Банкротство и ликвидация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом причин:
1. В настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей и часть предприятий уже давно можно было бы объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка.
2. С проблемой банкротства предприятий юристам приходится сталкиваться все чаще.
3. И, наконец, сама эта тематика для меня лично представляет огромный интерес.

Содержание

Введение
Глава 1: Банкротство предприятий: понятие, предпосылки
§1. Банкротство: понятие, признаки
§2. Факторы возникновения кризисных ситуаций
Глава 2: Банкротство: его виды и формы
§1. Виды банкротства
§2. Банкротство как форма реструктуризации. Добровольная и принудительная форма банкротства
Глава 3: Процедуры банкротства
§1. Процедуры банкротства
Глава 4. Особенности банкротства отдельных видов предприятий
§1. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий
§2. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 5. Законодательство, регулирующее процедуру банкротства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

банкроство.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

      4) Преднамеренное банкротство –  несостоятельность предприятия, наступившая по вине его учредителей, участников или иных лиц, в том числе по вине руководителя. Главный признак преднамеренного банкротства – использование этими лицами права давать обязательные для должника  указания либо возможности иным образом определить его действия.

      Виновные  в преднамеренном банкротстве несут  ответственность  по всем обязательствам в соответствии с законом. В частности, они отвечают за сокрытие имущества, передачу его в иное владение, фальсификацию  учета, за умышленное создание или увеличение неплатежеспособности  предприятия в личных интересах.

      При наличии признаков фиктивного  или преднамеренного банкротства  материалы передаются в прокуратуру. Руководители предприятия – должника могут быть привлечены к уголовной ответственности, если, например, умышленно передавали его имущество  другим или специально созданным для этого юридическим лицам, не отвечающим по долгам данного предприятия. 

      §2. Формы процедуры банкротства 

      Ликвидация  как процедура банкротства осуществляется в двух формах:

      - добровольной,

      - принудительной.

      Добровольное  объявление о банкротстве может  быть осуществлено при наличии признаков  банкротства данного юридического лица.

      Решение принимает руководитель предприятия  при наличии письменного согласия всех его кредиторов, при этом указывается  срок для подачи требований кредиторов и их возражений против ликвидации. В  этом случае, если хотя бы один кредитор письменно заявил о своем несогласии с ликвидацией, руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

      В случае сокрытия должником имущества  или незаконной передачи его третьим  лицом собственник имущества  должника – унитарного предприятия, учредитель и руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере их неудовлетворенных требований. Согласно  действующему  законодательству эти требования могут быть предъявлены  в течение 10 лет с момента ликвидации должника.

      В объявлении о добровольном  банкротстве  должника и его ликвидации указывается срок (не менее 2 мес.) для заявления требований кредиторов и принятия их возражений (они выступают против ликвидации). Добровольная ликвидация производится  под контролем кредиторов и в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Следует отметить, что кредитор имеет право пресечь добровольное проведение ликвидации двумя способами:

      1. во-первых, в течение 2 месяцев  после публикации объявления  он может заявить свои возражения.

      2. во-вторых, по истечении этого  срока он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным, после чего суд будет  обязан прекратить осуществление добровольной ликвидации и вынести решение о признании должника банкротом и открыть конкурсное производство.

      Принудительная ликвидация  по решению арбитражного суда возможна  при осуществлении  деятельности, запрещенной законом или с достаточно грубыми  нарушениями закона, а также  без необходимой лицензии. В этом случае арбитражный суд открывает конкурсное производство и назначает конкурсного управляющего. Кредиторы могут предъявить свои требования к ликвидируемому предприятию в месячный срок с  момента публикации  объявления о банкротстве.

      Кроме того, может применяться упрощенная процедура банкротства при отсутствии должника и его ликвидация в случаях, когда:

      - руководитель юридического лица, фактически прекратившего его  свою деятельность, отсутствует  и установить его местонахождение  невозможно;

      - отсутствует имущество предприятия  или оно настолько незначительно,  что нельзя покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;

      - если предпринимательская деятельность  не осуществлялась должником  в течение длительного времени.

      Процедура ликвидации предприятия состоит  из следующих этапов:

      1. Создается ликвидационная комиссия, которая дает объявление в прессе о ликвидации предприятия с указанием срока  и порядка предъявления требований  кредиторов;

      2. Выявляются все дебиторы и  затем  проводятся необходимые  мероприятия по взысканию с  них долгов;

      3. Составляется и утверждается  промежуточный  ликвидационный баланс, который служит  основанием для погашения обязательств перед кредиторами;

      4. Организуются публичные торги  для продажи имущества ликвидируемого  предприятия;

      5. После завершения расчетов с  кредиторами составляется заключительный ликвидационный баланс;

      6. Остатки средств распределяются  между учредителями, баланс  закрывается,  после него делается запись  в государственном реестре о  прекращении деятельности предприятия.

      Для проведения мероприятий по ликвидации  предприятия должника создается ликвидационная комиссия, в состав которой входят специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих  министерств и ведомств, органов исполнительной власти, финансовых органов и др. Ликвидационная комиссия в течение 1 месяца с момента ее образования должна разработать и представить в ФСФО план  ликвидации предприятия-должника.

