Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа
В связи с этим целью работы является изучение особенностей маркетинга в машиностроительной отрасли Пермского края.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Анализ развития отрасли в РФ и Пермском крае,
Изучение структуры отрасли машиностроения,
Анализ внутриотраслевой конкуренции,
Анализ внешней среды косвенного воздействия,
Изучение особенностей маркетинга предприятий машиностроения.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
Кафедра (Менеджмента и маркетинга)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету Маркетинг в промышленности:
Анализ отрасли машиностроения.
Выполнила:
студентка группы МАР08с
Ефремова Вероника Сергеевна
Принял:
Комаров Сергей Владимирович
Пермь 2012 год
В современных условиях особую актуальность приобретают машиностроение и перспективы его развития. Машиностроение является базой технического перевооружения народного хозяйства на основе высокопроизводительного оборудования и машин. Тенденции промышленного развития передовых стран в конце XX - начале XXI века, свидетельствуют о том, что «локомотивом» развития экономики после машиностроения стали информационно-коммуникационные технологии.1 В нашей стране из-за отставания в экономическом развитии определяющая роль остается за машиностроением. Выявление и грамотное решение проблем машиностроения в России является залогом обеспечения экономического роста.2
В последние два десятилетия как в практике бизнеса, так и в теории маркетинга отмечена отчетливая тенденция усиления роли промышленного маркетинга. Это объясняется прежде всего тем, что в настоящее время промышленные компании для получения устойчивых конкурентных преимуществ в жесткой конкурентной среде вынуждены разрабатывать новые стратегии своего развития, основываясь на современных достижениях маркетинга, и в первую очередь формировать и преумножать свои отношенческие активы. Актуальность изучения маркетинга на промышленных предприятиях на сегодняшний день объясняется тем, что для преодоления их отсталости необходим новый инновационный подход к продвижению производимой продукции.
В связи с этим целью работы является изучение особенностей маркетинга в машиностроительной отрасли Пермского края.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Методологической базой исследования стали методы общенаучного познания - контент-анализ научных текстов, традиционные логические способы, которые применяются для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д.).
В процессе исследования были использованы статистические данные, результаты маркетинговых исследований, научная и учебная литература по маркетингу.
Машиностроение является важнейшей стратегической отраслью хозяйства. Пороговое значение доли в промышленном производстве продукции машиностроения составляет не менее 20%.3 Этот показатель говорит о том, что в современных условиях успешное развитие страны невозможно без индустриализации.
Переход к рыночной экономике болезненно сказался на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства сократились в несколько раз, доля машиностроения в промышленном выпуске продукции уменьшилась до 20 %. С 1999 года начался существенный подъем промышленности после девятилетнего спада, вызванного глубоким социально-экономическим кризисом. В 1999 году объем производства машиностроения вырос на 17,2 %, а в 2000 году - на 20 %, что можно объяснить, во-первых, восстановительным ростом после дефолта, во-вторых, резким изменением соотношения между рублем и долларом и освобождением значительных ниш на рынке сильно подорожавшим импортом. Но затем из-за высокой инфляции внутренние цены подтянулись к цене доллара, которая практически не росла, что создало условия для увеличения импорта из дальнего зарубежья. Импортные товары снова стали вытеснять неконкурентные товары, производимые в России, в результате чего темпы росга в машиностроении сократились (2001 год - 7,2 %, 2002 год - 2,0 %). К 2002 году темпы упали ниже средних по промышленности, а другие показатели (количество убыточных предприятий, соотношение экспорта и импорта) вернулись к прежнему докризисному уровню.4
На рисунке 1 представлена динамика оборота российских предприятий машиностроения.
Рисунок 1. Оборот организаций машиностроения в рф в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей
За 2003 год темпы роста составили 9,4 %, но в отдельных подотраслях машиностроения выпуск продукции не достиг уровня 2002 года. В 2004-2005 годах происходит торможение экономического развития страны в целом, о чем свидетельствует динамика индексов производства продукции по видам экономической деятельности в РФ.5 Восстановление послекризисной экономики, происходившее за счет освоения незадействованных мощностей, исчерпало имеющиеся резервы.
Рисунок 2 характеризует динамику финансовых результатов машиностроительной отрасли.
Рисунок 2. Сальдированный финансовый результат машиностроительных предприятий (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
Можно отметить положительную динамику в 2006-2007 годах, которая поддерживалась высоким потребительским спросом, ростом инвестиций в экономику страны в целом и в строительный сектор, в частности, а также развитием системы сборочных предприятий в ряде машиностроительных подотраслей и реализацией отдельных национальных проектов с привлечением инвестиционных фондов государства. В 2007 году сальдированная прибыль машиностроительного комплекса составила 150,15 млрд. руб., рост к 2006 году - 40,5 %. Доля убыточных предприятий и организаций в общем количестве предприятий и организаций машиностроительного комплекса снизилась и составила 18,1 % против 19,9 % в 2006 году.6
По данным Росстата в 2007 г. полностью прекратился выпуск такой машиностроительной продукции как: станки строгальные и долбежные, автоматы кузнечно-прессовые, комбайны льноуборочные, в литейном оборудовании - машины для приготовления формовочных материалов и формовочных смесей, машины швейные и вязальные, автоматы торговые, аппараты искусственной вентиляции легких.
Резко сокращается выпуск такой инновационной продукции как станки высокой и особо высокой точности. В 2007 г. их выпущено всего 19 станков, а их удельный вес в общем объеме производства металлорежущих станков составил лишь 0,4%.
