Банкротство и ликвидация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом причин:
1. В настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей и часть предприятий уже давно можно было бы объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка.
2. С проблемой банкротства предприятий юристам приходится сталкиваться все чаще.
3. И, наконец, сама эта тематика для меня лично представляет огромный интерес.

Содержание

Введение
Глава 1: Банкротство предприятий: понятие, предпосылки
§1. Банкротство: понятие, признаки
§2. Факторы возникновения кризисных ситуаций
Глава 2: Банкротство: его виды и формы
§1. Виды банкротства
§2. Банкротство как форма реструктуризации. Добровольная и принудительная форма банкротства
Глава 3: Процедуры банкротства
§1. Процедуры банкротства
Глава 4. Особенности банкротства отдельных видов предприятий
§1. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий
§2. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 5. Законодательство, регулирующее процедуру банкротства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

банкроство.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    К мероприятиям правого характера, целесообразность осуществления которых определяется результатами проведенного финансово-экономического характера, можно отнести:

    - частичную или полную приватизацию;

    - осуществление санкции государственных  предприятий;

    - реорганизация предприятий путем  выделения структурных подразделений в самостоятельные, с юридической точки зрения, субъекты предпринимательской деятельности;

    - создание дочерних предприятии  в хозяйственные общества;

    - реструктуризацию дебиторской и  кредиторской задолженности предприятий;

    - проведение процедуры банкротства.

    Среди правовых мер проведения реструктуризации, как видно из приведенного перечня  есть и проведение процедуры банкротства. Надо подчеркнуть, что грамотное  применение и проведение этой процедуры  позволяет более часто достичь  тех целей, которые преследует вообще реструктуризация в том случае, в котором о ней говорится сейчас. А именно – обеспечить очищение предприятии от долгов, возврат его дебиторской задолженности, привлечение инвестора, и как следствие – финансовое оздоровление предприятий, появления реальной возможности адаптироваться к новым условиям хозяйствования, достижения существенных финансово-экономических успехов.

    Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие меры по предупреждению банкротства:

    1. Изучение и анализ финансового  положения предприятия и оценка перспектив развития его производственного потенциала;

    2. Прогнозирование последствии на  различных рынках;

    3. Досудебная санкция.

    В рамках мер по предупреждению банкротства  должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном дня погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности. Досудебная санкция может проводиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации местных бюджетов, а также внебюджетных фондов. При этом условия оказание помощи оговариваются в соответствующих законах о бюджете.

    Антикризисные мероприятия финансируются в  соответствии с договором между  органами исполнительной власти, осуществляющими финансирование и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству

(ФСФО) с одной стороны, и уполномочено организацией Правительства РФ, с другой.

 

Глава 3. Процедуры  банкротства

    1. Наблюдение – процедура, которая вводится по отношению к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законодательством о банкротстве, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового положения.

    Защиту  имущества должника и обеспечение  интересов кредиторов обеспечивает временны управляющий, который кроме  того, осуществляет подготовку дел  и рассмотрению в суде и изучает  финансовую документацию.

    С момента вынесения арбитражным судом данного решения:

    - имущественное требование к должнику  могут быть предъявлены только  с соблюдением установленного  законом порядка предъявление  требований. Ранее дела, связанные с предъявленными требованиями к должнику по ходатайству кредиторов приостанавливаются;

    - приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за исключением  исполнительных документов судов  о взыскании задолженности по  заработной плате, выплате авторских  вознаграждений, алиментов, а также о возмещении вреда, примененного жизни и здоровью, морального вреда;

    - запрещается удовлетворение требований  участника должника – юридического  лица о выделении доли (пая)  в имуществ в связи с выходом  из состава его участников.

    Органы управления должника могут при осуществлении процедуры наблюдения с согласия временного управляющего совершать сделки, связанные с передаче подвижного имущества в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал других предприятий; с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% стоимости имущества должника; с получением и выдаче займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, с учреждением дополнительного управления имуществом должника.

    Руководитель  и администрация предприятия  должника не имеют права принимать  решения о реорганизации и  ликвидации должника; создании филиалов и представительств, выплате дивидендов; размещении облигаций других эмиссионных  бумаг; выходе из состава участников должника юридического лица; приобретении из акционеров ранее выпущенных акций.

    Одной из обязанностей временного управляющего является определение даты и проведение первого собрания кредиторов. Наблюдение прекращается с момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, введения внешнего управления или утверждение мирового соглашения.

    2. Внешнее управление вводится  арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов  на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Данная процедура применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должникам внешнему управляющему. К мерам по восстановлению платежеспособности относятся:

    - перепрофилировании или закрытие  нерентабельных производств;

    - ликвидация дебиторской задолженности;

    - продажа части имущества;

    - уступка прав требований;

    - исполнение обязательств должника  собственникам имущества должника  – унитарного предприятия или третьими лицами;

    - продажа предприятия должника  и р.

