Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:24, курсовая работа
Последнее десятилетие стало революционным для розничной торговли в России. На смену эпохе распределения пришла эпоха конкурентного, свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля претерпела серьезнейшие структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важнейшую роль в экономике страны.
Сегодня в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных продавцов хот-догов, до сетей супермаркетов, таких как «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка». Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей.
Введение………………………………………………………..
1. Ассортиментная политика предприятия
1.1. Сущность и особенности коммерческой работы……..
на предприятиях розничной торговли…………………..
1.2.Товар и его свойства…………………………………
2. Формирование и управление ассортиментом
2.1. Номенклатура и товарный ассортимент………………
2.2. Ассортиментная концепция……………………………..
2.3. Структура ассортимента………………………………..
2.4. Прогноз и планирование………………………………
2.5. Управление ассортиментом…………………………….
2.6. Изъятие неэффективных товаров…………………….
3. Заключение……………………………………………………
4. Список литературы…………………………………………..
2.4.
Прогноз и планирование
Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.
Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение
текущих и перспективных
2. Оценка
существующих аналогов
3. Критическая
оценка выпускаемых
4. Решение
вопросов, какие продукты следует
добавить в ассортимент, а
5. Рассмотрение
предложений о создании новых
продуктов, усовершенствование
6. Разработка
спецификаций новых или
7. Изучение
возможностей производства
8. Проведение
испытаний (тестирование) продуктов
с учетом потенциальных
9. Разработка
специальных рекомендаций для
производственных
подразделений предприятия относительно
качества, фасона, цены,
наименования, упаковки, сервиса и т.д.
в соответствии с результатами
проведенных испытаний, подтверждающих
приемлемость
характеристик изделия или предопределивших
необходимость их изменения.
10. Оценка
и пересмотр всего
Планирование
и управление ассортиментом —
неотъемлемая часть маркетинга. Даже
хорошо продуманные планы сбыта и рекламы
не смогут нейтрализовать последствия
ошибок, допущенных ранее при планировании
ассортимента.
2.5.
Управление ассортиментом
Управление
ассортиментом предполагает координацию
взаимосвязанных видов
С
точки зрения концепции маркетинга
— это прямо противоречит тому,
что необходимо действительно делать.
Задачи планирования и формирования
ассортимента состоят, прежде всего, в
том, чтобы подготовить «
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга,
В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы
Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.
Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.
К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.
Дифференциация,
или модификация, товара позволяет
более полно использовать «поглощающие»
возможности рынков с учетом специфики
их требований в отдельных регионах страны
и зарубежных странах, заполнять те товарные
ниши, где нет конкуренции или она незначительна.
Однако определение такого направления
в ассортиментной стратегии — дорогостоящее
дело, связанное с необходимостью модернизации
и расширения производственных мощностей,
диверсификации и перестройки сбытовой
сети и, конечно, расширения комплекса
маркетинга. В конечном счете, использование
стандартизации, дифференциации или их
сочетания зависит от конкретных условий
деятельности изготовителя и определяется
конечным результатом — уровнем экономической
эффективности сбыта и его объемом, достигаемых
с помощью этих методов.
2.6.
Изъятие неэффективных
товаров
Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.
Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.
Исчерпавший
свои рыночные возможности товар, вовремя
не изъятый из производственной программы,
приносит большие убытки, требуя несоразмерно
получаемым результатам затрат средств,
усилий и времени. Поэтому, если производитель
не будет иметь четкой системы критериев
изъятия товаров из производственно-сбытовой
программы, и не будет систематически
проводить анализ изготовляемых и реализуемых
товаров, то его ассортимент неизбежно
окажется «перегруженным» неэффективными
изделиями, со всеми вытекающими отсюда
отрицательными последствиями для производителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. Первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса начисления.
Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия обеспечивающей рост и прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, которым должно идти предприятие.
Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуру реализованной продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания продаж и снижения издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей.
При
правильном выборе ассортиментной политике
торгового предприятия будет
удовлетворяться спрос
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2004. - 504 с.
9. Степанов В.И. Логистика: учеб. – М.: ТК Велби, 2006. – 488 с.