Жизненный цикл туристической фирмы "Эдвейс-тур"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов туристической фирмы.
Задача работы - обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях, провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….......стр.3
1. Теоретическая часть
1.1Понятие жизненного цикла организации
1.2 Критерии определения стадии развития организации
1.3 Этапы жизненного цикла организаций в целом и туристической фирмы в частности
2. Практическая часть………………………………………………..………стр. 9
Исследование жизненного цикла туристической фирмы «Эдвейс-тур» г. Череповца
Заключение………………………………………….……………………….стр.15
Список литературы………………………………………………………….стр.16

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 47.75 Кб (Скачать)

Зрелость  организации означает, что ей удаeтся сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами. Эти артефакты обеспечивают широкое распространение парадигм организации среди еe членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.

Проблема: необходимость расширения бюрократии. На этой стадии организационного развития чрезмерный рост систем и программ может начать мешать работе менеджеров среднего звена. Организация при этом бюрократизируется. Менеджеры среднего уровня могут быть недовольны непрошенными вторжениями чиновников в их деятельность. Инновации могут ограничиваться. Организация оказывается слишком большой и сложной, чтобы ею можно было управлять посредством формальных программ.

 

3.2 Стадия совершенствования.

 

 Кризис бюрократизации помогает по-новому понять сотрудничество и командную работу. Во всех структурах организации менеджеры развивают пути решения проблем и совместной деятельности. Бюрократия может быть ограничена. Потребность в дополнительном формальном контроле сокращается, поскольку усиливается социальный контроль и самодисциплина. Менеджеры учатся работать в условиях бюрократии, не прибегая к ней. Формальные процедуры могут быть упрощены и переданы командам менеджеров и рабочим группам. В целях сотрудничества команды часто формируются из специалистов разного профиля или представителей разных подразделений. Организация также может разделиться на множество подразделений, что позволяет сохранять философию малой компании.

Проблема: потребность  в обновлении. Достигнув стадии зрелости, организация может пережить временный упадок. Потребность в обновлении может возникать каждые 10—20 лет. Компания перестает соответствовать требованиям окружающей среды или, возможно, становится сверхмедлительной или чрезмерно бюрократизированной. В этот период ей следует повысить гибкость и осуществить инновации. В это время часто меняются топ-менеджеры.

 

4. Стадия старости. Этап спада.

 

Этап спада  — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении  конкурентов, вытесняющих организацию  с занятого рынка, или в исчезновении рынка.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях  организации. В результате базовые  представления перестают адекватно  интерпретировать реальные события, а  провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности.

Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию  знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

 

Практическая  часть.

Исследование  жизненного цикла туристической  фирмы «Эдвейс-тур» г. Череповца

 

Туристическая фирма «Эдвейс-тур»

Юр.название ООО «Эдвейс-тур»

Адрес: г.Череповец, ул.Металлургов 9

Тел.: 8 8202 58-00-54

Руководитель: Петухова Ирина Дмитриевна

 

Первое, что  следует отметить, проводя анализ - это параметры, некоторые ориентиры, по которым этот анализ можно провести и по которым эти классификации можно сравнивать. Выделение стадий развития основано либо на различных типах уже существующих организаций, либо на устойчивых характеристиках организаций, преодолевших разные стадии развития. Проведение такого рода исследований затруднено по следующим причинам:  
   - во-первых, организации к моменту исследования находятся на какой-либо стадии развития, преодолев предыдущие, что накладывает отпечаток на видение ситуации;  
   - во-вторых, период рождения организации может занимать до нескольких лет и изучение процесса создания разных организаций может дать отличающиеся результаты;  
   - в-третьих, широко известные фирмы зачастую публикуют данные о своем развитии и изменениях, происходящих внутри организации (во всяком случае, такую информацию можно найти в СМИ), в то время как маленькие фирмы такой возможности не имеют, но при этом согласно представленным классификациям, проходят такие же стадии развития;  
   - в-четвертых, существует два источника искажения информации: 1) историки могут представлять искаженные данные, и 2) субъективная интерпретация полученной информации самими исследователями.

С практической точки зрения важно  то, как распознать в реальной жизнедеятельности  организации периоды прохождения  той или иной стадии. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации.

 

Организационная диагностика проводится в несколько этапов с помощью  специальных методов.

 

1. Анализ характеристик организации

2. Экспертное оценивание

3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла

4. Обработка и анализ результатов

5. Комментарии и выводы. Анализ управленческих ошибок.

 

1. Анализ характеристик организации.

 

Туристическая фирма «Эдвейс-тур» существует 12 лет, занимает свою нишу на рынке туристических услуг Череповца, приносит прибыль и имеет своих постоянных клиентов. Определим, на каком этапе жизненного цикла находится фирма. Вспомним критерии определения стадии жизненного цикла предприятия (см. теоретическую часть таблица 1).

Стоит полагать, что фирма не может находится на этапе создания, тк существует уже достаточно долго.

Определим динамику развития фирмы, основной показатель выберем уровень прироста (увеличения прибыли и кол-ва сделок) за последние 2 года. В данном примере не стоит забывать о такой особенности, как сезонность, ведь известно, что спрос на туристический продукт подвержен достаточно большим колебаниям в зависимости от времени года.