      План  должен содержать:

      - перечень  мероприятий по взимании  дебиторской задолженности, признанию  или отклонению требований  кредиторов, опротестованию сделок предприятия, ущемляющих интересы кредиторов;

      - перечень объектов, не подлежащих  продаже или подлежащих передаче  в государственную (муниципальную)  собственность;

      - требования по разделу имущества  на лоты и способы его продажи;

      - порядок расчетов с кредиторами и распределение денежных средств, оставшихся после удовлетворения  их требований.

      Средства, полученные от реализации имущества  ликвидируемого предприятия-должника, а также полученные за счет взимания дебиторской задолженности и  опротестования сделок, ущемляющих интересы кредиторов, поступают в распоряжение ликвидационной комиссии и, за вычетом средств, необходимых для организации продажи имущества этого предприятия, направляются на осуществление  мероприятий по ликвидации, а также удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные, текущие коммунальные и эксплуатационные расходы. Затем удовлетворяются  требования кредиторов в следующей последовательности:

      а) первая очередь – требования  граждан, перед которыми  должник  несет ответственность за причинения вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих временных платежей;

      б) вторая очередь – расчеты по выплате  выходных пособий и оплате труда  лиц, работающих по трудовому  договору (контракту), выплата авторских вознаграждений;

      в) третья очередь – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества должника;

      г) четвертая очередь – требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

      д) пятая очередь – все прочие обязательства.

      Размер  требований первой очереди определяется путем капитализации соответствующих повременных платежей на момент принятия решения о банкротстве, подлежащих выплате гражданину до достижения им  возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Требования по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовому договору  определяются с учетом непогашенной задолженности  на момент  принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. В объем  требований третьей очереди входит задолженность по обязательству в части,  обеспеченной залогом. Размер требований четвертой очереди включает задолженность  (недоимку), образовавшуюся  на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В пятую очередь удовлетворяются  суммы штрафов, пени, неустоек, задолженность, не обеспеченная  залогом имущества должника, иные финансовые …

      Контроль  за процедурой ликвидации осуществляет собрание кредиторов. 

      Банкротство как форма реструктуризации

      Проблемы  реструктуризации и банкротства  в кризисной экономической ситуации приобретают особенное значение.

      Это связано с тем, что в настоящий  момент они представляют собой единственно  реальные и законные инструменты  вывода субъектов предпринимательской  деятельности из хронического состояния  неплатежеспособности, нерентабельности, убыточности. Причем, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера предприятия, поскольку экономические законы, как и законы учреждаемые государством, действуют не избирательно, а вкруг объектов, регулируемых ими, неизбежно попадают или попадают в самое ближайшее время, огромное количество предприятий и производственных  объединений.

      Основываясь  на знании и правильном понимании  сути реструктуризации  и банкротства, как одной из возможных форм осуществления  реструктуризации, можно  использовать существующие  правовые механизмы для  преодоления финансово-экономического кризиса на каждом конкретном предприятии.

      Говоря  о реструктуризации в связи  с  процедурой банкротства, обычно имеют  ввиду осуществление реструктуризации уставного капитала предприятия-должника в процессе санации, то есть полная или частичная замена собственника предприятия.

      Однако, такое понятие как «реструктуризация» на самом деле гораздо более широкое, то и банкротство как форма  реструктуризации выступает как  один из возможных  механизмов осуществления, в том числе и посредством утверждения  арбитражным судом условий санации субъекта хозяйственной деятельности.

      Определение реструктуризации предприятий в  соответствии с нормативными документами  звучит следующим образом:

      Реструктуризация предприятий – это осуществление организационно-экономических, правовых и технических мер, направленных на изменение структуры предприятия, его управления, форм собственности, организационно-правовых форм, способных привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению объемов выпуска конкурентно способной продукции, повышению эффективного  производства.

Поскольку целью  проведения реструктуризации является создание субъектов предпринимательской  деятельности, способных эффективно функционировать в условиях становления рыночной экономики и производить  конкурентно способную продукцию, которая отвечала бы требованиям товарных рынков, то и правовые нормы проведении процедуры реструктуризации во многом зависят от конкретных показателе и условий, в которых производится реструктуризация.

    Проведение  реструктуризации обязательно предшествует анализ экономического состояния предприятия, дающий возможность определить причины  и источники финансово - экономических  проблем предприятия, его убыточности, нерентабельности.

    Чаще  всего на основе анализа финансово  – экономических показателей, результатов  оценок потенциальных возможностей производства, оценки технического уровня и качества выпускаемой продукции, а также по результатам маркетинговых исследований положение на товарных рынках, можно сделать достаточно объективное заключение о необходимости проведения реструктуризации,  также о возможных формах и методах ее проведения.

    Вообще  же процесс реструктуризации предприятий  действующим законодательством  России регулируется лишь ВТО ере, в  которой он связан с реорганизацией предприятий и хозяйственных обществ в другие организационно-правовые формы.

    Однако  большинство мер  в комплексе  направляемых на, финансово - экономическое  оздоровление предприятия путем  реструктуризации, имеют правовой характер. То есть осуществление их связано с изменением юридического статуса субъектов предпринимательства, их организационно-правовой формы либо формы собственности.

Информация о работе Банкротство и ликвидация предприятий