Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:16, курсовая работа
Цель работы – приобретение навыков:
Исследования товарного рынка;
Сегментации рынка, позиционирования товара на рынке;
Оценки конкурентоспособности товара и фирмы на рынке.
Введение 4
1.Исследование рынка 5
1.1 Анкета 5
1.2.Таблица 8
1.3. Результаты исследования 9
2. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке, проведенные компанией на основании исследований 29
2.1 Сегментирование рынка по выгодам. 29
2.2. Сегментирование рынка по социально-демографическим признакам 30
3.Оценка конкурентоспособности фирмы и товара фирмы на рынке 33
Заключение 35
Литература 36
Рис.18Гистограмма предпочтений в зависимости от возраста и недостатков товара по общему числу опрашиваемых респондентов
Процентное соотношение предпочтений в зависимости возраста и недостатков товара по каждой категории
Таблица 27
до 20 лет |
от 20 до 40 лет |
от 40 до 55 лет |
старше 55 лет | |
А) не нравится упаковка |
0,00 |
16,67 |
0,00 |
0,00 |
Б) не нравятся вкусовые качества |
0,00 |
83,33 |
0,00 |
0,00 |
В) высокая цена |
100,00 |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
Рис.19 Гистограмма предпочтений в зависимости от возраста и недостатков товара по каждой категории
Высокая цена шоколада Milka не устраивают респондентов до 20 лет, от 40 и старше 55 лет. Также не нравятся вкусовые качества возрастной группе от 20 до 40 лет.
Стоит также рассмотреть, как недостатки товара связаны с социальным положением.
Процентное соотношение в зависимости от социального положения и недостатков товара по общему числу опрашиваемых респондентов
Таблица 29
Рабочие |
Служащие |
Руководители |
Учащиеся |
Пенсионеры | |
А) не нравится упаковка |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,85 |
0,00 |
Б) не нравятся вкусовые качества |
3,85 |
7,69 |
3,85 |
3,85 |
0,00 |
В) высокая цена |
3,85 |
0,00 |
0,00 |
3,85 |
15,38 |
Рис.20 Гистограмма предпочтений в зависимости от социального положения и недостатков товара по общему числу опрашиваемых респондентов
Процентное соотношение предпочтений в зависимости социального положения и недостатков товара по каждой категории
Таблица 30
Рабочие |
Служащие |
Руководители |
Учащиеся |
Пенсионеры | |
А) не нравится упаковка |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
33,33 |
0,00 |
Б) не нравятся вкусовые качества |
50,00 |
100,00 |
100,00 |
33,33 |
0,00 |
В) высокая цена |
50,00 |
0,00 |
0,00 |
33,33 |
100,00 |
Рис.21Гистограмма предпочтений в зависимости от социального положения и недостатков товара по каждой категории
Служащих и руководителей не устраивают вкусовые качества шоколада, рабочим, учащимся и пенсионерам не нравится высокая цена. Учащимся также не нравится упаковка.
Результаты исследования показывают, что:
Анализируя потребности этого рынка, можно выделить следующие критерии сегментирования: оформление упаковки, приемлемая цена, широкий ассортимент, отличные вкусовые качества шоколада. Были выделены следующие сегменты: «Гурманы», «Любители разнообразия», «Приверженцы красоты» и «Зависимые».
«Гурманы» - люди практически всех возрастов, особенно молодые учащиеся ( до 20 лет), а также рабочие и служащие (от 20 до 55 лет ), выбирают шоколад из-за вкусовых качеств.
«Любители разнообразия» - люди,
которых заботит широкий
«Эстеты» - в основном люди младше 20 лет, которые судят о товаре по дизайну упаковки, по изменению оформления.
«Зависимые» - особенно чувствительные к цене, в основном рабочие, учащиеся и пенсионеры.
Предпочтения клиентов отражены в табл.31
Таблица 31
Сегментация рынка шоколада «Milka »
Выгоды |
Сегменты | |||
Гурманы |
Любители разнообразия |
Эстеты |
Зависимые | |
Вкусовые качества |
*** |
** |
** |
** |
Широкий ассортимент |
** |
*** |
* |
* |
Дизайн упаковки |
* |
* |
*** |
* |
Приемлемая цена |
** |
* |
* |
*** |
Исходя из результатов сегментирования рынка по выгодам компания «Kraft Foods» выбирает сегмент 1 («Гурманы») и делает упор на него. Выбор этот основан на том, что в него входят люди разных возрастов и профессий и что вкус шоколада волнует практически всех покупателей.
Компания «Kraft Foods» проводит сегментирование рынка с целью представления нужд и запросов потребителей разного возраста и социального положения для изменения цены товара и выпуска новой продукции.
