Анализ отрасли машиностроения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение особенностей маркетинга в машиностроительной отрасли Пермского края.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Анализ развития отрасли в РФ и Пермском крае,
Изучение структуры отрасли машиностроения,
Анализ внутриотраслевой конкуренции,
Анализ внешней среды косвенного воздействия,
Изучение особенностей маркетинга предприятий машиностроения.

Работа содержит 1 файл

Маркетинг в отрослях.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«Пермский национальный исследовательский 

политехнический университет»

Кафедра (Менеджмента  и маркетинга)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По  предмету Маркетинг в промышленности:

 

Анализ отрасли машиностроения.

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы МАР08с

Ефремова Вероника Сергеевна

 

Принял:

Комаров Сергей Владимирович

 

 

 

 

Пермь 2012 год

Содержание

 

 

Введение

 

В современных  условиях особую актуальность приобретают машиностроение и перспективы его развития. Машиностроение является базой технического перевооружения народного хозяйства на основе высокопроизводительного оборудования и машин. Тенденции промышленного развития передовых стран в конце XX - начале XXI века, свидетельствуют о том, что «локомотивом» развития экономики после машиностроения стали информационно-коммуникационные технологии.1 В нашей стране из-за отставания в экономическом развитии определяющая роль остается за машиностроением. Выявление и грамотное решение проблем машиностроения в России является залогом обеспечения экономического роста.2

В последние  два десятилетия как в практике бизнеса, так и в теории маркетинга отмечена отчетливая тенденция усиления роли промышленного маркетинга. Это объясняется прежде всего тем, что в настоящее время промышленные компании для получения устойчивых конкурентных преимуществ в жесткой конкурентной среде вынуждены разрабатывать новые стратегии своего развития, основываясь на современных достижениях маркетинга, и в первую очередь формировать и преумножать свои отношенческие активы. Актуальность изучения маркетинга на промышленных предприятиях на сегодняшний день объясняется тем, что для преодоления их отсталости необходим новый инновационный подход к продвижению производимой продукции.

В связи с  этим целью работы является изучение особенностей маркетинга в машиностроительной отрасли Пермского  края.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  1. Анализ развития отрасли в РФ и Пермском крае,
  2. Изучение структуры отрасли машиностроения,
  3. Анализ внутриотраслевой конкуренции,
  4. Анализ внешней среды косвенного воздействия,
  5. Изучение особенностей маркетинга предприятий машиностроения.

Методологической  базой исследования стали методы общенаучного познания - контент-анализ научных текстов, традиционные логические способы, которые применяются для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д.).

В процессе исследования были использованы статистические данные, результаты маркетинговых исследований, научная и учебная литература по маркетингу.

 

1. Анализ отраслевых тенденций  машиностроения

1.1. Анализ развития  отрасли в РФ и Пермском  крае

 

Машиностроение  является важнейшей стратегической отраслью хозяйства. Пороговое значение доли в промышленном производстве продукции  машиностроения составляет не менее 20%.3 Этот показатель говорит о том, что в современных условиях успешное развитие страны невозможно без индустриализации.

Переход к  рыночной экономике болезненно сказался на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства сократились в несколько раз, доля машиностроения в промышленном выпуске продукции уменьшилась до 20 %. С 1999 года начался существенный подъем промышленности после девятилетнего спада, вызванного глубоким социально-экономическим кризисом. В 1999 году объем производства машиностроения вырос на 17,2 %, а в 2000 году - на 20 %, что можно объяснить, во-первых, восстановительным ростом после дефолта, во-вторых, резким изменением соотношения между рублем и долларом и освобождением значительных ниш на рынке сильно подорожавшим импортом. Но затем из-за высокой инфляции внутренние цены подтянулись к цене доллара, которая практически не росла, что создало условия для увеличения импорта из дальнего зарубежья. Импортные товары снова стали вытеснять неконкурентные товары, производимые в России, в результате чего темпы росга в машиностроении сократились (2001 год - 7,2 %, 2002 год - 2,0 %). К 2002 году темпы упали ниже средних по промышленности, а другие показатели (количество убыточных предприятий, соотношение экспорта и импорта) вернулись к прежнему докризисному уровню.4

На рисунке 1 представлена динамика оборота российских предприятий машиностроения.

Рисунок 1. Оборот организаций машиностроения в рф в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей

За 2003 год темпы роста  составили 9,4 %, но в отдельных подотраслях  машиностроения выпуск продукции не достиг уровня 2002 года. В 2004-2005 годах  происходит торможение экономического развития страны в целом, о чем  свидетельствует динамика индексов производства продукции по видам экономической деятельности в РФ.5 Восстановление послекризисной экономики, происходившее за счет освоения незадействованных мощностей, исчерпало имеющиеся резервы.

Рисунок 2 характеризует  динамику финансовых результатов машиностроительной отрасли.

Рисунок 2. Сальдированный финансовый результат машиностроительных предприятий (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

Можно отметить положительную динамику в 2006-2007 годах, которая поддерживалась высоким потребительским спросом, ростом инвестиций в экономику страны в целом и в строительный сектор, в частности, а также развитием системы сборочных предприятий в ряде машиностроительных подотраслей и реализацией отдельных национальных проектов с привлечением инвестиционных фондов государства. В 2007 году сальдированная прибыль машиностроительного комплекса составила 150,15 млрд. руб., рост к 2006 году - 40,5 %. Доля убыточных предприятий и организаций в общем количестве предприятий и организаций машиностроительного комплекса снизилась и составила 18,1 % против 19,9 % в 2006 году.6

По данным Росстата в 2007 г. полностью прекратился выпуск такой машиностроительной продукции как: станки строгальные и долбежные, автоматы кузнечно-прессовые, комбайны льноуборочные, в литейном оборудовании - машины для приготовления формовочных материалов и формовочных смесей, машины швейные и вязальные, автоматы торговые, аппараты искусственной вентиляции легких.

