Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:52, контрольная работа
Цена есть результат компромисса между продавцом и покупателем. Это своего рода индикатор, свидетельствующий о настроениях, которые царят в массах продавцов и покупателей. Предположим, что количество продавцов на рынке сокращается, а покупателей увеличивается. Тогда у покупателей увеличивается страх потерять продавца, а у продавцов увеличивается желание выручить у покупателей побольше денег, и в результате цена ползет вверх. Если ситуация меняется в обратную сторону, то страх потерять покупателя уже владеет продавцами, а покупатели диктуют им свои условия, и как следствие, цены падают. Так на микроуровне происходит установление равновесной рыночной цены.
Цена: понятие, функции, состав, структура
Факторы, влияющие на установление цен
Процесс установления цены. Методы установления цены
Стратегии ценообразования
Тема: Ценообразование в маркетинге
1. Цена: понятие, функции, состав и структура
Цена на товар — это плата клиента за пакет потребительских ценностей, куда входят товары, услуги, идеи и их комплексы.
Цена есть результат компромисса между продавцом и покупателем. Это своего рода индикатор, свидетельствующий о настроениях, которые царят в массах продавцов и покупателей. Предположим, что количество продавцов на рынке сокращается, а покупателей увеличивается. Тогда у покупателей увеличивается страх потерять продавца, а у продавцов увеличивается желание выручить у покупателей побольше денег, и в результате цена ползет вверх. Если ситуация меняется в обратную сторону, то страх потерять покупателя уже владеет продавцами, а покупатели диктуют им свои условия, и как следствие, цены падают. Так на микроуровне происходит установление равновесной рыночной цены.
Графически процесс установления рыночной равновесной цены можно представить следующим образом:
График отражает рыночный механизм регулирования торгового процесса. Если на рынке устанавливается цена, выше равновесной, количество продавцов, желающих продать товар, больше количества покупателей, желающих купить его по такой цене. Обратная ситуация наблюдается, если рыночная цена меньше равновесной. Равновесие достигается в точке, где количество продавцов и покупателей совпадает. Там же определяется и равновесный объем продаж товара.
Функции цен
В современном обществе цены представляют собой важную систему индикаторов, с помощью которых регулируется вся хозяйственная жизнь.
Цены в экономике выполняют сразу несколько функций:
Состав и структура цены
Состав и структура цены представлены на следующем рисунке:
Следует различать такие понятия, как состав и структура цены. Состав цены – это совокупность элементов, которые образуют конечную цену на продукцию. В зависимости от вида цены, ее состав может существенно меняться. Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах.
2.
Факторы, влияющие
на установление
цен
По отношению к предприятию существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие. Прежде всего, они влияют на степень свободы действия предприятия в области ценообразования на свою продукцию.
Рис. 1. Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования на предприятии.
Приведем краткую характеристику каждого из этих факторов.
1.Потребители.
Покупатели существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Сюда можно отнести, прежде всего, психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к товарам и услугам, отношение к новому, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг.
Помимо психологических, существуют и экономические аспекты поведения покупателей. Сюда относятся такие понятия как покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены постоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар покупать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора, покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки в сочетании с его финансовыми возможностями.
2.Рыночная среда. Рыночная среда является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние оказывается в условии монополии, минимальное - в условиях рынка совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и рынком.
3.Участники каналов
С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной ценой предприятия - изготовителя данной продукции. В конечном итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое, в свою очередь, стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в случае мультипликационного эффекта ситуация может быть прямо противоположной - в процессе роста цен будет наблюдаться явление неограниченного спроса, т.к. в движение придет инфляционная спираль цены - заработная плата.
4.Государство. Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
4.1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен;
4.2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
4.3 Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной
деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:
3. Процесс установления цены. Методы установления цены
Процесс расчета цен состоит из шести этапов:
1. Постановка задач ценообразования
Прежде всего, фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара:
2. Определение спроса
Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон. Например, парфюмерная фирма обнаружила, что, повысив цену, она продала духов не меньше, а больше. Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности этих духов.
Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. При замере соотношений между ценой и спросом исследователь рынка должен помнить, что на спросе могут сказаться, помимо цены, и другие факторы. Экономисты установили, что под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение ее формы.