Анализ российского рынка легковых автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:57, лабораторная работа

Описание работы

На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность — не исключение. Перспективы развития и значение автомобильной промышленности определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре государства, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Следует отметить, что страны – лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.

Содержание

Введение3
1.1. Объем, темпы и факторы роста российского рынка легковых автомобилей. 4
1.2. Темпы роста, динамика и структура объемов производства и продаж на рынке легковых автомобилей в России. 5
1.3.Лидеры и аутсайдеры рынка 6
1.4.Основные тенденции и перспективы развития российского рынка легковых автомобилей 7
Список использованной литературы: 9
II. Сбор первичных данных. Проведение анкетного опроса. Анализ полученных результатов 10
Характеристика спроса 12
Программа проведения анкетного опроса 13
Анализ анкетного опроса. 14
Отчет о результатах исследования 18
Заключение 21
Приложения 25
1. Анкета для выявления предпочтений потребителей 25
2. Графические приложения 27

Работа содержит 1 файл

moya_laboratornaya drandrova.docx

— 490.20 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра «Маркетинга»

 

Дисциплина «Маркетинг»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА

 

по теме

  «Анализ российского рынка легковых  автомобилей»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы М 3-2

Драндрова Е.Р.

 

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук

Карпова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 

Оглавление

Введение 3

1.1. Объем,  темпы и факторы роста российского  рынка легковых автомобилей. 4

1.2. Темпы роста, динамика и структура объемов производства и продаж на рынке легковых автомобилей в России. 5

1.3.Лидеры  и аутсайдеры рынка 6

1.4.Основные  тенденции и перспективы развития  российского рынка легковых автомобилей 7

Список использованной литературы: 9

II. Сбор первичных данных. Проведение анкетного опроса. Анализ полученных результатов 10

Характеристика  спроса 12

Программа проведения анкетного опроса 13

Анализ  анкетного опроса. 14

Отчет о результатах исследования 18

Заключение 21

Приложения 25

1. Анкета для выявления предпочтений потребителей 25

2. Графические приложения 27

 

 

Введение

На протяжении ряда лет  Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная  промышленность — не исключение. Перспективы развития и значение автомобильной промышленности определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре государства, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Следует отметить, что страны – лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на  технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой – одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

В настоящий момент российский автопром создает порядка 1% ВВП, обеспечивая  около 350 тыс. рабочих мест непосредственно  в компаниях-производителях автомобилей  и комплектующих. Кроме того, отрасль  создает около 1 млн. рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях1.

Производство автомобильной  техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту  автомобилестроение обеспечивает в  смежных отраслях дополнительную занятость  в экономике страны около 4,5 млн. человек. При этом в мировом выпуске автомобилей доля российского автомобилестроения с трудом достигает  2%.

 

Сбор  вторичной информации. Обзор рынка  автомобилей.

1.1. Объем, темпы и факторы роста российского рынка легковых автомобилей.

В 2010 году российский автомобильный  рынок показал  устойчивые темпы  роста благодаря восстановлению индекса потребительской уверенности, отложенному спросу после кризиса  и мерам государственного стимулирования.

После значительного падения  объемов продаж в 2009 году и неудачного первого квартала 2010 года рынок легковых автомобилей начал постепенно восстанавливаться: в целом объемы продаж выросли  в 2010 году на 30% по сравнению с предыдущим годом. Продажи за апрель-декабрь  прошедшего года превысили объемы реализации легковых автомобилей за аналогичный  период 2009 года на 49,7%. Всего в 2010 году было продано более 1,9 млн. новых  автомобилей. (См. Приложение 1, Рис. 1 Продажи новых легковых автомобилей в России, Рис. 2. Динамика продаж легковых автомобилей по секторам)

Ключевые  факторы роста рынка в натуральном выражении, кроме восстановления индекса потребительской уверенности стал ряд стимулирующих программ для поддержки  автомобильной отрасли, в том числе следующие2:

  • Программа утилизации легковых автомобилей
  • Субсидирование процентных ставок по кредитам,  выданным на приобретение автомобилей российской сборки
  • Введение заградительных пошлин на автомобили для поддержки отечественных производителей и замещение импорта (продлено в 2010 году)
  • Прямые субсидии и гарантии российским автоконцернам
  • Увеличение объемов государственных закупок автомобилей отечественного производства, в том числе новых иностранных брендов местной сборки
  • Изменение сроков перехода к новым экологическим стандартам по эмиссии углекислого газа и организации производства высокооктанового топлива, отвечающего стандартам Евро 4 и Евро 5.