Резко сокращается выпуск такой инновационной продукции как станки высокой и особо высокой точности. В 2007 г. их выпущено всего 19 станков, а их удельный вес в общем объеме производства металлорежущих станков составил лишь 0,4%.

На грани  закрытия выпуск станков для электрофизической и электрохимической обработки металла (в 2007 г. произведено всего 2 таких станка), деревообрабатывающих станков шлифовальных (без полировальных, 18 станков), оборудование для паркетного производства (1 станок), автоматы кузнечно-прессовые (1 автомат).7

В июне 2008 года впервые за полтора года произошел спад производства в российском машиностроительном комплексе. Темп роста производства в первом полугодии 2008 года в целом по российскому машиностроительному комплексу оставался на очень высоком уровне. По оценке экспертов АК&М, этот показатель в январе-июне текущего года составил 11,0 %. Вместе с тем, нельзя не отметить ухудшение статистики в отрасли, наблюдаемое в последние месяцы рассматриваемого периода. Поначалу оно было локальным, но в июне произошел настоящий провал показателей по весомой части машиностроительных подотраслей. В результате впервые с ноября 2006 года в июне 2008 года был отмечен спад производства в целом по машиностроительному ком-плексу, который составил по сравнению с июнем 2007 года 2,4 %.

Динамика  производства основных видов машиностроительной продукции характеризуется рис. 3.

Рисунок 3. Производство основных видов машин и оборудования в 2009-2010 гг.

Необходимо  отметить, что в 2010 г. произошло увеличение производства практически всех представленных на рисунке видов машин и оборудования, тракторов и бытовых плит. Резкий рост производства в 2010 г. объясняется восстановлением экономики после кризиса.

На рисунке 4 представлена динамика производства металлорежущих станков – одного из видов машиностроительной продукции – в 2009-2010 гг. в РФ.

Рисунок 4. Производство металлорежущих станков по федеральным округам Российской Федерации (штук)8

Основной  объемы выпуска металлорежущих станков, как и всей машиностроительной продукции, приходится на Приволжский федеральный округ.

Машиностроение является одной из основ экономики Прикамья, по объему оборота оставаясь четвертой  отраслью промышленности после добывающей промышленности, энергетики и металлургии. Ее доля в совокупном обороте экономики Пермского края составляет около 3 %, приблизительно таков же ее вклад в объемы поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Рассмотрим динамику производства одного из видов машиностроительной продукции – машин и оборудования (рисунок 5).

Рисунок 5. Оборот организаций Пермского края по продажам машин и оборудования, миллионов рублей9

Динамика выпуска  и реализации машиностроительной продукции  в пермском крае повторяет ситуацию по России в целом, однако снижение оборота в крае было не таким значительным, как в целом по России.

Цепные и базисные индексы  выпуска машин и оборудования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Индексы производства машин и оборудования в 2005-2010 гг.

Показатель 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

производство  машин и оборудования (цепные)

76,1

104,6

101,0

113,8

78,2

119,9

производство  машин и оборудования (базисные, к 1995 г.)

44,1

46,1

46,6

53,0

41,5

49,7


Необходимо  отметить, что производство машин  и оборудования увеличилось за исследуемый период 1995-2010 г. на 49,7%, при этом 2006-2010 гг. объемы выпуска увеличивались вдвое.

В таблице 2 представлена информация об использовании среднегодовой  мощности организаций по выпуску  отдельных видов продукции.

Таблица 2 - Использование среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции (в процентах) в 1990-2010 гг. 10

 

Вид продукции 

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Генераторы

68,3

40,4

31,2

73,9

52,8

95,9

98,9

88,2

Электромашины крупные

95,8

18,6

37,8

82,7

92,8

58,3

39,2

15,1

Электродвигатели

93,9

11,0

57,1

77,0

60,0

70,4

55,7

80,6

91,7


Изучение  данных таблицы 2 показало, что наиболее эффективным с точки зрения использования  мощности является выпуск генераторов (увеличение процента использования мощности с 40,4% в 1995 г. до 88,2% в 2009 г.), а также электродвигателей (с 115 в 1995 г. до 91,7% в 2010 г.). В отношении крупных электромашин наблюдается обратная ситуация – снижение процента использования мощности с 95,8% в 1990 г. до 15,1% в 2009 г.

Рентабельность этой отрасли значительно отстает  от других секторов экономики. Если в  металлургии рентабельность доходит  до 40 %, в сырьевых отраслях до 25 %, то в машиностроении, в лучшем случае, рентабельность составляет 3–4 %. А по производительности труда  имеется десятикратное отставание, например, от американского машиностроения.11

Изучим структуру  внешнеэкономической деятельности в отношении машин и оборудования в таблице 3.

Таблица 3 - Товарная структура экспорта и импорта Пермского края в 2007-2010 годах (в фактически действовавших ценах)

Показатель 

2007

2008

2009

2010

млн. долл. США
в % к итогу
млн. долл. США
в % к итогу
млн. долл. США
в % к итогу
млн. долл. США
в % к итогу

Экспорт – всего

3599,5

100

6937,3

100

3094,8

100

4311,7

100

в том числе:

               

машиностроительная  продукция

230,9

6,4

288,8

4,2

179,1

5,8

156,7

3,6

Импорт –  всего

519,7

100

780,3

100

685,2

100

633,5

100

машиностроительная  продукция

329,3

63,4

491,7

63,0

490,7

71,6

368,9

58,3

Информация о работе Анализ отрасли машиностроения.