Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:18, реферат
Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка, сменяются другими или полностью перерождаются, обновляются.
Чтобы выжить в изменяющемся мире, организация должна меняться. Появляются новые открытия, изобретения, меняются ситуация и стандарты работы. Поэтому организации не стоит тратить основную часть своих ресурсов на поддержание стабильности. Успешные организации постоянно находятся в динамике. Организацию сравнивают с живым организмом, который постоянно движется в направлении роста или спада.
1. Введение. Закономерности развития организации 3
2. Модели жизненного цикла организации 4
2.1 Модель Л. Грейнера 5
2.2 Модель И. Адизеса 7
3. Понятие теории организационных изменений 9
3.1. Причины сопротивления изменениям 10
3.2. Методы преодоления сопротивления изменениям 11
4. Заключение 12
5. Список использованной литературы 13
ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ
Факультет
мировой экономики
и международной
торговли
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Управление
организационными изменениями»
на тему «Жизненный цикл организации
и
проблема изменений»
Выполнила студентка 3 курса
заочного отделения
Цой
Е.Л.
Москва
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Закономерности развития организации 3
2. Модели жизненного цикла организации 4
2.1 Модель Л. Грейнера 5
2.2 Модель И. Адизеса 7
3. Понятие теории организационных изменений 9
3.1. Причины сопротивления изменениям 10
3.2. Методы преодоления сопротивления изменениям 11
4. Заключение 12
5. Список использованной
литературы 13
1. ВВЕДЕНИЕ.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Организации,
как и системы, не вечны: они зарождаются,
развиваются, переживают периоды становления,
расцвета, упадка, сменяются другими или
полностью перерождаются, обновляются.
Чтобы
выжить в изменяющемся мире, организация
должна меняться. Появляются новые открытия,
изобретения, меняются ситуация и стандарты
работы. Поэтому организации не стоит
тратить основную часть своих ресурсов
на поддержание стабильности. Успешные
организации постоянно находятся в динамике.
Организацию сравнивают с живым организмом,
который постоянно движется в направлении
роста или спада. Однако, это сравнение
ограничено, ведь биологические организмы
начинают умирать с первой минуты своего
рождения. Смерть - это неизбежное и заранее
запрограммированное будущее биологического
объекта. Жизнедеятельность живых существ
направлена на поддержание стабильности
своей внутренней среды (гомеостаз), однако
биологические организмы лишены возможности
так реорганизовать свою структуру и функцию,
чтобы предотвратить свою гибель. Но, то
же нельзя сказать об организации, поскольку
есть средства для перестройки ее структуры
и управления. Никакая организационная
жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную
смерть организации. Все организации направлены
на развитие, а значит, в идеале, должны
двигаться только в положительном направлении,
в направлении роста.
2. МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка, сменяются другими или полностью перерождаются, обновляются.
Жизненный цикл организации – ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла, но можно выделить типичные стадии цикла. Жизненный цикл организации – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок.
На рисунке представлены основные этапы жизненного цикла организации: показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный нисходящей кривой.
Зрелость
эффективность
Рост Упадок
Создание
Рис.
1. Жизненный цикл организации
I. Предпринимательский этап – период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема.
II. Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития.
III.
Этап формализации
IV. Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей.
V.
Этап спада – период, характеризующийся
резким падением сбыта и снижением прибыли;
организация ищет новые возможности и
пути удержания рынков. Иногда жизнь диктует
полную перестройку организации, как,
например, произошло с фабриками, выпускающими
пишущие машинки.
2.1. Модель
Л. Грейнера
Основная предпосылка создания этой теории состоит в том, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. В доказательство этому Л.Грейнер опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Между тем, И.П. Павлов продемонстрировал, что поведение зависит как от предыдущего опыта, так и от текущей ситуации. Перенося эту аналогию на организационное развитие, Л.Грейнер обсуждает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.
Рис. 2. Стадии роста организации по Грейнеру
Таким образом, жизнь организации
состоит в продвижении компании
через стадии, где каждый эволюционный
период создает его собственную революцию.
Революция - бурный период в развитии организации,
требующий серьезного пересмотра методов
управления. Путь организации из одной
стадии своего развития к следующей лежит
через преодоление соответствующего кризиса
данного переходного периода. Здесь тоже
существует тесная аналогия с животными
организмами, которые проходят стадии
метаморфоза, когда кардинально преобразуется
и структура и методы управления. Известные
примеры – это преобразование гусеницы
в бабочку или головастика в лягушку.
2.2. Модель
И. Адизеса
Эта
модель является эволюционно-телеологической
моделью организационного развития,
рассматривающая указанный
Его теория концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости).
В
процессе роста любая компания сталкивается
с определенными трудностями
и проблемами. На каждом этапе развития
организации их условно можно разбить
на две категории: 1) так называемые болезни
роста, т.е. проблемы, обусловленные незрелостью
компании и которых трудно избежать (как
детские инфекционные болезни); 2)организационные
патологии, или трудности, которые могут
относиться на определенных этапах развития
компании к болезням роста, но, будучи
не преодоленными, превращаются в патологии,
излечиться от которых самостоятельно
компания уже не может. При правильной
стратегии и тактике развития организации
она может достигнуть расцвета и, в принципе,
находиться в этом состоянии достаточно
долго. В наличии этой принципиальной
возможности - основное ограничение аналогии
между развитием деловой организации
и живого организма.
Рис.
3. Основные этапы жизненного цикла модели
Адизеса
Согласно концепциям Грейнера и Адизеса, любая организация проходит ряд последовательных стадий, причем на каждом этапе развития возникает неизбежные проблемы, ловушки или кризисы, несущие в себе причины революции.
3. ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
В настоящее время существует несколько определений понятия «организационные изменения»:
1. «Изменение в организации означает изменение в том, как организация функционирует, кто ее члены и лидеры, какую форму она принимает и как она распределяет свои ресурсы» [Huber, Glick, Miller, Sutcliffe, 1993, c. 216].
2. «Изменение – это эмпирическое наблюдение различия в форме, качестве или состоянии какого-либо организационного элемента в течение времени. Организационным элементом может быть работа конкретного сотрудника, рабочая группа, организационная стратегия, программа, продукт или вся организация в целом» [Van de Ven, Poole, 1995, c. 512].
3. «Организационное
изменение – это преобразование организации
между двумя моментами времени» [Barnett,
Caroll, 1995].
Выделяют
несколько типов
- изменения в технологии;
- изменения в товарах и услугах;
- изменения в стратегии и структуре;
- изменения
в культуре.
3.1. Причины сопротивления
изменениям
Изменения в организациях всегда сопровождаются сопротивлением. Эта закономерность является обязательным свойством всех стабильноработающих систем. Ее сформулировал в 1884 г. французский физик Ле Шателье: если на систему, находящуюся в равновесии воздействовать извне, изменяя какое-нибудь из условий, то равновесие изменяется таким образом, чтобы уменьшить изменение. Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности.
Реализация выбранного стратегического курса предполагает, как правило, масштабные организационные изменения, такие как реинжиниринг бизнес-процессов, преобразование организационной структуры, изменение культуры, неизбежно следующие за коррекцией миссии и целей организации; введение новых методов контроля и многое другое. Люди в организации (или, по крайней мере, некоторая их часть) сопротивляются этим изменениям.
В таком сопротивлении нет ничего удивительного: большинство людей опасаются революционных ломок привычного образа жизни, а также имеют свое собственное представление о том, как надо осуществлять стратегию.
Можно
систематизировать причины сопротивления:
Причина | Результат | Реакция |
Эгоистический интерес | Ожидание личных потерь в результате изменений | «Политическое» поведение |
Неправильное понимание целей и стратегии изменений | Низкая степень доверия менеджерам, излагающим план изменений | Слухи |
Различная оценка последствий осуществления стратегии | Неадекватное восприятие планов; возможность существования других источников информации | Открытое несогласие |
Низкая терпимость к изменениям | Опасение людей, что они не обладают необходимыми навыками или умениями | Поведение, направленное на поддержание собственного престижа |
3.2. Методы преодоления
сопротивления изменениям
Реакция на сопротивление может быть различной. Менеджеры часто сталкиваются с поведением, которое представляется им сопротивлением осуществлению стратегии. В таком случае необходимо разобраться в различных вариантах и нюансах такого явления, чтобы меры противодействия сопротивлению были адекватны причинам сопротивления и его развитию.
Выделяют
несколько универсальных
Подход | Используется в ситуациях: | Преимущества | Недостатки |
Информирование и общение | При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе | Если вам удалось убедить людей, то они будут помогать вам при осуществлении изменений | Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей |
Участие и вовлеченность | Когда инициаторы изменения не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления | Люди, которые принимают участие, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения, и любая соответствующая информация, которой они располагают, будет включаться в план изменения | Этот подход
может потребовать много |
Помощь и поддержка | Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям | Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям | Подход может быть дорогостоящим, требовать большого количества времени и тем не менее потерпеть неудачу |
Переговоры и соглашения | Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений | Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления | Подход
может стать слишком |
Манипуляции и кооптации | Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими | Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления | Этот подход может порождать дополнительные проблемы, если у людей возникнет чувство, что ими манипулируют |
Явное и неявное принуждение | Когда необходимо
быстрое осуществление |
Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления | Рискованный способ, если люди остаются недовольными инициаторами изменений |
Информация о работе Жизненный цикл организации и проблема изменений