На осуществление первого  этапа стартовавшей в марте утилизационной программы было выделено 10 млрд. рублей, что эквивалентно 200 тыс. автомобилей. Все сертификаты были выданы в  течение трех месяцев, и Правительство  РФ решило выделить дополнительно 10 млрд. рублей на продолжение данной программы. К концу года все сертификаты  были реализованы, а количество автомобилей, проданных в рамках утилизационной программы, превысило 320 тыс. штук.

    1. Темпы роста, динамика и структура объемов производства и продаж на рынке легковых автомобилей в России.

Объем продаж отечественных  брендов в 2010 году вырос на 58% по сравнению  с предыдущим годом и составил 655 тыс. штук. Основным катализатором  роста здесь выступила программа  утилизации. Около 79% продаж отечественных  брендов пришлось на модели «АвтоВАЗа». Объем реализации иномарок российского  производства также вырос, превысив показатель 2009 года на 67%. Тенденция  снижения числа импортируемых автомобилей  была характерна и для 2010 года —  падение составило 9% по сравнению  с предыдущим годом.

Это в первую очередь связано  с повышением таможенных пошлин, а  также со стремлением ведущих  мировых производителей к локализации  своего производства в России. В стоимостном выражении российский рынок легковых автомобилей вырос на 42% и составил около 42 млрд. долларов США (см. Приложение 1, Рис. 4. Объем рынка легковых автомобилей в России).

Более 85% рынка пришлось на долю импортных и произведенных  в России иномарок (35,7 млрд. долларов США), в то время как выручка  от продаж отечественных брендов  составила около 15% рынка (6,3 млрд. долларов США) (см. Приложение 1, Рис. 2 Динамика продаж автомобилей ведущих иностранных производителей, Рис. 3 Соотношение и динамика продаж по брендам).

Значительное увеличение спроса на автомобили, начавшееся во втором квартале 2010 года, позволило предприятиям существенно  увеличить объемы производства. Несмотря на то что основной эффект от программы утилизации пришелся на отечественные модели, темп роста производства иномарок в России в 2010 году оказался выше, чем производства российских брендов — 123% против 83% соответственно.3 Всего за прошедший год в России было выпущено около 581 тыс. отечественных автомобилей и более 627 тыс. иномарок. (см. Приложение 1, Рис. 4 Структура производства легковых автомобилей, Рис. 5 Объем продаж автомобилей по ценовым сегментам)

    1. Лидеры и аутсайдеры рынка

Рассматривая лидирующие позиции на рынке, следует сказать, что Chevrolet с трудом удержал лидерство, его рост оказался ниже среднерыночного — 11%. Во многом это объясняется отсутствием дешевой массовой модели (до середины 2009 года это был выпускаемый на Украине Chevrolet Lanos). Интересно, что до первого места корейский автопроизводитель Kia недотянул совсем немного — чтобы обогнать Chevrolet, ему не хватило 12 тыс. автомобилей. Причин успехов Kia в России несколько: в позапрошлом году компания (одной из последних среди ведущих мировых автопроизводителей) создала в нашей стране дочернее предприятие — единого импортера, тогда как до этого машины Kia вразнобой ввозили разные независимые импортеры. Кроме того, Kia серьезно расширила свой модельный ряд и начала вести агрессивную рекламную и маркетинговую политику. Наконец, в течение прошлого года выгодным оставался курс корейской воны по отношению к мировым валютам, что позволяло корейскому бренду назначать хорошие цены на свою продукцию. Успешным на российском рынке можно также назвать развитие таких брендов, как Volkswagen и Citroёn: они одни из немногих, кто показал положительный прирост к рекордному для автомобильной отрасли 2008 году: продажи Volkswagen по сравнению с позапрошлым годом увеличились на 15%, а Citroёn — на 44%. 4

В заключение анализа рынка, нельзя обойти и три ключевых премиум-бренда, которым также удалось повысить продажи в сравнении с докризисным 2008 годом: Mercedes-Benz (13% по сравнению с 2008 годом), BMW (10%) и Audi (8%). Свой успех представители компаний объясняют тем, что потребители премиального сегмента в целом менее чувствительны к последствиям кризиса. Наконец, производители премиальных брендов отличились гибкой ценовой политикой, в частности, некоторые из них в середине года зафиксировали цену на свою продукцию в рублях, что также привлекло покупателей.

