Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая по рег.рынку.docx

— 266.98 Кб (Скачать)
 

Определим цены на 2010 год по методу прогнозной экстраполяции  с помощью среднего прироста.

, где

- средний прирост;

, где

- прогнозное значение

Водка крепостью 40 % и выше обыкновенного качества: 
 

Водка крепостью 40% и выше повышенного качества: 
 

Вино виноградное  крепленое крепостью до 20%: 
 

Вино виноградное  столовое крепостью до 14% и содержанием  до 8% сахара: 
 

Коньяк ординарный отечественный: 
 

Вино игристое отечественное: 
 

Пиво отечественное: 
 

Пиво зарубежных торговых марок: 
 

     3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной  продукции Забайкальского края  и пути их преодоления

     Отличительной особенностью российской экономики  является региональная замкнутость  многих рынков. Данное явление в  свою очередь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высокими тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных администраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) продукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры, в конечном счете, способствуют воспроизводству базы монополизма и поэтому являются одной из важнейших сфер контроля антимонопольных органов.

     В Забайкальском крае существуют следующие  барьеры «входа» на алкогольный рынок:

  1. Личные связи между частым бизнесом и местными властями, приводящие к установлению благоприятных условий для отдельных предприятий, что создает существенные барьеры входа на рынок для фирм, не обладающих подобными возможностями.
  2. Так называемые технические барьеры, навязываемые властными структурами, в частности слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, бюрократическая процедура лицензирования, усложненный механизм регистрации фирм и т.д. Они также могут трактоваться как барьеры входа, унаследованные от командной экономики. Хотя подобные ограничения распространены и в рыночных экономиках, они принимают гораздо более жесткие и нерациональные формы в переходных экономиках, так что в результате вся бюрократическая система препятствует нормальному осуществлению бизнеса, например, функционированию мелких предприятий. Эта проблема приобретает особо важное значение для продовольственного рынка России. Рассмотренные барьеры создаются органами власти различных уровней и могут быть обусловлены как стремлением решить социально-экономические проблемы собственного региона за счет нарушения конкурентных норм, так и коррумпированностью властных структур.
  3. Барьеры криминального характера (рэкет, поборы и т.д.), представляющие серьезную угрозу не только добросовестной конкуренции, но и экономическому развитию в целом.

     Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что  барьеры “входа” на товарный рынок  характеризуются как непреодолимые  в ближайшей перспективе. Большое  влияние на такое положение оказывают  административные ограничения.

     Для снижения барьеров входа на товарные рынки (в том числе и рынок  алкогольной продукции) рекомендуется осуществить целый комплекс мероприятий, включающий в частности:

  • разработку и реализацию государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках;
  • осуществление антимонопольного контроля с целью предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами;
  • недопущение создания и сохранения более благоприятных условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, присвоения эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т.п.;
  • выявление и пресечение незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции;
  • снижение законодательным путем барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранение административных региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;
  • разработка и реализация краевой политики по поддержки предпринимательства, в том числе малых предприятий; данное направление включает в себя предоставление льготных кредитов для субъектов, впервые выходящих на товарные рынки, поддержка органов местного самоуправления для развития конкурентной среды на районных рынках республики и т.д.;
  • защиту предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
  • предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности.

     3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции  в Забайкальском крае

     Сегодня алкогольный рынок является "проблемной зоной" нашей экономики, которую можно охарактеризовать следующим:

     • недопустимо высокий уровень  теневого нелегального рынка – 40 – 50%, не снижающийся в течение почти 10 лет, несмотря на предпринимаемые государством многочисленные законодательные меры;

     • высокий уровень фальсифицированной, контрафактной и очень низкокачественной продукции, выдаваемой за качественную;

     • наличие многочисленных административных барьеров;

     • высокая степень предложения  и потребления населением суррогатов спиртных напитков. Высокая смертность от потребления алкоголя. Высокая степень алкоголизации населения;

     • высокая степень криминализации и коррупционности алкогольного рынка. Уход от уплаты примерно 50% акцизов  и других налогов в бюджет;

     • недобросовестная конкуренция на рынке, незащищенность (беззащитность) операторов алкогольного рынка. Потеря веры в стабильную перспективу. Желание старых игроков выйти из бизнеса и проблематичность вхождения новых игроков в бизнес;

     • отсутствие у субъектов РФ должных  полномочий по регулированию алкогольного рынка, контролю за деятельностью операторов рынка, контролю за качеством алкогольной продукции, в особенности, по ее потребительским свойствам в целях невведения потребителей в заблуждение;

     • отстраненность бизнес-сообщества от принятия законодательных правительственных и ведомственных нормативных правовых актов по проблемам алкогольного рынка. Отстраненность бизнес-сообщества от процессов регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     На  основании проведённого в данной работе исследования можно сделать  следующие выводы.

     Российский  рынок алкогольной продукции  представлен достаточно широким ассортиментом, насчитывающим до тысячи различных наименований алкогольных напитков и их видов.

     Данный  рынок характеризуется стабильным спросом и высокими доходами, что  делает его привлекательным для бизнеса.

     Основная  доля рынка алкогольной продукции, в целом, принадлежит отечественным производителям. Наблюдается увеличение объёмов производства и продажи слабоалкогольной продукции, а доля крепкого алкоголя – сокращается.

     Что касается рынка алкогольной продукции  Забайкальского края, то здесь прослеживаются основные тенденции развития свойственные российскому рынку. Так же можно отметить то, что алкогольная продукция занимает существенную долю в общем обороте розничной торговли, несмотря на её снижение в последние годы.

     Рынок алкогольной продукции играет значительную роль в процессе формирования государственного бюджета. Поэтому за ним нужен постоянный контроль т. к. на рынке алкогольной продукции крутятся большие суммы денег, которые привлекают криминальные структуры нашей страны. Это вынуждает государство создавать специальные структуры по предотвращению незаконного оборота алкогольной продукции, а также различным нарушениям, как в процессе производства, так и в уплате всех налогов.

     Не  смотря на то, что алкогольный рынок  занимает ведущее место как в  экономике страны в целом, так и региона, он остаётся достаточно проблемным и требует к себе пристального внимания и постоянного контроля со стороны государства. 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Продовольственный рынок Забайкальского края, Стат. сб./ Забайкалкрайстат, Чита, 2009. – 63 с. (кат. № 4.56).
  2. Статистический ежегодник Забайкальского края. 2009: Стат. сб. / Забайкалкрайстат, Чита, 2009. – 289 с. (кат. № 4.1).
  3. Торговля в Забайкальском крае: Стат.сб./ Забайкалкрайстат, Чита, 2010. – 54 с. (кат. № 4.12).
  4. Цены в Забайкальском крае: Стат.сб./ Забайкалкрайстат, Чита, 2009. – 102 с. (кат. № 4.31).
  5. http://chita.gks.ru
  6. http://alcohole.clan.su
  7. http://www.alkogol.com

Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции