Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:09, контрольная работа
Для российской экономики начало 90-х гг. стало переломным моментом, поскольку этот период тесно связан с отказом от старых административно-командных форм хозяйствования и переходом к новым, рыночным формам. В связи с этим перед отечественными предприятиями встали проблемы, от решения которых во многом зависит эффективность как их непосредственной деятельности, так и всей экономики страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА 5
1.1 Понятие и сущность маркетинга 5
1.2 Основные принципы маркетинга 10
Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА 14
2.1 Цели и задачи маркетинга 14
2.2 Функции маркетинга 17
Глава 3. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ. ВИДЫ МАРКЕТИНГА 24
3.1 Концепции управления маркетингом 24
3.2 Виды маркетинга 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
1) производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;
2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя, обеспечение его средствами или комплексом средств для решения конкретных проблем (альтернативный принцип – производство товаров и услуг с последующим поиском сбыта);
3) эффективная реализация
4) обеспечение долговременной
5) единство стратегии и тактики производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей [5, с.13].
Итак, если проанализировать все выше представленные определения можно выделить совокупности «основных принципов маркетинга», а именно:
- необходимость знания
- необходимость знания рыночной
ситуации в определенном
- стремление удовлетворить
- наличие гибкости производства, основанного на точном знании целевого сегмента «своего» рынка;
- необходимость проведения
- необходимость планирования по
различным временным
- необходимость проведения в жизнь принятых маркетинговых решений (в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках);
- продвижение товаров и услуг;
- осуществление различных форм информации, убеждения или на- поминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой марке и т.п.
Существует достаточное
Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм.
Но могут возникнуть, например, следующие вопросы:
- Достаточное ли количество принципов маркетинга выделено ?
Ответ: минимально необходимое число принципов, используемых в маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах
- Что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть?
Ответ: практически любой новый принцип маркетинга может быть либо интегрирован в данный список, либо добавлен к имеющимся.
Например: входит ли реклама в принцип маркетинга? По этому поводу ответ может быть следующим: реклама – элемент так называемой коммуникационной политики, которая, кстати, в мировом маркетинге имеет несколько иной статус, чем принцип маркетинга. Фирма, для которой маркетинг необходим, должна составлять маркетинговые программы постоянно, а не от случая к случаю.
В маркетинге используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую последовательную корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то корректировки должны вносится ежегодно, а для российских условий даже чаще, поскольку политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на любом рынке и достижение определенных количественных показателей (объем прибыли, объем рынка и т.д.) напрямую зависят от постоянно изменяющихся ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных регионах, социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых видов рекламы и т.п. Поэтому, необходимо включение в планы некоторых финансовых и ресурсных «подушек» - резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств.
При разработке маркетинговых программ, как и планов внутрифирменного развития, используется также принцип многовариантности, т. е. соответствующие службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта – минимальный или наихудший, оптимальный, наиболее вероятный и максимальный или наилучший) [15, с.8].
Таким образом, все вышеперечисленные принципы маркетинга обусловливают общую направленность целей предприятия в области маркетинга. В общем виде, к основным принципам маркетинга относятся: - ориентация на потребителя; - комплексность; - гибкость и адаптивность; - обеспечение стратегии производства через воздействия рынка; - нацеленность на перспективу; - программно-целевой подход; - нацеленность сбытовой деятельности предприятия на достижение конечного практического результата.
Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА
2.1 Цели и задачи маркетинга
В современную эпоху запросы
потребителей быстро растут и становятся
чрезвычайно индивидуализирован
Маркетинг выступает как концепция рыночного управления фирмой, ориентированная на запросы потребителей для достижения определенных целей.
Главная цель маркетинга – ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем задача маркетинга – не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.
Цели маркетинга могут быть долгосрочными и краткосрочными. Долгосрочной целью, принципом и функцией маркетинга любого бизнеса является оптимизация прибыли. Вся маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на достижение этой цели: долгосрочная цель маркетинга совпадает с общей рыночной целью фирмы [10, с.39].
Однако на определенном этапе развития компании приоритетными могут стать одна или несколько среднесрочных или краткосрочных целей маркетинга.
Основные краткосрочные цели:
1) максимизация краткосрочной
2) расширение рыночного влияния
компании – ведение активной
конкурентной борьбы в
3) стабилизация достигнутого положения – быстрый постоянный рост может быть пагубным для компании, которая не сможет адаптироваться к изменившимся масштабам деятельности; кроме того активная атака конкурентов, после удачного завершения, требует восстановления ресурсов компании, проведения мероприятий по укреплению на захваченных рынках.
Функции маркетинга определяются следующими целями компании.
1) Общественно-социальные, внешние цели:
- достижение максимально возможного уровня потребления;
- достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
- предоставление потребителям максимально широкого выбора;
- повышение качества жизни;
- укрепление экономики страны;
- забота о сохранении и улучшении экологии;
- помощь слабым и нетрудоспособным;
- внесение вклада в культурное достояние народа;
- забота о благополучии собственных сотрудников.
2) Внутренние цели:
- сохранение и расширение своей доли рынка;
- укрепление конкурентных позиций;
-обеспечение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.
Перед современным маркетингом как рыночной концепцией управления стоят следующие задачи:
- тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потребителей;
- приспосабливать производство к этим требованиям, выпускать товары, отвечающие спросу;
- воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.
Важнейшей задачей маркетинга является
обеспечение максимально
Вывод: основная цель маркетинга – обеспечение максимального объема сбыта продукции и получение достаточной прибыли путем максимального удовлетворения запросов потребителей.
Для достижения главной цели выдвигаются промежуточные цели: - удовлетворение требований потребителей; - достижение превосходства над конкурентами; - завоевание или расширение доли рынка;- обеспечение роста продаж (прибыли).
Могут быть выделены следующие задачи маркетинговой деятельности на предприятии:
- исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму;
- маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы;
- анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых действует или будет действовать предприятие, включая исследование деятельности конкурентов;
- участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения предприятия;
- формирование ассортиментной политики предприятия;
- разработка ценовой политики предприятия;
- разработка политики распределения товаров предприятия;
- коммуникации маркетинга; - сервисное обслуживание.
2.2 Функции маркетинга
Задачи маркетинга предопределяют и его основные функции.
Функции маркетинга:
1) Аналитическая функция маркетинга.
- Изучение рынка как такового. Рынок – форма экономического обмена или сфера товарного обращения, ограниченная определёнными параметрами (место расположения, размеры, емкость).
Виды рынков: 1) мировой рынок (железной руды, хлопка); 2) региональный рынок (группы стран: ЕС, Африка); 3) национальный рынок (российский автомобильный рынок); 4) местный рынок (отдельный регион).
Классификация рынков по видам и группам товаров и услуг: 1) рынок производственных товаров; 2) рынок потребительских товаров; 3) рынок услуг.
Классификация рынков по признаку товара: 1) рынок специализированных товаров; 2) рынок сырья; 3) рынок промышленных товаров; 4) рынок потребительских товаров; 5) рынок ценных бумаг.
Классификация рынков по типу потребителя: 1) массовый рынок; 2) средний рынок; 3) элитный рынок; 4) городской-сельский рынок.
Очевидно, следует провести аналитическую работу с целью выбора из множества потенциальных рынков таких, которые могут быть наиболее интересными и приоритетными для предприятия и его товаров, на которых с наименьшими усилиями и затратами можно достичь коммерческого успеха.
- Изучение потребителей. На любом рынке действует, как правило, множество потребителей различного вида продукции. Определение таких групп называется в маркетинговой терминологии сегментацией рынка (потребителей). Она обычно проводится по следующим критериям.
Для товаров производственного назначения по: - величине фирм-покупателей; - объему закупок; - специфике (специализации) основного производства; - деловой репутации руководителей фирм-покупателей; - требовательности руководства фирм-покупателей к качеству и техническому уровню закупаемой продукции.
Для товаров, индивидуального потребления по: - месту жительства покупателя (сельская местность, большой город, небольшой город или поселок); - возрасту и полу; - уровню индивидуальных (семейных) доходов; - образовательному цензу и социальному положению в обществе; - реакции на новые товары (новаторы, быстро адаптирующиеся, консерваторы, ретрограды и т.п.).
- Изучение фирменной структуры рынка. Для того, чтобы ответить на вопрос, какие участники рыночных отношений и как действуют на интересующем нас рынке, какие фирмы и организации могут оказать содействие предприятию в продвижении его продукции на выбранных рынках, кто и как может противодействовать коммерческой работе, рекомендуется провести систематизацию и изучение участников рыночных отношений. Исследование обычно проводят по трем группам фирм:
1) Фирмы-контрагенты (фирмы-покупатели).
2) Фирмы-конкуренты.
3) Фирмы-посредники.
Фирмы-контрагенты – это