Целевая аудитория средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 08:43, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данной дипломной работы связана с кризисным состоянием многих российских печатных СМИ после вступления в рынок. Новые социально-экономические условия заставили издания из партийных и государственных органов превратиться в товар, который выставляется на рынок и либо находит своего покупателя, либо приносит убытки и разорение своему производителю. Для успеха издания стала жизненно необходима грамотная маркетинговая стратегия.

Содержание

Введение

1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования

1.1. Аудитория и издание: аспекты взаимоотношений и практика исследований

1.2. Методика аудиторных исследований

1.3. Сегментация аудитории СМИ

2. Маркетинг СМИ. Теория и практика

2.1. Рынок СМИ. Целевая аудитория издания

2.2. Маркетинговые стратегии конкретных изданий

3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории

3.1 Необходимость концепции и ее составляющие

3.2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории

Заключение

Приложения

Литература

Работа содержит 1 файл

64.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      Итак, целевая аудитория определена. Для газет это может быть «чисто территориальная» или «территориально-слоевая» аудитория. Для журналов - «просто специализированная» и «узко специализированная». Это связано со спецификой данных видов СМИ. Рынок газет прежде всего территориальный131. Здесь возможны два базовых варианта - газета «для всех» на очень ограниченной территории (город, район, несколько районов) или газета «для определенного сегмента» потребителей, например качественная городская газета крупного города, равно как и бульварная городская газета этого же города. В этом случае издание привязывается не только к территории, но и к социально-демографическим и психографическим характеристикам потребителя. Его уже не надо делать «универсальным», как районную газету, а надо стремиться максимально удовлетворить запросы исключительно своей целевой аудитории, не более того. Крайний случай такой специализации - издаваемые в столицах «деловые» газеты, предназначенные для крайне узкого сегмента аудитории, однако при относительно небольшом тираже перспективные и прибыльные.

      В случае с журналами необходимо определиться, предназначено ли издание «для всех», так или иначе затрагиваемых  его тематикой, или же оно будет  стремиться к достижению узкого сегмента определенной аудитории. В первом случае изданию необходима широта тем, во втором все решает глубина. К примеру, женские журналы «Лиза» и «Cosmopolitan» предназначены, в принципе, для всех женщин. А журналы «9 месяцев» и «Худеем правильно» содержат углубленную информацию о конкретных сторонах жизни женщины. Журнальному изданию необходим «оптимум» тематики, чтобы его «было зачем купить», чтобы широта и глубина подачи информации совпадала с ожиданиями и запросами его аудитории.

      Следующий вопрос, с которым необходимо определиться издателю, это критерий «своя-чужая» информация132. Так для районной газеты обзор местных спортивных секций - это «своя» информация. А углубленные рассуждения о достоинствах и недостатках того или иного вида единоборств - это уже «чужая» информация, это подошло бы специализированному спортивному журналу. Равно как для спортивного журнала, к примеру, предназначенного для любителей единоборств, «чужой» окажется детализованная информация о спортивных автомобилях. Издателю нужно четко уяснить место его издания в системе потребления массовой информации его целевой аудиторией, и избегать дублирования уже существующих более доступных каналов, в то же время искать и заполнять «щели», оставленные ими в его новостном поле. Особенно это касается центральных газет, вынужденных конкурировать с телевидением, и поэтому не могущих сводить свою работу к простому информированию о событиях, о которых уже было сказано накануне в вечерних теленовостях. В газете должно быть «еще нечто»: аналитика, документация, подробности, которые не засняты, но хорошо поддаются описанию словами - то, что по своему формату подходит именно для передачи при помощи прессы133.

      При планировании содержания необходимо учитывать  момент «адресности». Какая-то часть  сообщений будет информацией  «для всех», какая-то - «для всей целевой аудитории», а еще какая-то - «для узкого сегмента этой аудитории», тех, кто напрямую затронут темой данного сообщения либо кого оно гарантированно может заинтересовать. Касательно последнего типа информации, то в районной газете это могут быть справочные тематические страницы об образовательных и медицинских учреждениях округи, в центральной газете - философско-методический материал о рекомендуемых действиях родителей, дети которых стали наркоманами. Издание должно быть грамотно наполнено материалами с разной, но заранее определенной адресностью134. При этом рекомендуется даже заранее просчитывать поле адресности, в обязательном порядке заготавливать материалы для соответствующего сегмента, чтобы его не потерять. Так

      если  центральная газета хочет, чтобы  ее читали в правительстве, она должна из номера в номер писать о правительстве, отслеживать его деятельность, публиковать информацию даже при условии, что она будет интересна лишь узкому кругу читателей, что рейтинг данных материалов среди читателей издания в целом будет крайне низок.

