Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 08:43, дипломная работа
Актуальность темы данной дипломной работы связана с кризисным состоянием многих российских печатных СМИ после вступления в рынок. Новые социально-экономические условия заставили издания из партийных и государственных органов превратиться в товар, который выставляется на рынок и либо находит своего покупателя, либо приносит убытки и разорение своему производителю. Для успеха издания стала жизненно необходима грамотная маркетинговая стратегия.
Введение
1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования
1.1. Аудитория и издание: аспекты взаимоотношений и практика исследований
1.2. Методика аудиторных исследований
1.3. Сегментация аудитории СМИ
2. Маркетинг СМИ. Теория и практика
2.1. Рынок СМИ. Целевая аудитория издания
2.2. Маркетинговые стратегии конкретных изданий
3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории
3.1 Необходимость концепции и ее составляющие
3.2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории
Заключение
Приложения
Литература
Издаваемая в Санкт-Петербурге газета «Мой район» распространяется бесплатно и вынуждена прежде всего продвигать себя в глазах рекламодателей как эффективный рекламоноситель. Поэтому газета делает упор на распространение в местах, часто посещаемых платежеспособной частью населения, в привлечении внимания которых и заинтересованы прежде всего рекламодатели. Газета раскладывается на специальных стойках, установленных в супермаркетах, кинотеатрах, аптеках, медицинских центрах, салонах связи, спорт-клубах, фирменных книжных магазинах и магазинах бытовой техники93.
Бесплатный «люксовый» московский журнал «М-Коллекция» ориентирован на бизнес-элиту. С этим связана и особенность его распространения - журнал дарят при покупке в дорогих магазинах, тем самым отмечая человека как «достигшего успехов в бизнесе и в жизни». В настоящее время журнал распространяется через 300 магазинов и салонов класса «люкс» 94.
Американская общенациональная газета «USA Today» при запуске поставила целью стать максимально узнаваемой по всей стране за короткий срок. Помимо налаженной системы распространения, когда газета появилась во множестве торговых точек, была поставлена задача тотально растиражировать логотип газеты, чтобы он «бросался в глаза везде - на кофейных кружках, футболках, спичечных коробках, в других газетах и журналах». В результате через 8 месяцев кампании 51% жителей США признались в ходе опроса, что слышали о газете, а 16% хотя бы раз ее читали95.
Другая американская газета, деловое издание «Wall-Street Journal» подает себя как орудие достижения успеха в бизнесе, газета, которая не позволит упустить важное для вашей карьеры. А городская газета «Dayton Daily News» для своего продвижения использовала регулярные приглашения читателей на «чашку кофе с редактором». На встрече можно было задать любой вопрос и получить ответ непосредственно, а затем и в газете. Газета также регулярно публиковала рядом с материалами фотографии своих журналистов с указанием района города, где они проживают. Это называлось «о новостях вам сообщают ваши соседи».
Немецкий журнал «Fokus» при своем продвижении ввел понятие «инфоэлита»96 - активные люди, «лидеры мнений», стремящиеся быть хорошо информированными. Журнал приглашал немецких читателей вступать в «инфоэлиту», приобретая журнал. Параллельно издатели «Fokus» убеждали рекламодателей, что аудитория журнала, «инфоэлита» - обеспеченная и самая активная в приобретении товаров и услуг. Национальную особенность целевой аудитории использовала ирландская газета «Star»97, продвигавшая себя как противоположность английским таблоидам и подчеркивавшая свою «ирландскость», уделявшая повышенное внимание местным, ирландским проблемам и успехам ирландского спорта, прежде всего футбола.
Данные
об учете особенностей целевой аудитории
в особенностях содержания, оформления
и продвижения
Таблица 2.
Названия изданий | Особенности содержания | Особенности оформления | Особенности продвижения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Качественные газеты | |||
«Время новостей» | Беспристрастное детальное информирование о происходящем. | Прямоугольная верстка, строгие черно-белые фотографии | Бесплатное
распространение издания в |
«Газета» | Максимальный охват тем в сочетании с простотой изложения для чтения «на ходу». | Дизайн, стилизованный под Интернет - способ привлечения молодых читателей | Бесплатная подписке на месяц - способ привязать читателей к изданию |
Независимая газета | Газета в большей мере мнений, чем фактов, «пища для ума». | Трехуровневая подача текста: заголовки и подзаголовки, врезы, собственно текст материала | Бесплатная рассылка издания в органы государственной власти и общественные организации, частое цитирование издания в других СМИ |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Консерватор» | Информирование не столько о событиях, сколько о тенденциях, стоящих за этими событиями. | «Европейский» дизайн, цветная печать, прямоугольная верстка | Газета, «думающая» за читателя |
«Коммерсантъ» | Полнота информации для того, чтобы на ее основе принимать решения | Строгая
черно-белая прямоугольная |
Одна из самых дорогих газет - претензия на элитарного читателя |
Массовые газеты | |||
«Комсомольская правда» | Сенсации, яркие, «блестящие» факты, скандалы. Тематические полосы на «полезные» темы. | Иллюстративная первая полоса. | Упор на сочетании сенсационного и полезного |
Московский комсомолец | Упрощенная подача сложных тем | Принцип «яркого контраста» - максимальное привлечение внимания к каждому элементу газеты | «Газета для всех». Встречи журналистов с читателями, ежегодный праздник газеты в Лужниках, льготная подписка и продажа «завтрашнего» номера накануне |
«День» | Скандалы из жизни «звезд», происшествия с «кровавым» исходом | Упор на «качественные слайды», низведение текста до «емкой подписи под иллюстрацией». Эротические фотографии и шокирующие снимки с мест происшествий | Цветная газета, противостоящая скучным черно-белым, упор на «отсутствии запретных тем». |
1 | 2 | 3 | 4 |
Семейные газеты | |||
«Аргументы и факты» | Охват «всего мира среднего обывателя» - полезная информация о повседневной жизни. Все, что выходит за рамки «мира обывателя», например, политика, подается в развлекательной форме | Иллюстративная первая полоса, толстая газета для длительного спокойного чтения, удобный формат для чтения в транспорте | Продажа газеты начинается в середине недели. Таким образом, в течение нескольких дней газета считается «свежей». |
«Слобода» (Тульская область) | Сочетание информации «для всех» (70% от объема) и для определенных социально-демографических групп, например, «Молодым родителям» | ||
Городские газеты | |||
«Мой район» (Санкт-Петербург) | Практическая информация в привязке к местности, истории домов и судьбы живущих в них людей | Бесплатное распространение в торговых центрах, спортклубах и косметических салонах - местах появления представителей целевой аудитории | |
Деловые издания | |||
Журнал «Русский фокус» | Корпоративные новости, тенденции и прогнозы в различных секторах экономики | Часть тиража бесплатно распространяется в VIP-залах аэропортов, рассылается в бизнес-центры. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Квартира, дача, офис» | Консультации юристов, мнения экспертов рынка недвижимости | Изобразительный ряд - карты застроек, планировки домов, графики цен. | |
Женские журналы | |||
ELLE | Материалы о личной жизни, сексе, косметике, уходе за собой | Большое количество фотографий изысканно одетых женщин | Дорогой журнал, не привязанный к определенной дате, поэтому могущий долго ожидать своей продажи. |
Мужские издания | |||
«МК-Мобиль» | Анализ аварийной ситуации за минувшую неделю, информация о ремонте московских улиц, связанные с автомобилем развлечения | ||
Издания для молодежи | |||
«Аттестат Zрелости | Материалы практического характера - как молодым людям найти работу, снять квартиру | Иллюстрации сверстников | |
Издания для детей | |||
«Мурзилка» | Комиксы, кроссворды, письма, куклы для домашнего театра | ||
Издания для эмигрантов | |||
«Новости недели» | Советы для репатриантов по обустройству. Воспоминания о жизни в СССР/России, перепечатка материалов и российских газет | ||
Иностранные издания | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
«Wall-Street Journal» | Информация обо всем важном в мире. Биржевые сводки. | Аккуратная прямоугольная верстка | Орудие достижения успеха в бизнесе, газета, которая не упустит важное для карьеры читателя |
«Fokus» | Дайджест событий за минувшую неделю, их «расцвечивание» и упорядочивание. | Соотношение текста и картинки 50 на 50. | Создание
привлекательной и для |
Таким образом можно сделать вывод, что особенностями содержания качественных газет является полнота информации и аналитичность, особенностями оформления - строгий прямоугольный дизайн и преобладание объема текста над рисунками, особенностями продвижения - упор на собственную влиятельность и влиятельность людей, которые данное издание читают. Массовые же газеты тяготеют к «блестящим» сенсационным фактам, броскому оформлению с преобладанием графики над текстом, а при продвижении делают упор в большей мере на эмоции, которые принесет чтение издания, нежели на представленное там содержание. Семейные издания пытаются охватить весь спектр жизни всех членов семьи, женские журналы делают упор на личной жизни и уходе за собой, а элитные подчеркивают свой доступ к «люксовой» аудитории. Общественно-политические - ориентируются на взгляды своих читателей, их потребность в политической и социально-экономической информации, формы ее подачи. Издания, предназначенные для определенной социально-демографической группы, стремятся соответствовать образу мышления и стилю жизни своей аудитории, в частности, ориентированные на представителей старшего поколения, склонных к ностальгии по советскому времени и в большинстве своем поддерживающих коммунистов на выборах, для достижения успеха у своей аудитории вынуждены широко освещать на своих страницах деятельность левых партий, а зачастую даже предоставлять трибуну левым публицистам. Анализируя аспект распространения, нужно отметить, что простой подписки или продажи издания через розничные сети, как правило, оказывается недостаточно для достижения целевой аудитории. И в результате «газета для всех» МК организует льготную подписку по явно заниженной цене. А многие качественные и деловые издания вынуждены значительную часть своего тиража рассылать в органы государственной власти и бизнес-центры, а также бесплатно распространять на рейсах авиалиний.
Получив информацию о взаимосвязи различных сторон и аспектов существующих изданий с характеристиками их целевой аудитории, издатель переходит к учету этих характеристик в проектировании своего издания, в «нацеливании» его на выбранный сегмент аудитории, в концепции издания. При этом нужно с одной стороны, спроектировать издание, не похожее на издания-конкуренты, чтобы оно не воспринималось как их клон, и, в то же время, новое издание обязано содержать в себе некие типологические особенности своей группы изданий, чтобы быть «опознанным» аудиторией с учетом ее привычек к восприятию различных типов изданий. Попытка радикальной отстройки, создание «ни на что не похожего издания» крайне рискованно. В качестве примера можно привести «Столичную вечернюю газету», действительно не похожую ни на одно из выходящих в Москве изданий, однако просуществовавшую лишь чуть больше года и закрытую по причине отказа инвесторов финансировать глубоко убыточный проект98.
Вышеупомянутые
взаимосвязи между
Глава 3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории
§
1. Необходимость
концепции и ее
составляющие
В условиях рыночной экономики выигрывает тот, кто наиболее эффективно использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Ключ к эффективности в любой сфере человеческой деятельности - хорошая технология, то есть совокупность операций по производству товара и услуги и набор параметров, по которым можно контролировать качество на каждой из стадий производственного процесса. Журналистика - особый вид деятельности, который трудно втиснуть в жестко заданную схему. Принципиальное отличие труда журналиста от труда подавляющего большинства людей и заключается в том, что если представители большинства профессий ежедневно производят идентичные товары или оказывают идентичные услуги, то журналист постоянно производит новую информацию, новое знание о мире, которого накануне еще не было. Более того, успех журналистского произведения, его успешное восприятие аудиторией в значительной степени зависит от неких не вполне поддающихся логическому осмыслению и рациональному описанию факторов. По словам одного из теоретиков телевизионной журналистики, «успешные журналисты, редакторы и режиссеры телепрограмм отличаются от неуспешных прежде всего своим «шестым чувством», при помощи которого они угадывают желания зрителей»99.
Поэтому технологический аспект журналистики может касаться лишь неких базовых, рамочных параметров журналистской работы. Например, может быть обязательным наличие комментариев обеих сторон при описании конфликта или ориентации на политические взгляды своей аудитории при подготовке материалов на политические темы. Совокупность базовых, рамочных параметров работы над изданием, объединенная вокруг идеи, миссии издания с учетом имеющихся ресурсов и есть технология производства этого издания. Оговоримся снова - с учетом того, насколько понятие «технология» как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции, а также научная дисциплина, изучающая закономерности, действующие в технологических процессах»100 - может быть применено к журналистскому производству.
Концепция, как следует из энциклопедического словаря, это руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности101. Концепция СМИ, в частности печатного СМИ, - это основополагающий внутриредакционный документ, определяющий содержательную и оформительскую модель издания, его структуру, процесс выпуска и распространения, а также основные параметры финансово-экономической деятельности102. Необходимость концепции состоит в том, что она, с одной стороны, помогает эффективно организовать работу над изданием, не тратить силы на хаотичный журналистский поиск. С другой - позволяет изданию внутренне дисциплинировать себя, поддерживать стабильность качества и собственный целостный образ (Identity) в глазах читателей. В то же время в отсутствие концепции издание рискует превратиться в хаотичный набор текстов, иллюстраций и графических решений. Невозможность создать и поддерживать собственный целостный образ в сознании аудитории не позволит ни создать «читательское ядро» - постоянную аудиторию, читающую издание из номера в номер, ни привлечь даже случайных читателей103.
В
российской практике часто встречается
вариант наличия «неявной»
Существует целый ряд вариантов концепций изданий, предлагаемых различными авторами. Наиболее полный вариант концепции издания предложен И. Дзялошинским. В его трактовке концепция издания описывает содержательную, оформительскую и организационную модели издания, этапы подготовки номера и программу продвижения издания104. Содержательная модель издания включает в себя тематические направления, иерархию основных разделов и рубрик, модальность и жанровую палитру материалов, их локальность, авторство и лексико-стилистические особенности. Оформительская модель издания определяет сетевой график основных разделов и рубрик, а также дизайнерские принципы художественно-технического оформления номеров. Организационная модель издания описывает внешнюю и внутреннюю структуры издания, основные параметры финансово-экономической деятельности, а также процесс выпуска и распространения издания. Под внешней структурой издания подразумевается его формат, количество полос, периодичность, тираж и цена. Под внутренней структурой - организационные отношения внутри редакционного коллектива. Основные параметры финансово-экономической деятельности редакции - это себестоимость производства одного номера и рентабельность. Раздел концепции «Процесс выпуска и распространения издания» описывает этапы подготовки номера, взаимоотношения редакции и типографии, а также механизмы доставки издания читателям (см. Приложение 3).
Информация о работе Целевая аудитория средств массовой информации