Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа
Жизненный цикл товара состоит, как правило, из нескольких этапов или стадий:
1) исследование и разработка;
2) внедрение;
3) рост;
4) зрелость;
5) спад.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты теории жизненного цикла товара
1.1. Сущность теории жизненного цикла товара 5
1.2. Этапы жизненного цикла товара 6
1.3. Кривая жизненного цикла товара. Виды кривых жизненного цикла товара 19
1.4. Современные тенденции смены жизненного цикла товара (инновационный аспект) 25
Глава 2. Анализ жизненного цикла товара на примере компании ОАО «Живая вода» 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Этап роста
Если новый товар имеет спрос, он переходит к этапу роста, на котором объем продаж начинает стремительно расти. Первые покупатели продолжают покупать, новые покупатели начинают следовать их примеру, особенно если они слышат хорошие отзывы. Привлеченные возможностью получать прибыль на рынке появляются новые конкуренты. Они придают товару новые свойства, и рынок расширяется. Увеличение числа конкурентов приводит к увеличению числа дистрибьюторов, и продажи стремительно растут, просто за счет пополнения складских запасов торговых посредников. Цены остаются теми же или слегка снижаются. Фирмы удерживают свои расходы на стимулирование на том же или слегка более высоком уровне.
Информирование
рынка о новом товаре остается
актуальным, но теперь фирма должна
считаться еще и с
Этап
роста дает рост прибылей, так как
отношение объема продаж к расходам
на стимулирование непрерывно увеличивается,
а стоимость производства единицы
продукции снижается. Чтобы долго
сохранять высокий уровень
На
этапе роста фирма сталкивается
с необходимостью компромисса между
значительной долей рынка и высокой
текущей прибылью. Расходуя значительные
средства на усовершенствование товара,
стимулирование сбыта и распространение,
фирма может завоевать
Цель фирмы – освоение рынка, захват лидирующих позиций, максимальный рост объема продаж.
Задачи маркетинга на этапе:
Для
максимального продления
Приоритет элементов концепции маркетинга на этапе:
1. Цена
2. Реклама
3. Качество
4. Сервис
Преимущественные типы потребителей:
Основные
потребители – "адепты" – законодатели
мод, лидеры мнений в своей социальной
сфере. Их признание делает товар
известным и модным. Они составляют
10-15% числа конечных потребителей. Кроме
того, к потребителям относятся "прогрессисты"
или "раннее большинство" (например,
студенты), которые обеспечивают массовый
сбыт на стадии роста. Они составляют
от 25 до 35% числа конечных потребителей.
Этап зрелости
В некоторый момент рост продаж товара замедляется, и товар переходит на этап зрелости. Этап зрелости обычно длится дольше предыдущих этапов и ставит менеджеров по маркетингу перед серьезными проблемами. Большинство товаров находится на этапе зрелости своего жизненного цикла, поэтому большинству менеджеров по маркетингу приходится иметь дело с товарами на этапе зрелости.
Замедление роста продаж происходит за счет появления многих производителей и большого количества товара. В свою очередь, такое перенасыщение вызывает более жесткую конкуренцию. Конкуренты начинают снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и стимулирование сбыта и увеличивать расходы на исследования и разработки с целью поиска лучших моделей товара. Эти действия приводят к падению прибыли. Конкуренты остаются только самые сильные.
Хотя многие товары на этапе зрелости кажутся неизменными на протяжении длительного времени, наиболее удачные товары на самом деле претерпевают эволюцию с целью удовлетворения изменяющихся потребностей покупателей. Менеджерам по товарам следует делать больше, чем просто работать товарами на этапе зрелости или защищать их. Нападение – лучший способ обороны. Им следует заботиться об изменении рынка, товара и маркетингового комплекса.
Цель фирмы – закрепить на рынке завоеванную долю рынка.
Задачи маркетинга на этапе:
Модификация рынка направлена на увеличение потребления существующего товара. Она включает:
Модификация
товара заключается в модифицировании
таких характеристик изделия, как
уровень качества, свойства или внешнее
оформление, чтобы привлечь новых
пользователей и
а) качество поддается улучшению,
б) покупатели верят в утверждение об улучшении качества,
в) достаточно большое количество покупателей хотят улучшения качества.
Приоритет элементов концепции маркетинга на этапе:
1. Сервис
2. Цена
3. Качество
4. Реклама
Преимущественные типы потребителей:
Основные
потребители – "скептики" или
"запоздалое большинство". Они
обеспечивают массовый сбыт на стадии
насыщения (составляют порядка 30-40% числа
конечных потребителей).
Этап спада
Продажи большинства товаров и торговых марок постепенно падают. Падение может быть медленным или быстрым. Продажи могут упасть до нуля, или сильно снизиться, оставаясь на этом уровне в течение многих лет. Это – этап упадка.
Продажи падают по многим причинам, включая технический прогресс, изменения вкусов потребителей и рост конкуренции. При падении продаж и прибыли некоторые фирмы уходят с рынка. Оставшиеся могут сузить рынок товара. Они могут покинуть меньшие сегменты рынка и второстепенные каналы сбыта или сократить бюджет стимулирования сбыта, уменьшив за счет этого цены.
Поддержка слабого товара может оказаться для фирмы чересчур дорогостоящей, и не только в отношении прибыли. Существует множество скрытых расходов. Слабый товар может отнимать слишком много времени у руководства. Он нередко требует частой корректировки цен и переучета складских запасов. Он требует рекламы и внимания торгового персонала, которые лучше было бы использовать для увеличения прибыльности «здоровых» товаров. Ухудшившаяся репутация товара может вызвать сомнения покупателей в фирме в целом и в остальных ее товарах. Наибольшие расходы могут оказаться впереди. Поддержка слабых товаров вызывает задержку с поиском их замены, создает однобокий ассортимент товаров, вредит текущим прибылям и ослабляет устойчивость фирмы.
По этим причинам фирмам необходимо больше внимания обращать на свои стареющие товары. Первой задачей фирмы является выявление товаров, перешедших на этап упадка, посредством регулярного анализа тенденций продаж, доли рынка, издержек и прибыли. Затем руководство в отношении каждого товара, находящегося в стадии упадка, должно решить, поддерживать ли его, «собрать последний урожай», или поставить на нем крест.
Руководство может решить поддерживать свою торговую марку, не изменяя ее, в надежде, что конкуренты оставят эту отрасль. Руководство может решить репозиционировать торговую марку, надеясь вновь переместить ее на стадию роста жизненного цикла товара.
Руководство может решить сократить всевозможные издержки (производство и оборудование, поддержка, исследования и разработка, реклама, торговый персонал) и надеяться, что продажи поднимутся сами собой. В случае успеха это на короткий период времени увеличит прибыль. Руководство может также решить прекратить выпуск товара. Оно может продать его другой фирме или просто избавиться от него, распродав имущество по цене возможной реализации. Если фирма собирается найти покупателя, ей не следует выжимать из товара последние соки.
Цель фирмы – вернуть утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт.
Задачи маркетинга на этапе:
На данном
этапе резко уменьшается
Пути выхода:
Приоритет элементов концепции маркетинга на этапе:
1. Реклама нового потребления
2. Цена
3. Сервис
4. Качество
Преимущественные типы потребителей:
Основные
потребители – "консерваторы"
– убежденные противники нового (составляют
от 15 до 20% числа конечных потребителей),
а также пожилые люди и люди
с низкими доходами.
Таблица 1.1- Основные характеристики жизненного цикла товара
Основные
характеристики жизненного
цикла товара
Характеристики | Этапы жизненного цикла | |||
Внедрение | Рост | Зрелость | Спад | |
Цели маркетинга | Привлечение покупателей к новому товару, максимальная осведомленность покупателей | Расширение сбыта и ассортиментных групп, формирование приверженности к марке | Поддержание отличительных преимуществ товара, отстаивание своей доли рынка | Предотвращение падения спроса, восстановление объема продаж |
Объем продаж | Рост | Быстрый рост | Стабильность, замедляющийся рост | Сокращение |
Конкуренция | Отсутствует или незначительная | Умеренная | Сильная | Незначительная |
Прибыль | Отрицательная | Возрастающая | Сокращающаяся | Стремительно сокращающаяся, отсутствие прибыли, убытки |
Потребители | Новаторы (любители нового) | Массовый рынок обеспеченных лиц | Массовый рынок | Консерваторы (отстающие) |
Товарный ассортимент | Базовая модель | Растущее число разновидностей (усовершенствование) | Дифференцирован – полная ассортиментная группа | Отдельные товары |
Сбыт | Отдельные торговые точки, распределение неравномерное | Число торговых точек растет, интенсивное распределение | Число торговых точек растет, интенсивное распределение | Торговые точки сокращаются, селективное распределение |
Ценообразование | Зависит от товара | Растущий диапазон цен | Полная ценовая линия, снижение цен, введение скидок | Отдельные цены |
Продвижение | Информационное | Убеждающее | Конкурентное (напоминающее) | Информационное (распродажа) |
Затраты на маркетинг | Предельно высокие, растущие | Высокие, стабильные | Сокращающиеся | Низкие |
Информация о работе Анализ жизненного цикла товара на примере компании ОАО «Живая вода»