      Необходимо  также учесть, что издания, предназначенные  для работы, для практической деятельности и издания, потребляемые «из интереса»  требуют совершенно разного подхода  при представлении одинаковой информации. В первом случае важна точность и основательность, все остальное вторично. Во втором - самым главным становится интерес, убеждение читателя в значимости и эмоциональной привлекательности данного сообщения. Поэтому при создании концепции издания обязателен учет того, кем и с какой целью оно будет потребляться135.

      Важно также определиться, какое место  займет издание в семье выписавшего  либо купившего его. Будет ли оно  прочтено другими членами семьи  или же оно предназначено исключительно  на своего «узкого» целевого читателя. Крайние полюса здесь - «семейные» газеты по типу «Аргументов и Фактов» с одной стороны и деловая пресса, например, непонятные непосвященным «Ведомости» с другой. При планировании содержания издания рекомендуется учитывать возможность «семейного» чтения и вводить в издание материалы, могущие привлечь других членов семьи, сделать их хотя бы «пассивными» читателями (теми, кто никогда не купит или не выпишет издание самостоятельно, но хотя бы возьмет его в руки, если не надо платить и есть время).

      Так как одним из главных мотивов обращения к СМИ являются развлечения, издателю необходимо определить их долю в своем проекте. Крайние полюса здесь - издание чисто развлекательное либо издание предельно серьезное, подразумевающее, что свою порцию развлечений его читатель получит в другом месте либо в другом издании. Нужно определиться с типом развлечений. Так для бульварной газеты отсутствие эротики будет минусом, для качественной наоборот ее наличие может привести к неадекватному восприятию аудиторией имиджа данной газеты. Качественное издание должно развлекать, но делать это также «качественно», через неудачные высказывания политиков или курьезные фотоснимки. А для районной газеты неудачным выходом будет простая перепечатка анекдотов из сборников или сети Интернет. Удачным - поиск смешного и курьезного на «своей» территории.

      Издание в глазах читателя - это не только содержание, информация, но и его  внешний вид. При выборе издания  роль дизайна не меньше роли содержания, а с учетом того, что значительная часть аудитории многих изданий формируется за счет «случайных» покупателей, именно дизайн является определяющим при выборе данного издания в газетном киоске136. Оформление издания должно соответствовать образу изданий данного типа в сознании аудитории. Так если качественные газеты принято издавать форматом А2 или В2137, то появление на прилавке таблоида, заявленного как качественное издание, может быть воспринято неадекватно, и издателю придется тратить дополнительные деньги на продвижение своего необычно сделанного продукта. Равно как и выпуск газеты форматом А4 - аудитория может попросту не понять, что ей предлагают.

      Для журналов формат играет меньшую роль, так как подавляющее большинство  журналов выходят стандартным форматом А4. Впрочем, формат тоже может работать на концепцию издания - предназначенный для женщин журнал «Профилактика»138 издается форматом 190 мм х 140 мм  - как раз под размер дамской сумочки. А рассчитанный на московскую бизнес-элиту журнал «М-Коллекция» решено было делать необычным форматом 420 мм х 280 мм139. Это сделали для подчеркивания особого статуса его аудитории - покупателей люксовых бутиков, которым дарят журнал при покупке в знак признания их жизненного успеха.

      Следующий элемент оформления издания, определяемый его концепцией - это тип верстки. Разновидность верстки определяют прежде всего два параметра: соотношение текстовой и иллюстративной информации, раздел площади между ними, и роль изобразительных элементов по отношению к текстовым. Что касается соотношения

      иллюстративной  и текстовой информации, то на одном полюсе находятся издания, низводящие тексты до «емкой подписи под фотографиями»140, а на другом качественная пресса, в которой площадь, занимаемая текстами, превосходит площадь иллюстраций в разы. Господство текстов в газете может также стать элементом имиджа - так немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung» традиционно вообще не публикует иллюстрации на первой полосе, она у этого издания сплошь текстовая.