Анализирую потребности этого рынка, можно выделить следующие критерии сегментирования: Milka с цельным фундуком, Milka «спелая вишня со сливками», Milka «десерт крем-карамель», Milka « альпийское молоко».
Сегментирование было проведено
проведено социально-
«Ореховые» - рабочие, служащие и учащиеся от 20-55 лет, которые очень любят питательный шоколад.
«Кремовые» - люди практически всех возрастов, особенно руководители, а также служащие, рабочие и учащиеся, которые выбирают шоколад с очень нежным вкусом.
«Вишневые» - люди до 20 лет (учащиеся), которые выбирают шоколад из-за его необычного вкуса.
«Молочные» - люди всех возрастов и профессий, которые предпочитают классический молочный шоколад. «Классические».
Таблица 32
Виды |
Сегменты | |||
«Ореховые» |
«Кремовые», |
«Вишневые», |
«Классические». | |
Milka с цельным фундуком, |
*** |
** |
* |
* |
Milka «десерт крем-карамель» |
** |
*** |
** |
** |
Milka « альпийское молоко». |
* |
** |
* |
*** |
Milka «спелая вишня со сливками» |
* |
* |
*** |
* |
Таким образом, сориентировавшись на предпочтении выбранных сегментов, компания определила для своей новой продукции четкое место на рынке производителей шоколада.
Компания остановила свой выбор на сегменте «Кремовые». Поскольку в него входят люди разных возрастов и профессий.
2.3. Позиционирование товара на рынке
Позиционирование – желаемое восприятие определенного образа в сознании потенциального потребителя. Целью позиционирования является создание у потребителей такого впечатления, что перед ними уникальный, единственный в своем роде товар, что для данной марки не существует равноценной замены.
Компания «Kraft Foods» имеет большой ассортимент шоколада и уникальность вкусовых качеств продукта: таким позиционированием компания обеспечила себе не вызывающее сомнения отличное от других место на рынке. Конкуренцию ей составляют компании: «Mars–Russia», «Nestle», «Ferrero».
Рис32.Позиционирование товара компании «Kraft Foods» на рынке шоколада.
Из рисунка 32 видно, что самым явным конкурентом шоколада «Milka» является
«Ferrero». У него более высокая цена, но ассортимент меньше, тем более на прилавках магазинов чаще всего мы видим шоколад «Milka».
Конкуренция на современном рынке становится все более жесткой и тем актуальнее становится анализ конкурентной среды, ее детальная характеристика.
Компания «Kraft Foods» составила список требований к товарам и фирме, которые обеспечивают успех на рынке: широта ассортимента, благоприятная для клиента цена, доля рынка известность марки, уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности компаний (табл.33). Самым главным конкурентом шоколада «Milka» является «Ferrero».
Таблица 33
Профили требований, характеризующие позиции конкурентов
Факторы оценки |
Бальная оценка | |||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Широта ассортимента |
С |
Ф |
||||
Благоприятная для клиента цена |
Ф |
С |
||||
Доля рынка |
С |
Ф |
||||
Известность рынка |
С |
Ф | ||||
Уровень диверсификации |
С |
Ф |
С - «Kraft Foods», Ф - «Ferrero».
Как видно из таблицы 33, компания Kraft Foods , компания обладает устойчивым преимуществом в цене. Если спрос чувствителен к цене, то это создает серьезную угрозу конкурентным позициям на рынке «Ferrero». В свою очередь, компания «Ferrero» владеет очень известной маркой для покупателей и более высокой диверсификацией продукта, что может сказать о сильной конкурентной позиции этой компании.
Как видно из рисунка 32 доля « Ferrero» больше, чем Kraft Foods. Конкурентоспособность можно рассмотреть по многоугольнику конкурентоспособности (рис.33)
Рис.33
Результаты анкетирования, проведенного компанией «Kraft Foods»,показывают, что пенсионеры и люди старше 55 лет не покупают шоколад этой компании из-за высокой цены. Следовательно, компании рекомендуется расширить ассортимент шоколада – наряду с нынешним производством производить шоколад более дешевый и подходящий для пожилой части населения для того, чтоб привлечь и заинтересовать людей, не пользующихся этой продукцией сейчас.
Также рекомендуется разработка отдельного товарного предложения для каждого выбранного сегмента и увеличение сегментов, на которые ориентируется компания .
Компании «Kraft Foods» необходимо повысить уровень рекламной деятельности, чтобы сделать марку более известной. А за счет расширения ассортимента и снижения цены, компания сможет поднять свои продажи. Тем самым удовлетворить потребности всех возрастных категорий и слоев населения.