Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:11, дипломная работа
Одной из важнейших проблем, периодически возникающих при управлении запасами и продажами практически всех товаров, в том числе лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее – ЛС), является необходимость формирования соответствующего ассортимента, прежде всего обеспечивающего продавцу – оптовому или розничному, получение прибыли.
Введение 3
Глава 1. Ассортиментная политика предприятия 6
1.1. Ассортиментная политика предприятия. Определения и теория 6
1.1.1. Определение ассортиментной политики 6
1.1.2. Цель и задачи ассортиментной политики 8
1.1.3. Этапы разработки ассортиментной политики 14
1.1.4. Изменение ассортимента 22
1.1.5. Товар как инструмент маркетинга 25
1.1.6. Структура ассортимента 29
1.2. Ассортиментная политика на примере розничной аптечной сети 32
1.2.1. Особенности аптеки как предприятия розничной торговли 32
1.2.2. Ассортиментная политика аптечной сети 35
1.2.3.Стратегия снабжения 37
1.2.4. Маркетинговые исследования как составная часть ассортиментной политики 47
1.2.5. Специфика управления ассортиментом аптечной сети 55
Глава 2. Общий анализ рынка. Специфика фармацевтической отрасли 56
2.1. Особенности мировой фарминдустрии 56
2.2.Анализ российского фармрынка 60
2.3. Особенности розничной реализации в аптеке с точки зрения маркетинга 74
Глава 3. Ассортиментная политика аптечной сети «Первая помощь» 80
3.1. О компании «Первая помощь». 80
3.2. Особенности формирования ассортимента в ПП 83
3.3. «Первая помощь» в конкурентной среде 86
Заключение 94
Список литературы 97
И еще. Тенденция укрупнения дженериковых производств характерна не только для России. Активное слияние компаний наблюдается и в Европейском регионе. Большинство предприятий Восточной Европы, специализирующихся на выпуске воспроизведенных препаратов, стоит перед теми же проблемами, что и наши отечественные заводы. Руководители и собственники компаний прекрасно понимают, что, если сегодня не предпринять усилий по укрупнению бизнеса, завтра можно оказаться за бортом мировой фарминдустрии. В связи с этим отечественные производства могут воспользоваться моментом (учитывая потребность в слиянии западных компаний и относительную дешевизну российских предприятий), начав активную работу по привлечению инвесторов.»[22].
По подсчетам аналитиков исследовательской компании RMBC, общий объем фармрынка РФ в первом квартале 2006 достиг 66,8 млрд руб. По оценкам аналитической компании «Фармэксперт», рынок вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина значительного прироста в том, что в первой половине прошлого года только начинался запуск программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). К началу этого года программа была обкатана и уже достаточно успешно работает. Отечественный фармрынок демонстрирует более чем 30%-ный рост. Для сравнения: объем продаж фармацевтических препаратов на мировых рынках растет на 5%. Рост американского рынка оценивается экспертами в 5–7%. На России эти тенденции пока никак не сказываются, поскольку объемы местного рынка в мировом масштабе ничтожно малы: его доля на мировом фармрынке составляет лишь 1%. Поэтому на сегодня российский фармацевтический рынок является одним из наиболее динамично развивающихся, его потенциальная емкость далеко не исчерпана, и тенденция значительного роста, по прогнозам экспертов, будет присуща ему еще несколько лет.
В то же время в целом за год рост рынка может оказаться ниже, чем в предыдущем году. «Тогда, в 2005-м, объем рынка увеличился на 37%, при этом доля ДЛО в столь значительном росте составила более 20%, – говорит генеральный директор компании «Сотекс» (ГК «Протек») Дмитрий Голуб. – В нынешнем году ситуация стабилизировалась, программа ДЛО успешно функционирует, хотя ее финансирование несколько снизилось в связи с тем, что средства, выделенные под ДЛО в 2005 году, были израсходованы лишь на 80%. Поэтому столь бурного роста в этом году ожидать уже не стоит. Хотя многое зависит и от того, будут ли введены новые государственные программы, например, связанные с льготным обеспечением госпитального сектора. Если это произойдет, рынок вырастет более значительно».