      А по поводу соотношения ролей изобразительных  и текстовых элементов в издании  следует отметить, что если издание предназначено для работы либо является источником серьезной информации, требующей спокойного вдумчивого чтения, тогда иллюстративные элементы носят вспомогательный характер, не привлекая к себе внимания и давая возможность сосредоточиться на тексте. Если же издание предназначено в большей мере для развлечения, тогда текстовая и иллюстративная составляющие меняются местами, и уже иллюстрации захватывают инициативу, являясь главной приманкой для читателя. Внимание читателя в этом случае должен привлечь каждый элемент оформления, издание должно быть интересным, «цепляющим» при разглядывании. Чтение же собственно статей тут уже второстепенно и необязательно141.

      И последний элемент оформления, который  также является определяющим при  разработке концепции издания с учетом целевой

      аудитории - это дизайн первой полосы либо, в  случае журнала - обложки. Здесь определяющим является способ приобретения издания. Для подписных изданий либо для  качественных с устойчивой аудиторией и сформированным имиджем допускается спокойное оформление с вынесением на первую полосу самого важного для целевой аудитории с точки зрения издателя. В случае промаха издателя ждет внутреннее несогласие аудитории с тем, что данный материал действительно важен для нее и достоин вынесения на первую полосу, и, как следствие, в дальнейшем отказ от покупки либо подписки142. На приобретение же конкретного номера дизайн и заголовки первой полосы оказывают весьма малое влияние. А для массового или бульварного издания, равно как и глянцевого журнала «общего интереса» дизайн первой полосы или обложки может явиться определяющим, так как их приобретают, как правило, в розницу, и решение об их приобретении и о выборе именно этого издания из ему подобных принимается непосредственно в момент покупки. Поэтому первая полоса обязана «цеплять» читателя, служить «крючком» для ловли внимания, иначе производство всего остального издания оказывается бессмысленным - читатель не купит его и не прочитает.

      2. «Ценообразование». С точки зрения  цены печатные СМИ можно разделить на четыре категории: распространяемые бесплатно; распространяемые за символическую плату, чтобы не опускаться до бесплатных, плата в этом случае является элементом престижа издания; платные, где плата соизмерима с себестоимостью издания и призвана покрыть хотя бы часть издержек на его производство, обычно типографские расходы; и, наконец, платные, где плата является наряду с рекламой источником извлечения прибыли.

      Спрос на платные печатные СМИ является высокоэластичным143. Это значит, что установление цены даже незначительно выше той, которую аудитория считает допустимым заплатить за данное издание равно как и рост цены, даже незначительный, могут привести к резкому падению спроса. При наличии бесплатных СМИ - радио и телевидения, а также Интернет-изданий (особенно, когда Интернетом пользуются на работе, т.е. не платя даже за доступ в сеть) печатные СМИ остаются практически единственным видом СМИ, за который надо платить деньги144. В этой связи для платного СМИ возможны две успешные стратегии - установление демпинговой цены на издание с тем, чтобы помочь читателю преодолеть психологический барьер расставания со своими деньгами или, наоборот, придание высокой ценой изданию особого статуса. Первую стратегию на российском медиа-рынке реализует газета «Русский курьер», уже год продаваемая по заниженной для цветной 12-16 полосной газеты цене 3 рубля. Вторую - некоторые глянцевые издания, предназначенные для обеспеченных людей и высокой ценой ограждающие себя от нежелательной, «нелюксовой» аудитории145.

      3. Система распространения издания. Для бесплатных изданий возможны два варианта - распространение по почтовым ящикам и распространение в местах посещения представителями целевых групп. Первое эффективно для бесплатных изданий универсальной тематики, например «Экстра-М». Второй способ позволяет достичь именно нужную аудиторию, не печатать «лишний» тираж. Примерами в данном случае могут быть названы распространяемая в университетах, Интернет-кафе и клубах молодежная газета «Акция», распространяемое в салонах сотовой связи издание «Мир БиЛайн» и ориентированная на обеспеченную московскую публику, а потому распространяемая в заведениях, посещаемых людьми, как правило, с достатком выше среднего (супермаркеты, фирменные автозаправки, кафе-клубы) еженедельная газета «Большой город».

      При платном распространении главное - удобство покупки издания читателем. Это значит, что издание должно продаваться на традиционных маршрутах  своей аудитории, и в то время, когда аудитория ходит по этим маршрутам. Так одной из неудач «Столичной вечерней газеты» была система распространения в виде продаж газеты с рук у метро и на площадях в центре Москвы с 17 до 20 часов. Такая система распространения приводила к тому, что автоматически терялась

Информация о работе Целевая аудитория средств массовой информации