Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 08:43, дипломная работа
Актуальность темы данной дипломной работы связана с кризисным состоянием многих российских печатных СМИ после вступления в рынок. Новые социально-экономические условия заставили издания из партийных и государственных органов превратиться в товар, который выставляется на рынок и либо находит своего покупателя, либо приносит убытки и разорение своему производителю. Для успеха издания стала жизненно необходима грамотная маркетинговая стратегия.
Введение
1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования
1.1. Аудитория и издание: аспекты взаимоотношений и практика исследований
1.2. Методика аудиторных исследований
1.3. Сегментация аудитории СМИ
2. Маркетинг СМИ. Теория и практика
2.1. Рынок СМИ. Целевая аудитория издания
2.2. Маркетинговые стратегии конкретных изданий
3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории
3.1 Необходимость концепции и ее составляющие
3.2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории
Заключение
Приложения
Литература
Итак, целевая аудитория определена. Для газет это может быть «чисто территориальная» или «территориально-слоевая» аудитория. Для журналов - «просто специализированная» и «узко специализированная». Это связано со спецификой данных видов СМИ. Рынок газет прежде всего территориальный131. Здесь возможны два базовых варианта - газета «для всех» на очень ограниченной территории (город, район, несколько районов) или газета «для определенного сегмента» потребителей, например качественная городская газета крупного города, равно как и бульварная городская газета этого же города. В этом случае издание привязывается не только к территории, но и к социально-демографическим и психографическим характеристикам потребителя. Его уже не надо делать «универсальным», как районную газету, а надо стремиться максимально удовлетворить запросы исключительно своей целевой аудитории, не более того. Крайний случай такой специализации - издаваемые в столицах «деловые» газеты, предназначенные для крайне узкого сегмента аудитории, однако при относительно небольшом тираже перспективные и прибыльные.
В случае с журналами необходимо определиться, предназначено ли издание «для всех», так или иначе затрагиваемых его тематикой, или же оно будет стремиться к достижению узкого сегмента определенной аудитории. В первом случае изданию необходима широта тем, во втором все решает глубина. К примеру, женские журналы «Лиза» и «Cosmopolitan» предназначены, в принципе, для всех женщин. А журналы «9 месяцев» и «Худеем правильно» содержат углубленную информацию о конкретных сторонах жизни женщины. Журнальному изданию необходим «оптимум» тематики, чтобы его «было зачем купить», чтобы широта и глубина подачи информации совпадала с ожиданиями и запросами его аудитории.
Следующий вопрос, с которым необходимо определиться издателю, это критерий «своя-чужая» информация132. Так для районной газеты обзор местных спортивных секций - это «своя» информация. А углубленные рассуждения о достоинствах и недостатках того или иного вида единоборств - это уже «чужая» информация, это подошло бы специализированному спортивному журналу. Равно как для спортивного журнала, к примеру, предназначенного для любителей единоборств, «чужой» окажется детализованная информация о спортивных автомобилях. Издателю нужно четко уяснить место его издания в системе потребления массовой информации его целевой аудиторией, и избегать дублирования уже существующих более доступных каналов, в то же время искать и заполнять «щели», оставленные ими в его новостном поле. Особенно это касается центральных газет, вынужденных конкурировать с телевидением, и поэтому не могущих сводить свою работу к простому информированию о событиях, о которых уже было сказано накануне в вечерних теленовостях. В газете должно быть «еще нечто»: аналитика, документация, подробности, которые не засняты, но хорошо поддаются описанию словами - то, что по своему формату подходит именно для передачи при помощи прессы133.
При планировании содержания необходимо учитывать момент «адресности». Какая-то часть сообщений будет информацией «для всех», какая-то - «для всей целевой аудитории», а еще какая-то - «для узкого сегмента этой аудитории», тех, кто напрямую затронут темой данного сообщения либо кого оно гарантированно может заинтересовать. Касательно последнего типа информации, то в районной газете это могут быть справочные тематические страницы об образовательных и медицинских учреждениях округи, в центральной газете - философско-методический материал о рекомендуемых действиях родителей, дети которых стали наркоманами. Издание должно быть грамотно наполнено материалами с разной, но заранее определенной адресностью134. При этом рекомендуется даже заранее просчитывать поле адресности, в обязательном порядке заготавливать материалы для соответствующего сегмента, чтобы его не потерять. Так
если центральная газета хочет, чтобы ее читали в правительстве, она должна из номера в номер писать о правительстве, отслеживать его деятельность, публиковать информацию даже при условии, что она будет интересна лишь узкому кругу читателей, что рейтинг данных материалов среди читателей издания в целом будет крайне низок.
Необходимо также учесть, что издания, предназначенные для работы, для практической деятельности и издания, потребляемые «из интереса» требуют совершенно разного подхода при представлении одинаковой информации. В первом случае важна точность и основательность, все остальное вторично. Во втором - самым главным становится интерес, убеждение читателя в значимости и эмоциональной привлекательности данного сообщения. Поэтому при создании концепции издания обязателен учет того, кем и с какой целью оно будет потребляться135.
Важно
также определиться, какое место
займет издание в семье выписавшего
либо купившего его. Будет ли оно
прочтено другими членами семьи
или же оно предназначено
Так как одним из главных мотивов обращения к СМИ являются развлечения, издателю необходимо определить их долю в своем проекте. Крайние полюса здесь - издание чисто развлекательное либо издание предельно серьезное, подразумевающее, что свою порцию развлечений его читатель получит в другом месте либо в другом издании. Нужно определиться с типом развлечений. Так для бульварной газеты отсутствие эротики будет минусом, для качественной наоборот ее наличие может привести к неадекватному восприятию аудиторией имиджа данной газеты. Качественное издание должно развлекать, но делать это также «качественно», через неудачные высказывания политиков или курьезные фотоснимки. А для районной газеты неудачным выходом будет простая перепечатка анекдотов из сборников или сети Интернет. Удачным - поиск смешного и курьезного на «своей» территории.
Издание в глазах читателя - это не только содержание, информация, но и его внешний вид. При выборе издания роль дизайна не меньше роли содержания, а с учетом того, что значительная часть аудитории многих изданий формируется за счет «случайных» покупателей, именно дизайн является определяющим при выборе данного издания в газетном киоске136. Оформление издания должно соответствовать образу изданий данного типа в сознании аудитории. Так если качественные газеты принято издавать форматом А2 или В2137, то появление на прилавке таблоида, заявленного как качественное издание, может быть воспринято неадекватно, и издателю придется тратить дополнительные деньги на продвижение своего необычно сделанного продукта. Равно как и выпуск газеты форматом А4 - аудитория может попросту не понять, что ей предлагают.
Для
журналов формат играет меньшую роль,
так как подавляющее
Следующий элемент оформления издания, определяемый его концепцией - это тип верстки. Разновидность верстки определяют прежде всего два параметра: соотношение текстовой и иллюстративной информации, раздел площади между ними, и роль изобразительных элементов по отношению к текстовым. Что касается соотношения
иллюстративной и текстовой информации, то на одном полюсе находятся издания, низводящие тексты до «емкой подписи под фотографиями»140, а на другом качественная пресса, в которой площадь, занимаемая текстами, превосходит площадь иллюстраций в разы. Господство текстов в газете может также стать элементом имиджа - так немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung» традиционно вообще не публикует иллюстрации на первой полосе, она у этого издания сплошь текстовая.
А
по поводу соотношения ролей
И последний элемент оформления, который также является определяющим при разработке концепции издания с учетом целевой
аудитории - это дизайн первой полосы либо, в случае журнала - обложки. Здесь определяющим является способ приобретения издания. Для подписных изданий либо для качественных с устойчивой аудиторией и сформированным имиджем допускается спокойное оформление с вынесением на первую полосу самого важного для целевой аудитории с точки зрения издателя. В случае промаха издателя ждет внутреннее несогласие аудитории с тем, что данный материал действительно важен для нее и достоин вынесения на первую полосу, и, как следствие, в дальнейшем отказ от покупки либо подписки142. На приобретение же конкретного номера дизайн и заголовки первой полосы оказывают весьма малое влияние. А для массового или бульварного издания, равно как и глянцевого журнала «общего интереса» дизайн первой полосы или обложки может явиться определяющим, так как их приобретают, как правило, в розницу, и решение об их приобретении и о выборе именно этого издания из ему подобных принимается непосредственно в момент покупки. Поэтому первая полоса обязана «цеплять» читателя, служить «крючком» для ловли внимания, иначе производство всего остального издания оказывается бессмысленным - читатель не купит его и не прочитает.
2.
«Ценообразование». С точки
Спрос на платные печатные СМИ является высокоэластичным143. Это значит, что установление цены даже незначительно выше той, которую аудитория считает допустимым заплатить за данное издание равно как и рост цены, даже незначительный, могут привести к резкому падению спроса. При наличии бесплатных СМИ - радио и телевидения, а также Интернет-изданий (особенно, когда Интернетом пользуются на работе, т.е. не платя даже за доступ в сеть) печатные СМИ остаются практически единственным видом СМИ, за который надо платить деньги144. В этой связи для платного СМИ возможны две успешные стратегии - установление демпинговой цены на издание с тем, чтобы помочь читателю преодолеть психологический барьер расставания со своими деньгами или, наоборот, придание высокой ценой изданию особого статуса. Первую стратегию на российском медиа-рынке реализует газета «Русский курьер», уже год продаваемая по заниженной для цветной 12-16 полосной газеты цене 3 рубля. Вторую - некоторые глянцевые издания, предназначенные для обеспеченных людей и высокой ценой ограждающие себя от нежелательной, «нелюксовой» аудитории145.
3. Система распространения издания. Для бесплатных изданий возможны два варианта - распространение по почтовым ящикам и распространение в местах посещения представителями целевых групп. Первое эффективно для бесплатных изданий универсальной тематики, например «Экстра-М». Второй способ позволяет достичь именно нужную аудиторию, не печатать «лишний» тираж. Примерами в данном случае могут быть названы распространяемая в университетах, Интернет-кафе и клубах молодежная газета «Акция», распространяемое в салонах сотовой связи издание «Мир БиЛайн» и ориентированная на обеспеченную московскую публику, а потому распространяемая в заведениях, посещаемых людьми, как правило, с достатком выше среднего (супермаркеты, фирменные автозаправки, кафе-клубы) еженедельная газета «Большой город».
При
платном распространении
Информация о работе Целевая аудитория средств массовой информации