По мнению г-на Голуба, в коммерческом секторе (продажи лекарств в аптеках) сохранится тенденция повышения спроса на относительно дорогостоящие препараты, обусловленная общим ростом уровня жизни и платежеспособности населения. А вот в государственном сегменте наблюдается обратная ситуация. Чтобы эффективнее расходовать средства, в списках ДЛО будет значительно уменьшено количество дорогостоящих брендов, которые заменят качественными дженериками, а также введена система квотирования препаратов, в соответствии с которой в рамках одного МНН (международное непатентованное название) будут выделяться большие квоты на более дешевые торговые марки. Соответственно, по мнению эксперта, в ближайшем будущем наиболее успешными, по крайней мере среди российских производителей, станут те компании, которые сумеют наладить выпуск высококачественных дженериков по стандартам GMP.
По прогнозам компании «Фармэксперт», по итогам этого года рост всего фармрынка (ДЛО, коммерческий рынок и госпитальный рынок) ожидается на уровне 22–25%. Это объясняется, в первую очередь, увеличением выписки более дорогостоящих препаратов по программе ДЛО и ростом коммерческих продаж.
На конец 2007 г. объем аптечных продаж, по прогнозам ЦМИ «Фармэксперт», составит около 6 млрд долл. США в ценах дистрибъюторов, что на 17-18 % превысит показатели 2006 г.
Согласно оценкам специалистов, наиболее популярными препаратами в России будут брендированные дженерики, доля которых на рынке составляет порядка 54%. Кроме того, лидерами продаж станут инновационные высокотехнологичные препараты для лечения тяжелых заболеваний. В целом по рынку лидерами всегда будут такие средства, как иммуномодуляторы, витамины, препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Причем зачастую именно отечественного производства.
Предполагается, что в 2007 году наиболее динамично будет развиваться производство. Российские производители находятся только в самом начале пути, сильно уступая по самым различным показателям европейским и американским компаниям. Основная задача, стоящая сегодня перед большинством отечественных предприятий, – полностью реорганизовать производство, чтобы выпускать препараты европейского качества. Крупные отечественные производители добиваются определенных успехов в продажах своих лекарств. Эксперты объясняют их успехи выпуском брендированных средств, а также препаратов с признаками инновационности.
Однако, по мнению самих отечественных производителей, наибольших успехов пока по-прежнему добиваются иностранные компании. Лидерами останутся «Санофи-Авентис», «Берлин-Хеми. В портфелях этих компаний есть дорогие и социально значимые продукты – для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний и т. п. Продажи этих продуктов значительно вырастут благодаря программе ДЛО. Исключение составляет отечественная компания Фармстандарт, прирост продаж которой в 33% вывел ее на первое место по итогам 2007 года.
Аналитики предсказывают
российскому фармрынку
В советские времена
отечественные производители
Именно через них идут самые большие финансовые и товарные потоки, именно они, закрепив за собой гарантированный рынок сбыта, получили возможность расширять и диверсифицировать свой бизнес. [15].
Хотелось бы сказать несколько слов о проблеме, волнующих многих – проблеме фальсифицированных лекарственных средств.
Нелегальный бизнес не обошел своим вниманием фармацевтический рынок, особенно в части изготовления и реализация контрафактной продукции. Конечно, масштабы оборота фальсифицированных лекарств не столь велики, как при торговле продуктами питания, алкоголем, сигаретами или бензином. Но это обусловлено не столько активными действиями участников фармрынка против подделок, сколько тем, что оборот медикаментов, в силу их особой социальной значимости весь на виду. Это, безусловно, сдерживает распространение криминала, ограничивая пространство для недобросовестных способов ведения бизнеса.
По разным оценкам, на долю поддельных медикаментов приходится от 5 -7 (данные Международной ассоциации фармпроизводителей) до 10 -15 % (данные Всемирной Организации Здравоохранения). Из общего числа выявленных фальсификатов четверть изготовлена в основных промышленно развитых странах.
Первый официально зарегистрированный случай лекарственной фальсификации в России относится к 1997 г., когда был выявлен поддельный кровезаменитель «Полиглюкин». В последующие годы ассортимент фальсифицированных медикаментов расширился и теперь насчитывает не только отечественные, но и импортные препараты. Прослеживается четкая тенденция к увеличению их количества на российском рынке.
В натуральном выражении наибольшее число подделанных медикаментов приходится на отечественные препараты – до 70% от всех выявленных фальсификатов. В стоимостном выражении, наоборот, пальма первенства принадлежит дорогостоящим импортным препаратам [11]
Розница
— сегмент российского
Таблица 9. Комплексный рейтинг национальных и межрегиональных аптечных сетей, участвующих в рейтинге, по итогам 1-го полугодия 2007г.
Рейтинг |
Аптечнaя сеть |
Месторасположение главного офиса |
Kоличество аптечных yчреждений |
Комплексный балл | |
Национальные aптечные сети | |||||
1 |
АПТЕКИ 36,6* |
МОСКВА |
936 |
0,99 | |
2 |
РИГЛА* |
МОСКВА |
504 |
0,76 | |
Межрегиональные aптечные сети | |||||
1 |
ФАРМАКОР** |
C.-ПЕТЕРБУРГ |
339 |
0,91 | |
2 |
ИМПЛОЗИЯ*'*' |
САМАРА |
388 |
0,69 | |
3 |
ДОКТОР СТОЛЕТОВ* |
МОСКВА |
399 |
0,68 | |
4 |
Оз* |
МOCKBA |
146 |
0,58 | |
5 |
БИОТЭК |
МОСКВА |
350 |
0,56 | |
6 |
ВИТА* |
САМАРА |
292 |
0,56 | |
7 |
ЗДОРОВЫE Люди* |
С. –ПЕТЕРБУРГ |
195 |
0,49 |
*Член РААС (Российская ассоциация аптечных сетей).
** С учетом аптек,
работающих по договорам
Рентабельность отдельной аптеки даже при самом хорошем раскладе не более 20%. У сети этот показатель существенно выше — до 35—40%. Именно этим и обусловлено их бурное развитие в последние годы. Аналитики уверены: через несколько лет сети подчинят себе розничный сегмент рынка практически полностью, а там дело дойдет и до смежных областей — начнут строить склады, создавать логистические цепочки, постепенно прибирая к рукам функции дистрибьюторов. Сети могут замахнуться и на большее. Та же «36,6», например, уже торгует продукцией под собственным приват-лейблом. О том же задумываются и другие сети. Отсюда, считают аналитики, один шаг до создания собственных производств. Возможно, через пару лет российские заводы смогут рассчитывать на новую группу профильных инвесторов. Это даст рынку новый импульс к развитию. По прогнозам, уже в этом году темпы роста фармрынка составят 16—17%, то есть почти вдвое меньше, чем в рекордном 2005-м. Поскольку ничего подобного запуску ДЛО в ближайшие годы не предвидится, рост и перспективы российской фармацевтической отрасли будут зависеть лишь от активности ее участников. [15]
Розничная реализация медикаментов в аптечных организациях имеет свои особенности. Это, в первую очередь, связано с закрепленным в законодательстве запрете на рекламу рецептурных препаратов, на долю которых приходится чуть меньше половины стоимостного объема рынка лекарственных средств.
На самом деле разделение медикаментов на рецептурный и безрецептурный отпуск достаточно условно, и на сегодняшний день в аптеке без рецепта можно приобрести практически любое лекарство, за исключением психотропных и/или наркотических препаратов. При этом велик риск постановки самостоятельно неправильного диагноза. Соответственно, может оказаться неадекватным и выбор медикамента, что в лучшем случае не поможет больному. В результате незаслуженно пострадает как репутация производителя, так и сам используемый препарат, который будет надолго скомпрометирован в глазах потребителя. Следовательно, чтобы не провоцировать фармацевтически плохо осведомленных потребителей на самолечение заболеваний, предусматривающих применение серьезных рецептурных препаратов, их прямая реклама на телевидении, радио и в печатных СМИ запрещена.
Данное обстоятельство
не позволяет применять
Но, тем не менее, существуют юридически корректные схемы. На первом этапе выхода на рынок такой продукции должны быть подготовлены все необходимые информационные материалы, которые с помощью медицинских представителей будут распространяться среди врачей соответствующего профиля. Параллельно в тематических научных изданиях и в специализированной прессе должны быть размещены результаты проведенных клинических исследований.
На следующем этапе продвижения фармкомпания, уже сформировав потребность в том или ином методе лечения, должна закрепить свой успех. Это достигается путем организации учебных конференций и семинаров для врачей. Одновременно с проводимыми мероприятиями фармпроизводителю необходимо подключать опинион – лидеров – ведущих и наиболее авторитетных специалистов по конкретной нозологии. На работу с опинион – лидерами обычно расходуется до трети бюджета, предназначенного для выведения соответствующего препарата на рынок.
На заключительном этапе продвижения фармкомпания должна выработать благоприятное впечатление о раскручиваемом препарате у провизоров и фармацевтов в аптеках, что обусловлено спецификой российского фармрынка, допускающего свободный отпуск рецептурных препаратов. Дефицит информации среди аптечных работников неминуемо уменьшит степень доверия потребителей к компании и к ее продвигаемой продукции.