В списке аутсайдеров на российском рынке доминируют японские автопроизводители. Так, Mazda одна из немногих показала отрицательную динамику (минус 19%), на 22% упали продажи у Honda, на 11% — у Subaru. Другие японские компании в ушедшем году хоть и прибавили в продажах по сравнению с 2009-м, однако в сравнении с докризисными временами их показатели тоже существенно снизились: Nissan, например, прибавил 17%, но по отношению к 2008 году продажи упали на 49%; Toyota показала плюс 13% в прошлом году и минус 60% в сравнении с позапрошлым; Mitsubishi — соответственно плюс 3 и минус 62%.5

    1. Основные тенденции и перспективы развития российского рынка легковых автомобилей

В краткосрочной  перспективе для российского рынка легковых автомобилей будут характерны следующие тенденции развития:

  • Продолжение программы государственной поддержки, включая программу утилизации, на которую планируется выделить в 2011 году дополнительно 5 млрд. рублей (100 тыс. автомобилей)
  • Осуществление государственной программы льготного кредитования (бюджет на указанную программу в 2011 году составит 1,75 млрд. рублей)
  • Дальнейшее постепенное замещение импорта внутренним производством за счет поддержания заградительных таможенных пошлин на ввоз новых автомобилей.

Основные  факторы средне и долгосрочного  развития рынка:

  • «Накопленный» спрос на автомобили
  • Устаревший парк автомобилей и относительно низкая обеспеченность ими по сравнению с развитыми странами (см. Приложение 1, Рис. 6 Рейтинг по количеству легковых автомобилей на число жителей в 2010 г.)
  • Увеличение автопроизводителями объемов выпуска продукции и степени локализации производства с целью соответствия требованиям режима промышленной сборки
  • Запланированный бюджет на программу льготного кредитования (1 млрд. рублей в 2012 году и 0,5 млрд. рублей в 2013 году)
  • Выбор сценария «партнерство с иностранными производителями» в рамках стратегии развития российского автопрома до 2020 года, что должно  остановить рост импортных пошлин.

 

 

  1. Сбор первичных данных. Проведение анкетного опроса. Анализ полученных результатов

 

Цель исследования

Главная цель исследования - анализ текущей ситуации и тенденции  развития на российском рынке легковых автомобилей, а также выявление  проблем и рекомендации по их решению.

Задачи исследования

  1. Определить объем и темпы роста российского рынка легковых автомобилей.
  2. Выявить темпы роста, динамику и структуру объемов производства и продаж на рынке легковых автомобилей в России.
  3. Выделить ключевые факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка легковых автомобилей в России.
  4. Охарактеризовать основные тенденции и перспективы развития российского рынка легковых автомобилей.
  5. Систематизация и анализ собранной информации. Представление полученных результатов исследования, рекомендаций.

Метод сбора  информации

Мониторинг материалов российских СМИ, Интернет и других вторичных  источников, организация сбора первичной  информации (анкетный опрос), комплексный  анализ всей полученной информации.

Характеристика  основных источников вторичной информации

  1. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.
  2. Ресурсы сети Интернет.
  3. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
  4. Интервью с участниками и экспертами рынка.
  5. Материалы участников рынка.
  6. Материалы отраслевых учреждений и базы данных. 

Организация сбора первичной информации

Проведение анкетного  опроса.       

 

Характеристика  товарного предложения

Основные  производители товара (услуги)

конкурент 1 Lada

конкурент 2 Chevrolet

конкурент 3 Kia

 

Емкость рынка – всего 1910,6 тыс. автомобилей за 2010 г. в том числе

Lada   517,1 тыс. автомобилей - 27%

Chevrolet  116,2 тыс. автомобилей - 6%

Kia   104,6 тыс. автомобилей - 5,5%

 

Ассортимент предлагаемой продукции (услуг) - модельный ряд составляет

Lada   13 моделей6

Chevrolet  11 моделей7

Kia   15 моделей8

 

Динамика  выпуска продукции (услуг) в последние 3 года

 

2008г.

2009г.

2010г.

Lada

622,3 тыс.

349,5 тыс.

517,1 тыс.

Chevrolet

273,4 тыс.

102,6 тыс.

116,2 тыс.

Kia 

82,3 тыс.

73,5 тыс.

104,6 тыс.

Информация о работе Анализ российского рынка легковых автомобилей