Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа
Целью данной работы является определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов туристической фирмы.
Задача работы - обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях, провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой.
Введение ………………………………………………………………….......стр.3
1. Теоретическая часть
1.1Понятие жизненного цикла организации
1.2 Критерии определения стадии развития организации
1.3 Этапы жизненного цикла организаций в целом и туристической фирмы в частности
2. Практическая часть………………………………………………..………стр. 9
Исследование жизненного цикла туристической фирмы «Эдвейс-тур» г. Череповца
Заключение………………………………………….……………………….стр.15
Список литературы………………………………………………………….стр.16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет» в г. Череповце
Курсовая работа
По дисциплине «Управление туристской фирмой»
Тема № 6: «Жизненный цикл туристической фирмы»
Студентки 6 курса
Группы 2 ЭТП 06
Бубновой Кристины
Череповец,
201
Содержание.
Введение ………………………………………………………………….....
1. Теоретическая часть
1.1Понятие жизненного цикла организации
1.2 Критерии определения стадии развития организации
1.3 Этапы жизненного цикла организаций в целом и туристической фирмы в частности
2. Практическая
часть………………………………………………..………
Исследование жизненного цикла туристической фирмы «Эдвейс-тур» г. Череповца
Заключение………………………………………….………
Список литературы…………………………………
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
Субъектами хозяйственной
Каждый день образуется множество
новых фирм. Далеко не все из них
способны успешно развиваться, добиваться
успехов и достигать
Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.
Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности на примере череповецкой туристической фирмы «Эдвейс-тур».
Целью данной работы является определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов туристической фирмы.
Задача работы - обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях, провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что основная задача менеджмента - с наименьшими потерями привести организацию к периоду расцвета и удерживать её как можно дольше в этом состоянии, не допуская возникновения процессов, приводящих к старению и смерти. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.
Теоретическая часть.
Понятие жизненного цикла организации.
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов ( размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента).
Итак, жизненный цикл организации – это совокупность стадий развития, которую проходит фирма за период своего существования.
На сегодняшний день известно
не менее десяти моделей развития
организаций, созданных в разное
время. Примечателен тот факт, что
большинство моделей появились
в США за период с 1967 по 1983г.г. В
основе каждой из них предполагаются
различные основания для
А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967), Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967), Ф.Лиден: «Функциональные проблемы» (1975), Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура» (1978), И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).
Критерии определения стадии развития организации.
Таблица 1.
Фазы развития |
Критерии |
Рождение |
Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник |
Развитие |
Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована |
Зрелость |
Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация |
Расцвет |
Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования |
Спад |
Ограничение выпуска продукции, прибыль падает |
Этапы жизненного цикла организаций в целом и туристической фирмы в частности*
Исследования показывают, что в своем развитии организации проходят четыре основные стадии. Эти стадии, а также проблемы, связанные с переходом с одной стадии на другую. Рост — дело непростое. Всякий раз, когда организация переходит на очередную стадию жизненного цикла, она оказывается в новой ситуации и должна играть по новым правилам, как в своей собственной деятельности, так и во внешних контактах. У современных компаний, использующих новые технологии, жизненные циклы укоротились. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность организации должны проходить их быстрее и успешнее.
Организация находится в
стадии становления, формируется жизненный
цикл продукции. Цели еще нечеткие,
творческий процесс протекает свободно,
продвижение к следующему этапу
требует стабильного
В эту стадию входят следующие явления: зарождение идеи, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта. Уже на этом этапе организация является социосистемой, так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном онтологическом уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями.
______________________________
На этом же этапе начинается
«ярмарка» знаний, когда в ходе
совместной деятельности каждый член
коллектива вольно или невольно демонстрирует
собственную систему
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия-силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия – приспособительная: задачи таких фирм - удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия нишевая (от слова «ниша») глубокая специализация производства - то, что организация может делать лучше.
Проблема: потребность в руководстве. Когда организация начинает расти, увеличение численности сотрудников начинает вызывать проблемы. Собственники компании — творческие люди, ориентированные на суть ее работы, — сталкиваются с проблемами управления. Они должны решить, чему они будут уделять всю свою энергию: производству и сбыту продукта или разработке новых товаров или услуг.
2.Стадия развития, роста. Этап коллегиальности.
Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).
Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны. Успешность развития организации на этом этапе зависит:
Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями — тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нем успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном. Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процесс комбинации знаний выходит за рамки индивидуального уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды. Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.
Проблема: потребность в делегировании полномочий. Если новый менеджмент оказывается успешным, рядовые сотрудники постепенно начинают ощущать, что их деятельность ограничивается «сверху». Низовые руководители начинают испытывать потребность в самостоятельных действиях в своих функциональных областях и стремятся к большей свободе. Когда топ-менеджеры, успешно и умело руководящие, не желают спускать ответственность «вниз», возникает кризис автономии. Топ-менеджеры хотят быть уверенными, что все части организации работают, координировано и согласованно. Перед организацией встает задача найти механизмы контроля и координации работы подразделений без прямого надзора «сверху».
3.1 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном онтологическом уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссию организации, цели и символы (артефакты) и проходят процесс индивидуального осознания.
Информация о работе Жизненный цикл туристической фирмы "Эдвейс-тур"