Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая по рег.рынку.docx

— 266.98 Кб (Скачать)

     Читинский институт

     Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

     Высшего профессионального образования 

      «Байкальский  государственный университет экономики  и права»

     Кафедра коммерции и предпринимательства 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине «Региональный рынок  товаров и услуг» 

     АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА 

     АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 
 
 
 
 
 

     Исполнитель ______________               студентка гр. КД-07 Сенчукова Е.А.

                             (подпись, дата) 

     Руководитель ______________                           к.э.н., доцент Драчева  С.Н.

                              (подпись, дата) 
 
 

     Чита, 2011

     Оглавление

Введение 3

1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4

1.1 Классификация алкогольной продукции 4

1.2  Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8

2. Рынок алкогольной продукции в России 10

2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10

2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12

3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19

3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19

3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21

3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27

3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29

Заключение 30

Список использованной литературы 31 

 

     

     Введение

     Алкогольный сектор, и в России это было издревле, представлял и до сих пор представляет особое значение с точки зрения российской экономики в целом, так же как  и с точки зрения социальной. Именно в данной связи анализ этого сектора  с точки зрения его современного развития и перспектив в рамках международной конкуренции является особенно актуальным. Достаточно сказать, что до сих пор алкогольный сектор занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров). Именно алкогольный сектор остается по-прежнему одним из самых значимых не только с традиционной социальной точки зрения, но и является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, так как основная масса алкогольной продукции, как производимой в самой России, так и поставляемой из-за рубежа, является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.

     В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.

     Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников. 

 

     

     1. Общая характеристика  рынка алкогольных  напитков

     1.1 Классификация алкогольной продукции

     Алкогольными  называют напитки, в состав которых  входит этиловый спирт (по европейским  критериям – более 1,5%). По содержанию алкоголя алкогольные напитки могут  быть классифицированы на крепкие (спирт  питьевой, водка, виски, джин и др.), средней  крепости 9ввина, винные напитки) и слабоалкогольные (пиво, слабоалкогольные вина и др.).

     В мировом сообществе, особенно в развитых странах, наблюдается снижение потребления  крепких алкогольных напитков. Водку, бальзам, пунш и другие крепкие алкогольные напитки употребляют в разбавленном (с водой, минеральной водой, чаем, соками) виде, в составе коктейлей невысокой крепости. Спиртовая отрасль в настоящее время модернизируется, особенно в вопросе повышения качества сырья. Поиски ученых и практиков также направлены на разработку методов повышения стойкости ликероводочных изделий и вин при транспортировании и длительном хранении.

     Все эти мероприятия являются залогом  формирования рынка алкогольных  напитков, в основе которого будут лежать социальные проблемы общества.

     Питьевой  этиловый спирт получают из пищевого спирта-ректификата высшей очистки  путем разбавления его умягченной водой до крепости 95%. Пищевой спирт-ректификат вырабатывают из растительного сырья, богатого крахмалом или сахаром, зерновых культур, картофеля, свеклы, мелассы (отход сахарного производства), некондиционного сахара-сырца и др. Реализация питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера.

     Водки — спиртные напитки крепостью 38-45%, 50 и 56%, полученные путем обработки  водно-спиртовой смеси адсорбентом  с последующей фильтрацией. Для  приготовления водно-спиртовой смеси (сортировки) используется спирт-ректификат, умягченная вода, а также для многих водок — различные вкусовые и  ароматические добавки. В зависимости  от применяемых при изготовлении спирта и вкусоароматических добавок, водки подразделяются на водки и  водки особые. Особые водки отличаются специфическим ароматом и оригинальным вкусом, которые создаются внесением таких ингредиентов, как эфирные масла, ароматные спирты и др.

     К крепкоалкогольным напиткам относят  также ром, виски, джин, бренди, коньяк. Особенностью их производства является выдержка в дубовых бочках, обугленных или необугленных изнутри.

     Ром — крепкий алкогольный напиток (40-55%), полученный путем длительной выдержки ромового спирта в дубовых бочках (обугленных или необугленных). Основное сырье для производства ромового спирта — сахарный тростник и тростниковая меласса. Различают ром натуральный, ромовые смеси и искусственный ром.

     Натуральный ром в зависимости от химического  состава и органолептических  свойств бывает легким, средним и  тяжелым. Тяжелый ром содержит много  побочных продуктов спиртового брожения (летучих кислот, эфиров и др.), легкий — их не содержит, а средний занимает промежуточное положение между ромами легкого и тяжелого типов. По происхождению ром бывает кубинским (один из лучших в мире), ямайским, пуэрто-риканским, мексиканским, гаитянским и др. Ромовые смеси получают смешиванием в различных соотношениях ректификованного этилового спирта и натурального ромового спирта. При изготовлении искусственного рома купажируют (смешивают) этиловый спирт, различные сложные эфиры, сахар, колер и другие вещества, чтобы придать напитку органолептические признаки натурального рома.

