Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 01:22, курсовая работа
Для достижения данной цели своей курсовой работы я ставлю для себя следующие задачи:
- дать определение маркетинговой среды предприятия и ее структурных единиц;
- охарактеризовать факторы, оказывающие непосредственное влияние на маркетинговую среду предприятия;
- выявить основные этапы анализа маркетинговой среды предприятия;
- выяснить, к каким методикам чаще всего прибегают менеджеры по маркетингу при анализе маркетинговой среды предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Маркетинговая среда. Структура маркетинговой среды ……………….. 5
1.1 Внутренняя среда ………………………………………………………… 5
1.2 Внешняя среда……………………………………………………….……. 6
2. Факторы маркетинговой среды …………………………..……………….. 7
2.1 Факторы микросреды ……………………………………………….……..7
2.2 Факторы макросреды …………………………………………………….. 11
3. Анализ маркетинговой среды предприятия ………………………..…….. 16
3.1 Методики анализа среды …………………………………………..…….. 17
3.1.1 STEP/PEST-анализ ……………………………………………..………. 17
3.1.2 ETOM-анализ ……………………………………………………………. 18
3.1.3 QUEST-анализ …………………………………………………....…….. 19
3.1.4 SWOT-анализ ……………………………………………………………. 19
Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы ………………………………………..
г) Общественные организации. Маркетинговые решения предприятия порой подвергаются критике со стороны организаций потребителей, экологических организаций, представителей меньшинств и других групп. Существует общая закономерность: чем больше влияние в обществе государственных учреждений, тем меньше влияние общественных движений, и наоборот.
д) Местная общественность - жители и общественные организации региона, в котором расположено предприятие. В крупных компаниях, как правило, предусмотрена должность ответственного за работу с населением, в обязанности которого входит налаживание диалога с местными жителями, посещение собраний, объяснение политики предприятия и обеспечение его участия в общественных мероприятиях, соответствующих его профилю.
е) Общество в
целом. Предприятие должно учитывать
отношение широкой
ж) Внутренние контактные
аудитории - работники и менеджеры, совет
директоров и волонтеры. Крупные предприятия
для информирования и повышения мотивации
своих внутренних контактных аудиторий
используют информационные бюллетени.
Если у сотрудников хорошее мнение о собственном
предприятии, их положительные эмоции
передаются внешним аудиториям.
Таким
образом, факторы микросреды являются
для предприятия в значительной
степени контролируемыми. Предприятие
само выбирает себе поставщиков, посредников,
партнеров, определяет, кого хочет видеть
покупателем своего товара или услуги.
Определяя для себя привлекательный рынок,
предприятие выбирает и конкурентов, которые
там присутствуют. Главная задача - это
проактивное поведение в этих процессах.
2.2
Факторы макросреды
На
деятельность предприятия также значительное
влияние оказывает и совокупность факторов
макросреды, под влиянием сил и тенденций
которой формируются возможности и угрозы.
При этом действующие в маркетинговой
среде силы представляют неконтролируемые
факторы, которые необходимо не только
выявить, но и определенным образом на
них реагировать.
1) Демографическая
среда.
Демографическая среда - это явления и характеристики, рассматриваемые в рамках демографии. Эта среда чрезвычайно важный для маркетологов фактор, поскольку предпринимательская, а значит и маркетинговая деятельность, ориентированны на определенную численность населения, его рост, возрастную структуру, региональное распределение, этнический состав, уровень образования, оказывающие влияние на бизнес, систему и механизмы маркетинга.
В современной мировой практике проявляются следующие тенденции:
- роста общей
численности населения земного
шара, который неравномерен и
противоречив - наиболее быстрыми
темпами, около 2% в год, растет
население самых неразвитых
- неоднородной
возрастной структуры
- культивируются
интересы этнических групп,
- важную роль
играет ориентация на
- существенное
влияние оказывает специфика
структуры домашнего хозяйства,
- с 90-х гг.
активизируются миграционные
2) Экономическая среда.
Экономическая среда представляет собой совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и на структуру потребления.
Успех предприятия в достижении своих целей на рынке существенно зависит от общего благополучия экономики, стадии развития экономического цикла.
При
анализе макросреды обязательно
принято оценивать важнейшие
экономические показатели. К ним
относятся: темпы экономического роста,
уровень инфляции, уровень процентной
ставки по кредиту, курсы обмена валют.
Кроме перечисленных, представляют интерес
и другие экономические характеристики:
уровень производительности труда, показатели
торгового баланса, ставки налогов. При
этом особо важен такой экономический
показатель, как валовой внутренний продукт.
Также особый интерес для поведения предприятия
на рынке представляет распределение
доходов населения по социальным группам
и структура потребления.
3) Природная среда.
Природная среда представляет собой совокупность природных ресурсов. В маркетинговой литературе отмечают ряд основных тенденций, которые следует учитывать, рассматривая природные факторы. Среди них:
- локальный и глобальный дефицит некоторых видов сырья;
- возрастание стоимости энергии. Такое положение в макросреде постоянно подталкивает многие предприятия на разработку и использование энергосберегающих технологий. Но быстрое освоение не всегда возможно, поэтому уже сейчас предприниматель должен четко уяснить, что стоимость энергии будет только возрастать и что свою экономическую политику надо строить исходя из этой ситуации;
- рост загрязнения
окружающей среды и ее
- усиление государственного
регулирования в использовании природных
ресурсов. В большинстве экономически
развитых стран приняты и эффективно действуют
правовые акты, направленные на цивилизованное
использование природных ресурсов. Постоянный
учет особенностей государственного регулирования
в этой области позволяет предприятию
избежать неприятных сюрпризов в проведении
своей политики на рынке.
4) Технологическая, или научно-техническая среда.
Технологическая среда - это явления и процессы, а также отдельные люди и предприятия, способствующие разработке новых прогрессивных технологий, благодаря которым создаются новые товары, услуги и маркетинговые возможности.
Постоянное совершенствование технологий требует от предприятий непрерывной оценки возможности экономически целесообразного использования последних достижений науки.
Ошибка в прогнозе приведет либо к тому, что конкурент первым выйдет на рынок с новым продуктом, успеет получить на него монопольные права и тем самым ограничит возможность получения прибыли другими, либо к тому, что поспешные действия по замене уже освоенных технологий и продуктов замедлят рост прибыли от налаженного производства.
Предприниматель
постоянно должен следить за технологической
средой, чтобы не упустить новых
возможностей развития товаров и
услуг. А также он должен предусмотреть
возможные негативные последствия любых
технологических прорывов или нововведений,
которые могут нанести вред потребителям
и вызвать отрицательную реакцию контактных
аудиторий.
5) Политическая среда.
Политическая среда - это общественно-политическое и государственное устройство общества, совокупность законов, политических традиций, государственных и общественных структур, воздействие которых отражается на рыночном поведении предприятий и отдельных лиц. В современном мире государство активно вторгается в предпринимательскую деятельность, в значительной мере формируя макросреду предприятия.
Правовая
база маркетинга постоянно совершенствуется.
Для успешной работы на рынке сотрудникам
предприятия необходимо постоянно
учитывать детализацию политических
и правовых факторов, воздействующих на
предприятие.
Их много. Для
поведения анализа макросреды принято
выделять наиболее часто встречающиеся:
расстановку политических сил в
стране и мире, их отношение к
вопросам собственности и
6) Социальная (культурная) среда.
Социальная среда - это процессы, явления, социальные институты, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества.
Общество, в котором живет человек, формирует его убеждения, ценностные ориентиры, нормы поведения, отношение к людям, природе, мирозданию. При этом, с одной стороны, проявляется устойчивость базовых культурных ценностей, которые формируют определенные потребительские предпочтения, определенный целевой рынок. С другой - с развитием ряда социальных явлений проявляется тенденция к изменению вторичных культурных ценностей - прически, одежды, сексуальных норм.
Маркетологи
заинтересованы в отслеживании динамики
культурных ценностей, ориентирующих
на появление новых рыночных возможностей.
3.
Анализ маркетинговой
среды предприятия
Эффективность
деятельности предприятия зависит
не только от успешной организации, но
и от влияния факторов на маркетинговую
среду данного предприятия.
Наиболее
преуспевающие предприятия
Именно для этих целей и применяется анализ маркетинговой деятельности, который представляет собой, как уже говорилось во введении данной контрольной работы, процесс оценки и интерпретации информации, собранной путем исследования внутренней и внешней среды предприятия.
Анализ среды может выполнять ряд функций:
1. Создание актуальной базы информации об изменениях в бизнес-среде.
2. Заблаговременное предупреждение менеджмента о том, что может произойти на рынке, в отрасли или где-то еще вовне.
3. Распространение информации и результатов анализа среди ключевых лиц, принимающих решения или влияющих на принятие решения на предприятии.
Анализ
маркетинговой среды
Первым
этапом анализа маркетинговой среды
предприятия является определение
основных групп факторов, которые
оказывают существенное влияние
на предприятие. Для этих целей можно
воспользоваться методом
Второй этап предусматривает конкретизацию внешних факторов внутри каждой группы путем их ранжирования или бальной оценки. При этом желательно охватить максимальный круг возможных независимых переменных.
На
третьем этапе анализа
На четвертом этапе с помощью регрессионного анализа оценивают степень влияния выявленных факторов на предприятие. В качестве оценочных показателей могут выступать прибыль, товарооборот, объем производства, экономическая выгода.
На
пятом этапе разрабатывают
Завершает
анализ маркетинговой среды шестой
этап - разработка прогноза развития внешней
среды на планируемый период.