономики в целом, ни здорового банковского сектора в особенности без обуздания инфляции и восстановления у национальной валюты признаков реальных денег. Нельзя было ожидать от коммерческих банков цивилизованной работы без упорядочения государством кредитно-денежной и финансовой систем страны на основе четких «правил игры» (включая банковский надзор и контроль), устанавливаемых опять же государством (законы, регулирующие механизмы, предсказуемость действий правительства и Центрального банка).
Эффективность любой экономики определяется двумя составляющими созидательной и предприимчивой силой частных лиц, а также гибкостью хозяйственного механизма, регулируемого государством. Однако государство - это не только законодательная база и регулирующие инструменты, и не только «верхи», но и клерки, госбюрократия, которые доводят управленческие решения до экономических субъектов.
В условиях слабой конституционно-законодательной базы ход реформ и состояние экономики и общества предопределяют не государственные регулирующие институты и их естественно предопределенные функции, а люди, их возглавляющие и «населяющие».
Речь, таким образом, идет не о курсе экономической политики, а о выборе инструментов, об интенсивности и последовательности их применения. На более раннем этапе связывание избыточной денежной массы через более эффективную блокировку централизованных кредитов (выпуск облигаций того же сберегательного займа хотя бы на год раньше), расчистка завалов регулирующих (отменяющих, дополняющих и нередко противоречащих друг другу) постановлений и распоряжений (список мер этим, конечно, не исчерпан) укрепили бы доверие и к рублю, и к государственной власти, подготовив почву для ослабления инфляционных ожиданий у предприниматели и банков, а также у населения.
Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI — XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения.
В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) различают денежные системы двух типов:
система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;
система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.
При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.
• Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. На рынке устанавливались две цены на один товар. Эта система существовала в XVI — XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовала и в ХX в.
Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента вступило н противоречие с природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех товаров. Эта система не обеспечивала устойчивости денежного обращения, поскольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило к колебанию цен на товары. Развитие капитализма, требующее стабильности денежной системы, единого всеобщего эквивалента, обусловило переход к монометаллизму,
• Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из одного благородного металла и знаки стоимости, разменные на монеты. Серебряный монометаллизм существовал в России (1843 — 1852 гг.), Индии (1852
- 1893 гг.), Нидерландах (1847 - 1875 гг.), Китае (до 1935 г.). В большинстве развитых стран в конце XIX в. биметаллизм и серебряный монометаллизм сменился золотым монометаллизмом. В России золотое обращение стало действовать с 1897 г.
• Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.
Золотомонетный стандарт, соответствующий периоду свободной конкуренции и развития производства, кредитной системы и торговли, характеризовался золотым обращением, свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением золота между странами. Закон денежного обращения действовал автоматически. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война, потребовавшая больших военных затрат, вызвала рост дефицита воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.
После окончания Первой мировой войны вводятся урезанные формы золотого монометаллизма: -золотослитковый стандарт (Великобритания, Франция), при котором банкноты обменивались на золотые слитки, и золотодевизный стандарт (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и др.),при котором банкноты обменивались на д е в и з ы (платежные средства в иностранной валюте), разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929 — 1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги[1].
Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.
В 1944 г. международная денежная система капитализма сформировалась в рамках мировой валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США). По форме Бреттон-Вудская денежная система представляла собой своеобразный межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами являются:
золото выполняло функцию мировых денег, оно выступало средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;
кроме золота в международном платежном обороте использовались национальная денежная единица США — доллар и английский фунт стерлингов, имеющий более узкую сферу действия;
доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официально установленному соотношению, если он представлялся (с 1934 г.) центральными банками и правительственными учреждениями стран. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее;
национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом (МВФ) соотношениям. Все обратимые национальные денежные единицы через доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты между странами.
В связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны международная
денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, а 1971 — 1973 гг. потерпела банкротство: доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; был прекращен обмен с 1 августа 1971 г. доллара на золото; отменена официально долларовая цена золота.
• На смену Бретгон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная система, оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:
а) мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ — СДР, которые становились международной счетной единицей;
б) доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;
в) юридически была завершена демонетизация золота; утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены. Однако золото осталось резервом государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран.
Современные денежные системы зарубежных стран, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного обращения.
• Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (I доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам)
• Масштаб цен — как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Последнее определение масштаба цен утратило экономическое значение, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.
• Виды денег, являющихся законными платежными средствами, — прежде всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньга (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся банковские билеты в 100,50,20,10,5,2 и 1 доллар (выпуск 500-долл. и выше прекращен), казначейские ноты (билеты, выпускаемые Казначейством США) в 100 долл., а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10 и 1 цент.
В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются либо выпускаются в ограниченных количествах, тогда как в слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое обращение. Так, в Индонезии обращаются банкноты достоинством 10000, 5000, 1000, 500, 100 рупий казначейские билеты — 200, 100, 25, 10, 5 и 1 рупий и монеты — 100 50, 25, 10, 5, 2 и 1 сен (1 сен равен 0,01 рупии).
• Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) I государствах осуществляют:
центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в развитых странах) общего выпуска наличных денег.
Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.