     Виски — крепкий алкогольный напиток (40-45% об.), получаемый перегонкой сброженного  зернового сусла (из ржи, овса, кукурузы, ячменного солода) с последующей выдержкой в дубовых обугленных бочках от 3 до 10 лет. Классическим считается шотландское виски, которое в зависимости от используемого сырья подразделяют на три типа — солодовое (malt), зерновое (grain) и смешанное (blended). Наиболее известные марки: White Horse, Jonnie Walker (Red Label, Black Label), Black & White и др. Различают также ирландское виски, американское, канадское и др.

     Джин  — крепкий алкогольный напиток (до 45% об.), полученный путем перегонки водно-спиртовых настоев пряно-ароматического сырья, обязательным компонентом которого являются ягоды можжевельника. Полученный спирт иногда выдерживают в дубовых бочках. Наиболее распространены английские и голландские джины, ассортимент которых зависит от рецептуры и технологии производства.

     По  российской классификации ром, виски  и джин относят к горьким настойкам. Бренди и коньяки относят к продуктам винодельческой промышленности, так как основным сырьем для них являются виноматериалы.

     Бренди  — крепкий алкогольный напиток, полученный путем перегонки виноградного вина или сброженных плодово-ягодных соков. Точных классификационных характеристик для бренди в настоящее время не существует, поэтому часто к бренди относят коньяки, многие национальные водки, настойки и др.

     Коньяк  — крепкий алкогольный напиток  с характерным букетом и вкусом, приготовленный из выдержанного не менее 3 лет коньячного спирта. Коньячный  спирт (62-70% об.) получают из виноградного вина (коньячного виноматериала) путем перегонки, фракционирования (молодой коньячный спирт) и выдержки (созревания) в дубовых бочках. В зависимости от продолжительности и способов выдержки коньячных спиртов коньяки подразделяют на:

     ординарные (к ним относят следующие марки: "три звездочки" — выдержка не менее 3 лет, "пять звездочек" —  выдержка не менее 5 лет, коньяки специальных  наименований — выдержка не менее 4 лет);

     марочные (коньячные спирты выдерживаются  в дубовых бочках не менее 6 лет: КВ — коньяки выдержанные (не менее 6 лет), КВВК — коньяки выдержанные  высшего качества (не менее 8 лет), КС — коньяки старые (не менее 10 лет);

     коллекционные (готовые марочные коньяки выдерживаются  дополнительно в дубовых бочках или бутах не менее 3 лет).

     Ликероводочные  изделия по содержанию спирта занимают промежуточное положение между  крепкоалкогольными и среднеалкогольными напитками. Они представляют собой  смеси, состоящие из спирта, воды, сахарного  сиропа, колера, а также в зависимости  от рецептуры из спиртованных и консервированных сахаром соков, морсов, настоев, ароматных  спиртов, купажных материалов (меда, эфирных  масел, пищевых эссенций, вин, коньяков и др.). Классификация ликероводочных изделий осуществляется в зависимости от крепости, массовой концентрации общего экстракта и сахара. По этим классификационным признакам выделяют 15 групп ликероводочных изделий: ликеры (крепкие, десертные, эмульсионные); кремы; наливки; пунши; настойки (сладкие, полусладкие, полусладкие слабоградусные); настойки (горькие, горькие слабоградусные); напитки десертные; аперитивы; бальзамы; коктейли.

     Виноградные вина — напитки, полученные в результате спиртового брожения виноградного сока (концентрата виноградного сока) или  мезги (раздробленных ягод винограда). Виноградные вина классифицируют:

  • в зависимости от способа производства — на натуральные (содержат этиловый спирт только эндогенного происхождения) и специальные (с добавлением этилового спирта);
  • по содержанию спирта и сахара: натуральные — на сухие, сухие особые, полусухие, полусладкие; специальные — на сухие, крепкие, полудесертные, десертные и ликерные;
  • по цвету — на белые, розовые и красные;
  • в зависимости от качества и сроков выдержки — на молодые, без выдержки, выдержанные, марочные и коллекционные.

     Плодовые  вина приготавливают путем спиртового брожения подсахаренного сока свежих плодов или подсахаренного сока, получаемого  из предварительно подброженной плодовой мезги. Они могут быть сортовыми (из сока одного вида плодов) и купажными (из смеси соков различных плодов).

     Пиво  — освежающий, насыщенный двуокисью  углерода, пенистый напиток, получаемый в результате сбраживания пивного  сусла специальными расами пивных дрожжей. Для приготовления пивного сусла  используют дробленое экстрактсодержащее зерновое сырье: ячменный или пшеничный солод, ячмень, пшеницу, кукурузу и другое зерно, а также воду, сахар и хмелепродукты.

     В зависимости от содержания спирта пиво бывает крепкое (8-11,5% спирта по объему), слабоалкогольное (1,5-8% по объему) и  безалкогольное (не более 0,5% по объему). В зависимости от цвета различают  типы пива: светлое (с цветом 0,4-2,5 ц. ед.), полутемное (с цветом 2,5-4,0 ц.ед.) и темное (с цветом 4,0-

Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции