Жизненный цикл организации и проблема изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка, сменяются другими или полностью перерождаются, обновляются.
Чтобы выжить в изменяющемся мире, организация должна меняться. Появляются новые открытия, изобретения, меняются ситуация и стандарты работы. Поэтому организации не стоит тратить основную часть своих ресурсов на поддержание стабильности. Успешные организации постоянно находятся в динамике. Организацию сравнивают с живым организмом, который постоянно движется в направлении роста или спада.

Содержание

1. Введение. Закономерности развития организации 3
2. Модели жизненного цикла организации 4
2.1 Модель Л. Грейнера 5
2.2 Модель И. Адизеса 7
3. Понятие теории организационных изменений 9
3.1. Причины сопротивления изменениям 10
3.2. Методы преодоления сопротивления изменениям 11
4. Заключение 12
5. Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Управление организационными изменениями - Цой.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ 

Факультет мировой экономики  и международной  торговли 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине:

«Управление организационными изменениями» 

на  тему «Жизненный цикл организации

и проблема изменений» 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила студентка 3 курса

              заочного  отделения

              Цой Е.Л. 
               

Москва

2009 г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    1. Введение. Закономерности развития организации 3

    2. Модели жизненного цикла организации 4

      2.1 Модель Л. Грейнера 5

      2.2 Модель И. Адизеса 7

    3. Понятие теории организационных изменений 9

      3.1. Причины сопротивления изменениям 10

      3.2. Методы преодоления сопротивления изменениям 11

    4. Заключение 12

    5. Список использованной литературы 13 

 

     1. ВВЕДЕНИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 

     Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка, сменяются другими или полностью перерождаются, обновляются. 

     Чтобы выжить в изменяющемся мире, организация должна меняться. Появляются новые открытия, изобретения, меняются ситуация и стандарты работы. Поэтому организации не стоит тратить основную часть своих ресурсов на поддержание стабильности. Успешные организации постоянно находятся в динамике. Организацию сравнивают с живым организмом, который постоянно движется в направлении роста или спада. Однако, это сравнение ограничено, ведь биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное и заранее запрограммированное будущее биологического объекта. Жизнедеятельность живых существ направлена на поддержание стабильности своей внутренней среды (гомеостаз), однако биологические организмы лишены возможности так реорганизовать свою структуру и функцию, чтобы предотвратить свою гибель. Но, то же нельзя сказать об организации, поскольку есть средства для перестройки ее структуры и управления. Никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации. Все организации направлены на развитие, а значит, в идеале, должны двигаться только в положительном направлении, в направлении роста.  

 

      2. МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО  ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 

     Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка, сменяются другими или полностью перерождаются, обновляются.

     Жизненный цикл организации – ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла, но можно выделить типичные стадии цикла. Жизненный цикл организации – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок.

     На  рисунке представлены основные этапы жизненного цикла организации: показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный нисходящей кривой.

               Зрелость

эффективность

           Рост      Упадок 

       Создание

       
 

                                                           время

Рис. 1. Жизненный цикл организации 

     I. Предпринимательский этап – период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема.

     II. Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития.

     III. Этап формализации деятельности  – период стабилизации роста.

     IV. Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей.

     V. Этап спада – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков. Иногда жизнь диктует полную перестройку организации, как, например, произошло с фабриками, выпускающими пишущие машинки. 

     2.1. Модель Л. Грейнера 

     Основная  предпосылка создания этой теории состоит  в том, что будущее организации  определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. В доказательство этому Л.Грейнер  опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Между тем, И.П. Павлов продемонстрировал, что поведение зависит как от предыдущего опыта, так и от текущей ситуации. Перенося эту аналогию на организационное развитие, Л.Грейнер обсуждает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.

Рис. 2. Стадии роста организации по Грейнеру

 

      Таким образом, жизнь организации  состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция - бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода. Здесь тоже существует тесная аналогия с животными организмами, которые проходят стадии метаморфоза, когда кардинально преобразуется и структура и методы управления. Известные примеры – это преобразование гусеницы в бабочку или головастика в лягушку. 

 

     2.2. Модель И. Адизеса 

     Эта модель является эволюционно-телеологической  моделью организационного развития, рассматривающая указанный процесс  как некий аналог процессов в  развитии биологического организма. Процесс  организационного развития представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы. Тем не менее, развитие компании имеет важное преимущество, по сравнению с развитием биологического организма. Развитие компании в меньшей степени заранее предопределено и зависит от целенаправленных действий руководства компании. В саморазвитии живого организма не предусмотрено участие супервизора.

     Его теория концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности  организации: гибкости и контролируемости (управляемости).