На грани закрытия выпуск станков для электрофизической и электрохимической обработки металла (в 2007 г. произведено всего 2 таких станка), деревообрабатывающих станков шлифовальных (без полировальных, 18 станков), оборудование для паркетного производства (1 станок), автоматы кузнечно-прессовые (1 автомат).7
В июне 2008 года впервые за полтора года произошел спад производства в российском машиностроительном комплексе. Темп роста производства в первом полугодии 2008 года в целом по российскому машиностроительному комплексу оставался на очень высоком уровне. По оценке экспертов АК&М, этот показатель в январе-июне текущего года составил 11,0 %. Вместе с тем, нельзя не отметить ухудшение статистики в отрасли, наблюдаемое в последние месяцы рассматриваемого периода. Поначалу оно было локальным, но в июне произошел настоящий провал показателей по весомой части машиностроительных подотраслей. В результате впервые с ноября 2006 года в июне 2008 года был отмечен спад производства в целом по машиностроительному ком-плексу, который составил по сравнению с июнем 2007 года 2,4 %.
Динамика производства основных видов машиностроительной продукции характеризуется рис. 3.
Рисунок 3. Производство основных видов машин и оборудования в 2009-2010 гг.
Необходимо отметить, что в 2010 г. произошло увеличение производства практически всех представленных на рисунке видов машин и оборудования, тракторов и бытовых плит. Резкий рост производства в 2010 г. объясняется восстановлением экономики после кризиса.
На рисунке 4 представлена динамика производства металлорежущих станков – одного из видов машиностроительной продукции – в 2009-2010 гг. в РФ.
Рисунок 4. Производство металлорежущих станков по федеральным округам Российской Федерации (штук)8
Основной объемы выпуска металлорежущих станков, как и всей машиностроительной продукции, приходится на Приволжский федеральный округ.
Машиностроение является одной из основ экономики Прикамья, по объему оборота оставаясь четвертой отраслью промышленности после добывающей промышленности, энергетики и металлургии. Ее доля в совокупном обороте экономики Пермского края составляет около 3 %, приблизительно таков же ее вклад в объемы поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Рассмотрим динамику производства одного из видов машиностроительной продукции – машин и оборудования (рисунок 5).
Рисунок 5. Оборот организаций Пермского края по продажам машин и оборудования, миллионов рублей9
Динамика выпуска и реализации машиностроительной продукции в пермском крае повторяет ситуацию по России в целом, однако снижение оборота в крае было не таким значительным, как в целом по России.
Цепные и базисные индексы выпуска машин и оборудования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Индексы производства машин и оборудования в 2005-2010 гг.
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
производство машин и оборудования (цепные) |
76,1 |
104,6 |
101,0 |
113,8 |
78,2 |
119,9 |
производство машин и оборудования (базисные, к 1995 г.) |
44,1 |
46,1 |
46,6 |
53,0 |
41,5 |
49,7 |
Необходимо отметить, что производство машин и оборудования увеличилось за исследуемый период 1995-2010 г. на 49,7%, при этом 2006-2010 гг. объемы выпуска увеличивались вдвое.
В таблице 2 представлена информация об использовании среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции.
Таблица 2 - Использование среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции (в процентах) в 1990-2010 гг. 10
Вид продукции |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Генераторы |
68,3 |
40,4 |
31,2 |
73,9 |
52,8 |
95,9 |
98,9 |
88,2 |
… |
Электромашины крупные |
95,8 |
18,6 |
37,8 |
82,7 |
92,8 |
58,3 |
39,2 |
15,1 |
… |
Электродвигатели |
93,9 |
11,0 |
57,1 |
77,0 |
60,0 |
70,4 |
55,7 |
80,6 |
91,7 |
Изучение данных таблицы 2 показало, что наиболее эффективным с точки зрения использования мощности является выпуск генераторов (увеличение процента использования мощности с 40,4% в 1995 г. до 88,2% в 2009 г.), а также электродвигателей (с 115 в 1995 г. до 91,7% в 2010 г.). В отношении крупных электромашин наблюдается обратная ситуация – снижение процента использования мощности с 95,8% в 1990 г. до 15,1% в 2009 г.
Рентабельность этой отрасли значительно отстает от других секторов экономики. Если в металлургии рентабельность доходит до 40 %, в сырьевых отраслях до 25 %, то в машиностроении, в лучшем случае, рентабельность составляет 3–4 %. А по производительности труда имеется десятикратное отставание, например, от американского машиностроения.11
Изучим структуру
внешнеэкономической
Таблица 3 - Товарная структура экспорта и импорта Пермского края в 2007-2010 годах (в фактически действовавших ценах)
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||
млн. долл. США |
в % к итогу |
млн. долл. США |
в % к итогу |
млн. долл. США |
в % к итогу |
млн. долл. США |
в % к итогу | |
Экспорт – всего |
3599,5 |
100 |
6937,3 |
100 |
3094,8 |
100 |
4311,7 |
100 |
в том числе: |
||||||||
машиностроительная продукция |
230,9 |
6,4 |
288,8 |
4,2 |
179,1 |
5,8 |
156,7 |
3,6 |
Импорт – всего |
519,7 |
100 |
780,3 |
100 |
685,2 |
100 |
633,5 |
100 |
машиностроительная продукция |
329,3 |
63,4 |
491,7 |
63,0 |
490,7 |
71,6 |
368,9 |
58,3 |