    С момента введения внешнего управлении руководитель должника отстраняется должности, прекращаются полномочия органов его  управления и его собственности. Они должны в течении 3-х недель передать бухгалтерскую и другую документацию внешнему управляющему. Снижается ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательства и обязательным платежам должника, в том числе:

    а) не допускается взыскание по исполнительным листам и другими документами;

    б) приостанавливается исполнение ранее  вступивших в законную силу исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме задолженности по заработной плате, выплате вознаграждении по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда;

    в) не начисляются пени, штрафы и иные финансовые санкции, а также подлежащие уплате проценты.

    Мораторий не распространяется на требования, наступившие после введения внешнего управления. В обязанности внешнего управляющего входит разработка в течении 1 месяца после назначения  плана внешнего управления и представление его на утверждение собранию кредиторов.

    Полномочия  внешнего управляющего прекращается с момента назначения нового руководителя должника или конкурсного управляющего.

    3. Конкурсное производство

    открывается после принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и означает невозможность  восстановления его финансового состояния.

    Целью конкурсного производства является проведение ликвидации должника и соразмерное  удовлетворение требований кредиторов. Оно может быть назначено как  в отношении юридического так и физического лица, открывается на срок до 1 года, с возможностью продления на 6 месяцев и более в случае необходимости.

    Конкурсное  производство может предусматривать  как принудительную ликвидацию предприятия  – должника по решению арбитражного суда, так и добровольную ликвидацию по контролем кредиторов.

    При принятии решения о банкротстве  и открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного  управляющего, который действует  до решения данной процедуры. Введение такой должности означает прекращение  полномочий руководителя и органов управления должника.

    Конкурсный  управляющий производит расчеты  с кредиторами в соответствии с реестром их требований после реализации всего имущества должника. Контроль за деятельностью управляющего осуществляет комитет или собрание кредиторов и арбитражный суд.

    На  любой стадии реорганизации или  ликвидации предприятия – должника все переменные процедуры могут  быть приостановлены, если должник  и кредиторы заключили между собой мировое соглашение.

    4. Мировое соглашение – это способ  достижения договоренности между должникам и кредиторами по поводу отсрочки или рассрочки платежей или введения скидки с долгов. При этом необходимо утверждение арбитражным судом и погашение задолженности первой и второй очереди. Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов.

 

     Глава 4. Особенности  банкротства отдельных  видов предприятий 

    § 1. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий

    Банкротство сельскохозяйственных предприятий имеет свои особенности. В частности, закон о банкротстве относится к сельскохозяйственным предприятиям, основной деятельностью которых является производство (или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции; выручка от ее реализации должника составлять не менее 50% общей выручки (в рыболовецких хозяйствах не менее 70%).

    При продаже имущества сельскохозяйственного  предприятия или рыболовецкой артели только определенный круг предприятий  и индивидуальных предпринимателе  имеют право на его приобретение.

    Преимущественное  право принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, расположенным в данной местности. Отчуждение земельных участков или передача их третьим лицам  производится  основании земельного законодательства и в той мере, в которой допускается их рыночный оборот. Процедура банкротства применяется в отношении только тех предприятий, которые не имеют перспектив дальнейшего развития. В случае, когда сельскохозяйственное предприятие является государственным или доля государства в ней составляет более 25% действует порядок банкротства государственных предприятий должников.

    Продажа государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляется путем  их реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах предприятий – должников или на аукционах, как в целом так и по частям (паями, акциями). Решение о продаже принимается одновременно с решением о передаче объектов социально- комунальной сферы в государственную (муниципальную) собственность. В условия конкурса могут быть включены такие требования как сохранение деятельности предприятия (если оно занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке) и сохранение численности рабочих мест (по ходатайству местной администрации).

    В ходе наблюдения при анализе финансового  состояния сельскохозяйственного  предприятия учитываются следующие  обстоятельства, которые оказывают  существенное влияние на его платежеспособность:

    1. Сезонность сельскохозяйственного  производства, характер выпускаемой продукции, влияние природно-климатических условий, обеспеченность ресурсами, необходимыми для производства и переработки данного вида продукции;

    2. Возможность получения дохода  до окончания периода сельскохозяйственных  работ;

    3. Потенциальные возможности, которые имеются у должника по производству определенной продукции.

    Внешнее управление предприятиями – должниками вводится на срок до окончания соответствующих  сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной продукции, но не более  чем на 21 месяц.

Информация о работе Банкротство и ликвидация предприятий