     В процессе роста любая компания сталкивается с определенными трудностями  и проблемами. На каждом этапе развития организации их условно можно разбить на две категории: 1) так называемые болезни роста, т.е. проблемы, обусловленные незрелостью компании и которых трудно избежать (как детские инфекционные болезни); 2)организационные патологии, или трудности, которые могут относиться на определенных этапах развития компании к болезням роста, но, будучи не преодоленными, превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно компания уже не может. При правильной стратегии и тактике развития организации она может достигнуть расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии достаточно долго. В наличии этой принципиальной возможности - основное ограничение аналогии между развитием деловой организации и живого организма. 

Рис. 3. Основные этапы жизненного цикла модели Адизеса 
 

     Согласно  концепциям Грейнера и Адизеса, любая  организация проходит ряд последовательных стадий, причем на каждом этапе развития возникает неизбежные проблемы, ловушки  или кризисы, несущие в себе причины  революции.

 

      3. ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ  ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  ИЗМЕНЕНИЙ 

     В настоящее  время существует несколько определений понятия «организационные изменения»:

      1. «Изменение в организации означает изменение в том, как организация функционирует, кто ее члены и лидеры, какую форму она принимает и как она распределяет свои ресурсы» [Huber, Glick, Miller, Sutcliffe, 1993, c. 216].

      2. «Изменение – это эмпирическое наблюдение различия в форме, качестве или состоянии какого-либо организационного элемента в течение времени. Организационным элементом может быть работа конкретного сотрудника, рабочая группа, организационная стратегия, программа, продукт или вся организация в целом» [Van de Ven, Poole, 1995, c. 512].

      3. «Организационное изменение – это преобразование организации между двумя моментами времени» [Barnett, Caroll, 1995]. 

     Выделяют  несколько типов организационных  изменений:

     - изменения в технологии;

     - изменения в товарах и услугах;

     - изменения в стратегии и структуре;

     - изменения в культуре. 

 

      3.1. Причины сопротивления изменениям 

     Изменения в организациях всегда сопровождаются сопротивлением. Эта закономерность является обязательным свойством всех стабильноработающих систем. Ее сформулировал в 1884 г. французский физик Ле Шателье: если на систему, находящуюся в равновесии воздействовать извне, изменяя какое-нибудь из условий, то равновесие изменяется таким образом, чтобы уменьшить изменение. Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности.

     Реализация  выбранного стратегического курса  предполагает, как правило, масштабные организационные изменения, такие  как реинжиниринг бизнес-процессов, преобразование организационной структуры, изменение культуры, неизбежно следующие за коррекцией миссии и целей организации; введение новых методов контроля и многое другое. Люди в организации (или, по крайней мере, некоторая их часть) сопротивляются этим изменениям.

     В  таком сопротивлении нет ничего удивительного: большинство людей опасаются революционных ломок привычного образа жизни, а также имеют свое собственное представление о том, как надо осуществлять стратегию.

     Можно систематизировать причины сопротивления: 

Причина Результат Реакция
Эгоистический интерес  Ожидание  личных потерь в результате изменений «Политическое»  поведение 
Неправильное  понимание целей и стратегии изменений Низкая  степень доверия менеджерам, излагающим план изменений  Слухи
Различная оценка последствий осуществления стратегии Неадекватное  восприятие планов; возможность существования  других источников информации Открытое  несогласие
Низкая  терпимость к изменениям Опасение  людей, что они не обладают необходимыми навыками или умениями Поведение, направленное на поддержание собственного престижа
 

 

      3.2. Методы преодоления сопротивления изменениям 

     Реакция на сопротивление может быть различной. Менеджеры часто сталкиваются с поведением, которое представляется им сопротивлением осуществлению стратегии. В таком случае необходимо разобраться в различных вариантах и нюансах такого явления, чтобы меры противодействия сопротивлению были адекватны причинам сопротивления и его развитию.

      Выделяют  несколько универсальных методов  преодоления сопротивления:

Подход Используется в ситуациях: Преимущества Недостатки
Информирование и общение При недостаточном  объеме информации или неточной информации в анализе Если вам  удалось убедить людей, то они будут помогать вам при осуществлении изменений Подход  может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей
Участие и вовлеченность Когда инициаторы изменения не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления Люди, которые принимают участие, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения, и любая соответствующая информация, которой они располагают, будет включаться в план изменения Этот подход может потребовать много времени 
Помощь  и поддержка Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям Подход  может быть дорогостоящим, требовать  большого количества времени и тем не менее потерпеть неудачу
Переговоры  и соглашения Когда отдельный  служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений  Иногда  это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления  Подход  может стать слишком дорогостоящим, если он ставит целью добиться согласия только путем переговоров
Манипуляции и кооптации Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими Этот подход может быть сравнительно быстрым  и недорогим решением проблем сопротивления Этот подход может порождать дополнительные проблемы, если у людей возникнет чувство, что ими манипулируют
Явное и неявное принуждение Когда необходимо быстрое осуществление изменений  и когда инициаторы изменений обладают значительной силой Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления Рискованный способ, если люди остаются недовольными инициаторами изменений 

Информация о работе Жизненный цикл организации и проблема изменений