 

Составим  таблицу, в которой сравним показатели прибыли и количества сделок 2010г и 2011 г

Период

Прибыль, руб

Количество сделок

Прирост, %

2010

2011

2010

2011

прибыль

сделки

январь

30470

46330

8

10

15,21

1,25

февраль

21750

26770

5

13

12,31

2,6

март

34860

35380

18

19

10,15

1,056

апрель

38560

42590

20

21

11,05

1,05

май

46750

34750

21

15

   

июнь

69800

72570

36

39

10,4

10,83

июль

74700

80560

46

50

10,78

10,87

август

77450

78600

47

48

10,15

10,21

сентябрь

74790

76500

53

54

10,23

10,19

октябрь

35090

 

21

 

0

0

ноябрь

20050

 

7

 

0

0

декабрь

26500

 

9

 

0

0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что среднее увеличение прибыли есть и составляет

12, 08%, а увеличение кол-ва  сделок  10,85%.

 

Жизненные циклы спроса, технологии и товара(услуги)

 

 В настоящее время в экономических  науках описание жизненных циклов  носит преимущественно качественный  характер, в практической деятельности  применение довольно ограничено  из-за недостаточной проработки  отдельных методологических моментов. Рассмотрены основные ситуации  взаимовлияния жизненных циклов  спроса, технологии и товара:

  • Ситуация гармоничного рынка;
  • Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта;
  • Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства;
  • Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства и в сфере сбыта;
  • Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта при отсутствии спроса;
  • Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства и сбыта при отсутствии спроса.

 

1. Кривая  жизненного цикла товара отражает  количество проданного (и произведенного) товара в определенный период  времени.

2. Кривая  жизненного цикла технологии  отражает возможность производства  товара, соответствующего потребительским  требованиям в   определенный  период времени.

3. Кривая  спроса отражает потенциальный  объем продаж конкретного    товара.

4. Спрос на  протяжении всего жизненного  цикла  удовлетворен одним  видом    товара, который в  свою очередь, реализован в  рамках конкретной    технологии.

5. Длительности  жизненных циклов спроса, технологии  и товара равны, т.е. являются  элементами единого цикла развития.

6. Кривая  жизненного цикла товара не  может быть выше кривой жизненного  цикла технологии.

7. Длительности  стадий различных видов жизненных  циклов могут не совпадать  во времени. 

 

В течение  всего жизненного цикла своего существования  фирма «Эдвейс-тур» на разных этапах развития занимала свое место на рынке туристических услуг Череповца.

Вариант 1. Производится  и продается необходимое и достаточное количество турпродукта, которое может потребить конкретный рынок. В этом случае кривые жизненных циклов спроса, технологии и товара совпадают. 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. -  Гармоничный  рынок

При данной ситуации на рынке эффективное развитие организации возможно на протяжении всего цикла, тк она является участником этого цикла с самого начала. Однако оставаться в такой позиции сложно в силу жесткой конкуренции.

Вариант 2.  Производится необходимое и достаточное количество товара, которое по какой-либо причине не может быть реализовано в полном объеме. В этом случае кривые жизненных циклов спроса и технологии совпадают и расположены над кривой  жизненного цикла товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 – Нарушение  гармоничности рынка  в сфере  сбыта

 

В данной ситуации существуют проблемы в процессе реализации товара: произведенный в необходимом  количестве товар   не доходит  до конечного потребителя. Эффективность  развития обеспечивается совершенствованием процесса сбыта. В данной ситуации руководство фирмы принимает меры по привлечению новых потребителей и поощрению постоянных клиентов.

 

Итак, фирма  «Эдвейс-тур» существует 12 лет на рынке Череповца, уровень продаж растет, но не превышает 15%, работа отлажена, есть постоянные клиенты, реализуется достаточное кол-во турпродукта, чтобы удовлетворить спрос на рынке.

Можно сделать  вывод, что «Эдвейс-тур» находится в стадии зрелости.

 

Плюсы стадии:

Большой опыт работы

Налаженные  контакты с туроператорами, перевозчиками  и тд

Постоянный, хорошо обученный персонал

Постоянные  клиенты

Акцент на эффективность

Стабильность  на туристическом рынке

 

Проблемы  и пути их решения.

 

Стадия зрелости предшествует стадии совершенствования  или распада. Стабильность компании на рынке сейчас не дает гарантии, что  завтра их продукт будет пользоваться той же популярностью, поэтому на этом этапе целесообразно начинать проводить исследования рынка, работать не только с популярными направлениями, но и искать возможность предлагать эксклюзивный отдых как за границей, так и в России. Работать не только как турагент на международных путевках, но и обратить внимание на внутренний туризм, где вполне реально работать, как туроператор самостоятельно.

Конкретно для  фирмы «Эдвейс-тур» я предлагаю разработать программу школьных экскурсий по Вологодской области. Во-первых, у этого направления конкурентов в Череповце очень мало, а спрос есть, во-вторых, это возможность самому разрабатывать ту программу, которая будет удобна турфирме и интересна потребителю. Поездки в Сизьму, на родину Деда Мороза, экскурсии по Череповцу и много другое.

Информация о работе Жизненный цикл туристической фирмы "Эдвейс-тур"