Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:37, дипломная работа
Цель исследования проанализировать рыночные позиции фирмы и разработать механизмы повышения ее конкурентоспособности.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
Изучить проблемы повышения конкурентоспособности предприятия на российском рынке.
Описать понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия.
Рассмотреть методы исследования конкурентоспособности.
Проанализировать стадии жизненного цикла отрасли сотовой связи.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 7
1.1. Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения 7
1.2. Определение конкурентных преимуществ фирмы 15
1.3. Методы изучения конкурентоспособности фирмы 38
2. АНАЛИЗ ПОЗИЦИЙ ФИРМЫ ЗАО «МОБИКОМ-КАВКАЗ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ 43
2.1. Анализ стадии жизненного цикла отрасли 43
2.2. Конкуренция на рынке сотовой связи Ростовской области в сравнении с РФ и европейскими странами 48
2.3. Анализ рынка сотовой связи Ростовской области 54
2.4. SWOT-анализ компании ЗАО «Мобиком – Кавказ» в Ростовской области 63
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ «МОБИКОМ-КАВКАЗ» 76
3.1. Анализ сильных и слабых сторон фирмы и области стратегических возможностей 76
3.2. Методы повышения конкурентоспособности фирмы 78
3.3. Экономическая эффективность предлагаемых мер 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Рис 2.8. Позиционная карта конкурентов рынка сотовой связи Ростовской области (размерность зона покрытия - цена)
Рис 2.9. Позиционная карта конкурентов рынка сотовой связи Ростовской области (размерность зона покрытия - цена)
Из позиционных карт конкурентов рынка сотовой связи Ростовской области (рис. 2.8. – 2.9.) видно, что на рынке представлены 2 стратегических группы конкурентов: первая включает операторов Мегафон и БиЛайн, эта группа характеризуется большей долей рынка (в сумме 78% всего рынка, что составляет почти 1200000 абонентов), широкой зоной покрытия сети. высоким качеством связи и широким ассортиментом дополнительных услуг.
Вторая включает МТС и ТЕЛЕ2 которые занимают общую долю рынка 16%. Эта группа характеризуется более низкими ценами, а такие показатели как зона покрытия сети и качество связи значительно меньше чем у первой группы.
Отличие МТС это предоставление широкого ассортимента услуг, что свойственно первой стратегической группе конкурентов, но по всем остальным показателям МТС определенно относится ко второй группе.
Для того чтобы получить ясную оценку сил в предприятия и ситуации на рынке, проводится SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение
сильных и слабых сторон
Сильные стороны (Strengths) - преимущества вашей организации;
Слабости (Weaknesses) - недостатки вашей организации;
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положениевашейорганизации на рынке.
Применение SWOT-анализа позволит вам систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития вашего бизнеса.
SWOT-анализ - это промежуточное звено между формулированием миссии вашего предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности:
Вы определили основное направление развитие своего предприятия (его миссию)
Затем вы взвешиваете
свои силы и оцениваете рыночную ситуацию,
чтобы понять, сможете ли вы двигаться
в указанном направлении и
каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
После этого
вы ставите перед своим
предприятием цели, учиты
вая его реальные возможности
(определение стратегических це
лей вашего предприятия, которому будет
посвящена одна из сле
дующих статей).
Итак, после проведения SWOT-анализа вы будете более четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит вам выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Даже если вы уверены, что и так прекрасно обо всем осведомлены, мы все же советуем вам провести SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.
Методика проведения SWOT-анализа. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны Вашего предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны вашего предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.
Слабые стороны вашего
предприятия - это отсутствие чего-то
важного для функционирования предприятия
или то, что вам пока не удается по сравнению
с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное
положение. В качестве примера слабых
сторон можно привести слишком узкий ассортимент
выпускаемых товаров, плохую репутацию
компании на рынке, недостаток финансирования,
низкий уровень сервиса и т. п.
Рыночные возможности - это благоприятные
обстоятельства, которые ваше предприятие
может использовать для получения преимущества.
В качестве примера рыночных возможностей
можно привести ухудшение позиций ваших
конкурентов, резкий рост спроса, появление
новых технологий производства вашей
продукции, рост уровня доходов населения
и т.п. Следует отметить, что возможностями
с точки зрения SWOT-анализа являются не
все возможности, которые существуют на
рынке, а только те, которые может использовать
ваше предприятие.
Рыночные угрозы - события,
наступление которых может
Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Итак, мы определили, что должен представлять собой результат SWOT-анализа. Теперь поговорим о том, как прийти к этому результату.
Определение сильных и слабых сторон предприятия. Первый шаг SWOT-анализа - оценка ваших собственных сил. Первый этап позволит вам определить, каковы сильные стороны и недостатки вашего предприятия.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны вашего предприятия, вам необходимо:
Составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое предприятие;
По каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что - слабой;
Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Теперь обратимся к примеру данной методики, воспользуемся следующим списком параметров:
Итак, перейдем ко второму шагу - определению возможностей и угроз.
Определение рыночных возможностей и угроз. Второй шаг SWOT-анализа - это своеобразная «разведка местности» - оценка рынка. Этот этап позволит вам оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие у вас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз вы можете взять следующий список параметров:
Каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам,: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на предприятие?». Выберем события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на ваш бизнес. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз занесите в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа).
Итак, матрица SWOT-анализа заполнена, составлен полный перечень основных сильных и слабых сторон своего предприятия, а также открывающиеся перед вашим бизнесом перспективы и грозящие ему опасности. Однако это еще не все. Теперь необходимо сделать последний шаг и сопоставить имеющиеся у вашего предприятия сильные и слабые стороны с рыночными возможностями и угрозами.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется Матрица SWOT-анализа
Заполнив эту матрицу, можно увидеть, что:
определены основные направления развития вашего предприятия (ячейка 1, показывающая, можно воспользоваться открывающимися возможностями);
сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Теперь можно переходить к постановке целей и задач вашего предприятия.
SWOT-анализ - это определение
сильных и слабых сторон
SWOT - анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет вам определить, какие шаги могут быть предприняты для развития вашего предприятия, а также какие проблемы вам необходимо срочно решить.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности фирмы на региональном рынке услуг сотовой связи