Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 01:22, курсовая работа
Для достижения данной цели своей курсовой работы я ставлю для себя следующие задачи:
- дать определение маркетинговой среды предприятия и ее структурных единиц;
- охарактеризовать факторы, оказывающие непосредственное влияние на маркетинговую среду предприятия;
- выявить основные этапы анализа маркетинговой среды предприятия;
- выяснить, к каким методикам чаще всего прибегают менеджеры по маркетингу при анализе маркетинговой среды предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Маркетинговая среда. Структура маркетинговой среды ……………….. 5
1.1 Внутренняя среда ………………………………………………………… 5
1.2 Внешняя среда……………………………………………………….……. 6
2. Факторы маркетинговой среды …………………………..……………….. 7
2.1 Факторы микросреды ……………………………………………….……..7
2.2 Факторы макросреды …………………………………………………….. 11
3. Анализ маркетинговой среды предприятия ………………………..…….. 16
3.1 Методики анализа среды …………………………………………..…….. 17
3.1.1 STEP/PEST-анализ ……………………………………………..………. 17
3.1.2 ETOM-анализ ……………………………………………………………. 18
3.1.3 QUEST-анализ …………………………………………………....…….. 19
3.1.4 SWOT-анализ ……………………………………………………………. 19
Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы ………………………………………..
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Маркетинговая
среда. Структура
1.1 Внутренняя среда ………………………………………………………… 5
1.2 Внешняя среда……………………………………………
2. Факторы маркетинговой среды …………………………..……………….. 7
2.1 Факторы микросреды ……………………………………………….……..7
2.2 Факторы макросреды …………………………………………………….. 11
3. Анализ маркетинговой среды предприятия ………………………..…….. 16
3.1 Методики анализа среды …………………………………………..…….. 17
3.1.1 STEP/PEST-анализ ……………………………………………..………. 17
3.1.2 ETOM-анализ ……………………………………………………………. 18
3.1.3 QUEST-анализ …………………………………………………....…….. 19
3.1.4 SWOT-анализ ……………………………………………………………. 19
Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованной
литературы ………………………………………..
22
Введение
Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена. Эта деятельность охватывает разработку и реализацию маркетинговой концепции, ценообразование, продвижение продукции на рынок и ее сбыт. Маркетинг оперирует следующими понятиями: нужда, потребность, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Самым важным объектом маркетингового исследования является рынок. Рынок - это совокупность существующих или потенциальных покупателей товара; это система экономических отношений купли-продажи товаров в рамках, которых формируется спрос, предложение и цена товара. Первым шагом в планировании маркетинга является разработка стратегии маркетинга. Она представляет собой общий план деятельности в области маркетинга для какого-то определенного товара. Планирование маркетинга подразумевает исследование рыночных возможностей фирмы, максимально эффективное распределение ресурсов и прогноз конечных результатов ее деятельности. Анализ маркетинговой среды фирмы является одним из основных этапов процесса планирования маркетинга.
Так как целью маркетинга является увеличение объема продаж соответствующей продукции, то и анализ маркетинговой среды ориентирован на увеличение рыночной доли фирмы - части общего объема продаж какого-либо товара, приходящейся на данную фирму.
Но
в российской, а зачастую и в
западной, практике маркетинга и менеджмента
в настоящее время
Но прежде чем спорить со специалистами в области маркетинга, необходимо для начала обозначить само понятие анализа маркетинговой среды.
Анализ
маркетинговой среды
Далее в своей контрольной работе я попытаюсь наиболее полно охарактеризовать данный процесс и выяснить его значимость для предприятия.
Для достижения данной цели своей курсовой работы я ставлю для себя следующие задачи:
- дать определение
маркетинговой среды
- охарактеризовать
факторы, оказывающие
- выявить основные этапы анализа маркетинговой среды предприятия;
- выяснить, к
каким методикам чаще всего
прибегают менеджеры по
1.
Маркетинговая среда.
Структура маркетинговой
среды
Маркетинговая среда предприятия - это совокупность действующих за пределами предприятия и внутри него субъектов и факторов, которые влияют на его взаимоотношения с физическими и юридическими лицами, заинтересованными в видах деятельности, составляющих корпоративную миссию.
Корпоративная миссия - это кратко сформулированные положения, которые характеризуют деятельность, на которую предприятие ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей.
Если мыслить общими категориями, то можно сказать, что маркетинговая среда предприятия - это среда, в которой осуществляются маркетинговые процессы.
Маркетинговая
среда, в которой работает предприятие,
находится в непрерывном
Основными
уровнями маркетинговой среды, с
точки зрения возможностей влияния
на предприятие, являются внешняя и
внутренняя среды. Внешняя среда, в
свою очередь, подразделяется на микросреду,
или рыночную среду, и макросреду.
1.1
Внутренняя среда
Внутренняя
среда предприятия - это само предприятие,
его цели, организационные структуры,
которые определяют характер принятия
решений, а также работники предприятия,
частично собственники капитала. Особенностью
факторов внутренней среды предприятия
является то, что они все контролируемы,
так как само предприятие определяет их
характеристики. Важно разработать такую
систему внутренней среды и так организовать
все виды ресурсов, чтобы предприятие
сумело использовать их наилучшим образом
для достижения своих рыночных целей.
Ключевым критерием оценки состояния
внутренней среды предприятия и ресурсов
должна быть его эффективность с точки
зрения достижения поставленных целей
в существующей внешней среде.
1.2
Внешняя среда
Внешняя среда предприятия - это явления и процессы, оказывающие непосредственное воздействие на предприятия на микро- и макроуровне. В связи с этим она подразделяется на 2 уровня - микросреду и макросреду.
Микросреда, или рыночная среда - это процессы и явления, имеющие отношение непосредственно к самому предприятию и к его возможностям по обслуживанию клиентуры.
Задача предприятия состоит в том, чтобы не только изучать микросреду, но и, прежде всего, формировать в ней все виды связей и отношений, необходимых для рыночной деятельности и создания своего места в этой среде.
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Мониторинг
и анализ макросреды необходим для
того, чтобы предприятие могло
вовремя принять управленческие
решения и подстроиться под действие
макросреды, снизив тем самым ее
негативное влияние и вовремя
использовав предоставляемые ею возможности.
2.
Факторы маркетинговой
среды
В
настоящее время маркетологи
часто испытывают затруднения при
разнесении факторов влияния к разным
уровням среды. Если бы существовали
жестко описанные наборы факторов влияния
и их разделение на контролируемые и неконтролируемые,
внешние и внутренние, то, очевидно, не
было бы столько скептицизма в отношении
применимости результатов анализа маркетинговой
среды предприятия.
2.1
Факторы микросреды
Задача
руководства отдела маркетинга - привлечь
к предприятию покупателей и создать с
ними долговременные и прочные отношения
с помощью создания и предложения высшей
потребительской ценности. Однако менеджерам
по маркетингу не под силу в одиночку выполнить
эти задачи. Их успех зависит от других
субъектов микросреды предприятия - остальных
отделов, поставщиков, маркетинговых посредников,
клиентов, конкурентов и различных контактных
аудиторий, которые все вместе и составляют
цепочку ценности.
1) Маркетинговые посредники.
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию продвигать, продавать и распределять товар среди конечных покупателей.
В
зависимости от задач, которые выполняют
маркетинговые посредники, а также
от того, какие права собственности
они при этом получают, их можно разделить
на 3 группы. Первая группа состоит из торговых
посредников; вторая - из агентов; третья
- из содействующих структур.
а) Торговые посредники - это маркетинговые посредники, которые покупают, приобретают права собственности на товары и перепродают их. Они обеспечивают для потребителя удобство места, времени и процедуры приобретения товара.
б) Агенты - это функциональные посредники, которые, как правило, не приобретают в собственность товары, с которыми работают. Они собирают заказы, во многих случаях подготавливают и подписывают договоры от имени производителей, поставщиков и потребителей, в зависимости от того, кто является работодателем. За свою работу они, как правило, получают агентский процент от сделки.
К агентам относятся: брокеры; комиссионеры; агенты, работающие от производителей товаров; торговые агенты.
в) Содействующие
структуры - это маркетинговые посредники,
которые способствуют продвижению
товаров от производителя к потребителю,
но не приобретают товар в
К
содействующим структурам относятся:
фирмы по организации товародвижения,
агентства по оказанию маркетинговых
услуг, финансовые посредники.
2) Поставщики.
Поставщики
- это юридические и физические
лица, которые обеспечивают данную
организацию и, возможно, ее конкурентов
материальными и нематериальными ресурсами,
необходимыми для производства товаров
и услуг.
3) Конкуренты.
Конкуренты
- это лица или организации, действующие
или проявляющие интерес к
одним и тем же целевым рынкам.
Организации-конкуренты используют на
рынке любую возможность продать потребителю
свои товары или предоставить свои услуги.
Между конкурентами постоянно имеет место
соперничество за более выгодные условия
сбыта товаров.
4) Потребители.
Потребитель - это физическое или юридическое лицо, которое приобретает товары и услуги для дальнейшего использования.
В литературе часто понятия «потребитель» и «покупатель» используют как синонимы. Это нельзя считать правильным.
Покупатель - в широком смысле - это физическое или юридическое лицо, которое совершает акт покупки товара или оформления услуги.
В
рамках формирования микросреды предприятия
определяют ключевых потребителей и
покупателей, а также разрабатывают
и осуществляют систему взаимодействия
с ними.
5) Контактные аудитории.
Контактные
аудитории - это организованные и
самостоятельные группы людей, которые
проявляют реальный (потенциальный)
интерес к предприятию и
Контактные аудитории имеют свою определенную структуру. Выглядит она следующим образом:
а) Финансовые учреждения - банки, инвестиционные компании и акционеры - влияют на способность предприятия привлекать средства для развития бизнеса.
б) Средства массовой информации - газеты, журналы, теле- и радиостанции - передают новости, информацию о компании (как положительную, так и негативную) и мнения представителей СМИ.
в) Органы государственной власти. Руководство предприятия должно знать законы, стандарты и иные нормативные документы и строго следовать их требованиям. Маркетологи должны постоянно консультироваться с юристами предприятия по вопросам безопасности товаров, правдивости рекламы предприятия и по другим подобным вопросам.