Банкротство и ликвидация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом причин:
1. В настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей и часть предприятий уже давно можно было бы объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка.
2. С проблемой банкротства предприятий юристам приходится сталкиваться все чаще.
3. И, наконец, сама эта тематика для меня лично представляет огромный интерес.

Содержание

Введение
Глава 1: Банкротство предприятий: понятие, предпосылки
§1. Банкротство: понятие, признаки
§2. Факторы возникновения кризисных ситуаций
Глава 2: Банкротство: его виды и формы
§1. Виды банкротства
§2. Банкротство как форма реструктуризации. Добровольная и принудительная форма банкротства
Глава 3: Процедуры банкротства
§1. Процедуры банкротства
Глава 4. Особенности банкротства отдельных видов предприятий
§1. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий
§2. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 5. Законодательство, регулирующее процедуру банкротства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

банкроство.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Если  в течении указанного времени  имели место спад производства и  ухудшение финансового состояния  в связи со стихийными бедствиями, срок внешнего управления может быть продлен на 1 год.

    §2 Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

    Заявление индивидуального предпринимателя  главы фермерского хозяйства  о признании его банкротом  может быть подано в арбитражный  суд лишь при наличии письменного согласия всех членов этого хозяйства. К заявлению должны быть приложены документы: о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; о составе и стоимости имущества, принадлежащего его членами; об источниках, за счет которых оно было приобретено; о размерах доходов, которые могут быть получены крестьянским хозяйством по окончании сельхозработ. Глава крестьянского хозяйства в течении 2-х месяцев со дня принятия заявления может представить в арбитражный суд план восстановления его платежеспособности; в случае его одобрения может быть введено внешнее управление на срок не более  21 месяца. Также в связи со стихийными бедствиями данный срок может быть продлен на 1год. В случае, если не выполняются намеченные мероприятия по восстановлению платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства, внешнее управление прекращается в срок или досрочно по решению арбитражного суда. С началом конкурсного производства земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу в той мере, в какой это допускается земельным законодатеьством. 

 

Глава5 Законодательство, регулирующее процедуру банкротства

Основные  статьи  закона   «О  несостоятельности» (банкротстве).

Статья 1. Отношения регулируемые настоящим федеральным законом..

1. В соответствии с Г.К. Р.Ф. настоящий Федеральный закон

устанавливает основания признания должника

несостоятельным (банкротом) или объявления должником  о своей несостоятельности, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при несостоятельности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

  1. В настоящий  Федеральный  закон  распространяется  на  все юридические  лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие     организации,     действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
  2. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных  предпринимателей,   регулируется настоящим законом. Нормы, регулирующие несостоятельность граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих  изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
  3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом с  участием иностранных лиц в качестве Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Р.Ф.
  4. Решение судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Р.Ф. в соответствии с международными договорами Р.Ф.

Статья 3. Признаки банкротства.

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования

кредиторов  по денежным обстоятельствам и исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Статья 5. Рассмотрение дел о банкротстве.

  1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
  2. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров отплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Фиктивное банкротство и преднамеренное.

    1. Если заявление должника подано должником в арбитражный суд  при  наличии  у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник подавший указанное заявление несет перед кредиторами ответственность за ущерб причиненный подачей такого заявления.

    2. В случае банкротства   должника   по    вине    его   учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, который имеет право давать обязательные для должника указания либо имеет возможность иным образом определить его действия (преднамеренное  банкротство),  на учредителей (участников) должника - юридического  лица  или иных  лиц в случае    недостаточности    имущества должника может быть возложено субсидиарное ответственность по его обязательствам.

    За  преднамеренное банкротство, как и за фиктивное, существует уголовная ответственность. Уголовно наказуемым преднамеренным банкротством является умышленное создание и увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником

коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в

личных  интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб

либо  иные тяжкие последствия.

    Как и в случае с фиктивным банкротством, между подходом законодателем к понятию преднамеренного банкротства в Уголовном кодексе и в Законе о банкротстве имеется существенная разница.

    Во-первых, в УК существенно ограничен круг субъектов правонарушения (руководитель или собственник).

    Во-вторых, уголовно наказуемое преднамеренное банкротство  осуществляется только в отношении коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей.

    В-третьих, для привлечения виновного к  уголовной ответственности нет необходимости возбуждать процедуру банкротства.

    В-четвертых, обязательным признаком состава  преступления является наличие личного интереса субъекта или интересы иных лиц.

    И наконец, в пятых, в отличии от законодательства о банкротстве  в уголовном законодательстве субъектам правонарушения может быть предприниматель без образования юридического лица.

    Фактически  уголовное законодательство и законодательство о банкротстве, используя одни и те же понятия, формируют различные составы правонарушения. Уголовный кодекс по отношению к преднамеренному банкротству и фиктивному банкротству в основном воспринял формулировку ранее действовавшего Закона Р.Ф. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В этом законе анализируемые понятия рассмотрены большей частью вне связи с процедуры несостоятельности, возбужденной в арбитражном суде, и самостоятельного процессуального значения не имеют.

    Используемый  в Законе о банкротстве термин «преднамеренное» на первый взгляд говорит о том, что правонарушение совершается умышленно и лишь субъекты, умышленно виновные, могу] быть привлечены к ответственности. Однако анализ законодательства свидетельствует о том, что этот кажущийся очевидным вывод небесспорен.

    Прежде  всего, в самом определении преднамеренного  банкротства говорится о вине ответственных лиц, но не содержится указание на умысел как обязательную ее форму.

    В норме Г.К., посвященной ответственности учредителей (участников) и других лиц при банкротстве должника, не только не употребляется термин «преднамеренное банкротство», но и вообще отсутствует всякое упоминание о вине.

    К ответственности за преднамеренное банкротство могут быть привлечены следующие лица.

    Учредители (участники). Их ответственность предопределена правом участия в высшем органе должника и принятия обязательных для него решений. Очевидно, что к ответственности могут быть привлечены те из учредителей (участников), кто голосовал за решения, приведения должника к банкротству.

    Собственник имущества юридического лица. Соответственно с пунктом 2 ст. 113 и пунктом 8 ст. 114 Г.К. собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия, - государства или муниципальное образование будут отвечать перед кредиторами этого предприятия, если банкротство последнего произошло по вине собственника.

    Члены коллегиальных органов управления. К этой группе относятся члены  совета директоров в акционерных обществах, с ограниченной ответственностью, члены коллегиальных органов управления в некоммерческих организациях.

    Государственные органы. Неправомерные действия и  решения государственных органов и должностных лиц могут привести могут привести к неблагоприятным имущественным последствиям для субъектов имущественных правонарушений.

    Лица, совершившие преднамеренное банкротство, предусмотренное статьей 196 УК., наказываются штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.

    К сожалению, Закон о банкротстве  не дает понятия состояния «предвидения» банкротства, но в статье 45 имеется перечень неправомерных действий, совершенных в предвидении банкротства. Помимо действий, подпадающих под понятие умышленного или фактического банкротства, к ним относятся: сокрытие части имущества должника; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника; невнесение необходимой записи в бухгалтерские документы; уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.

Статья 23. Процедура банкротства.

  1. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица  применяются следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
  2. При рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина применяются следующие  процедуры  банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение.

Статья 27. Основания прекращения дела о  банкротстве.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях: восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления, заключения мирного соглашения.

 

Заключение

    Банкротство вызывает очень сложные проблемы у большей части российского населения. Дойти до банкротства означает, что все - дальше уже некуда. Это, может быть, еще не смерть, но что-то крайне опасное. Такое представление о банкротстве нам очень вредит.

    В западной экономике отношение к  банкротству гораздо более спокойное. Нечто такое, что напоминает экзамен: сдал - хорошо, не сдал -плохо, нужно осваивать предмет дальше или заниматься чем-то другим, что удается лучше. Банкротство - это возможность начать дело с начала, и жизнь продолжается.

    Единственное, что в мире постоянно, так это изменчивость. Поэтому не стоит паниковать, если сейчас упал спрос на ту продукцию, ради которой организовывалось предприятие. Проблемы начинаются когда менеджмент предприятия не может адаптироваться к изменившейся ситуации или не может эффективно управлять своим предприятием. И вот в этом случае реалистичность общественной оценки института банкротства приобретает принципиальное значение. Негативное отношение к банкротству в действительности означает стремление уйти от этой проблемы, не решать ее, а остановить где-то за кадром. И когда в обществе в целом распространенна такая идеология, это очень плохо. Такое поведение легко объяснимо и по - человечески понятно: тяжело решать сложную задачу, гораздо проще отклонить ее в какой-нибудь долгий ящик, в надежде, что все наладится как бы само собой. Доминирование таких настроений в обществе, особенно в таком большом, как наше, далеко не столь безобидно, как кажется. Рано или поздно накопившиеся проблемы решать придется, но в гораздо худших экономических условиях, что мы видим на российском примере.

 

     Список использованной литературы

  1. Банкротство во спасении производств: Структурная перестройка // Экономика и жизнь - 1997 г. -№26, стр. 25.
  2. Банкротство предприятий и права трудового коллектива // Право и экономика, 1999 г. -№5-6, стр. 34.
  3. Волубусь А.А. «Участие налоговых органов в процессах банкротства», // Бух. учет, 2000 г. №20, стр. 25-26.
  4. Верин В. «Иногда банкротство - выгода», // Человек и закон, 2000 г. №1, стр. 79-83.
  5. Витрянский В. «Мифы и реальность банкротства» // Экономика и жизнь, 2001 г. №8, стр. 1-3.
  6. Вопросы применения трудового законодательства в организациях, подпадающих под действие Федерального закона

Информация о работе Банкротство и ликвидация предприятий