Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:25, реферат
Целью данной работы стало выяснение особенностей женского стиля управления, а так же определение некоторых проблем, связанных с занятием женщиной управляющих должностей.
В связи с поставленной целью, нам необходимо выполнить следующие задачи:
1) Проанализировать, насколько распространено явление женского менеджмента в России на данный момент и в сравнении с предыдущими периодами времени;
2) Ознакомиться с несколькими концепциями определения женского и мужского стиля управления,
3) Проследить отличия этих стилей управления;
4) Выяснить возможные личностные проблемы, с которыми сталкиваются женщины , занимающие руководящие должности.
Введение
1. Мужчины и женщины в иерархии управления предприятием: тенденции изменения соотношения
2. Особенности женского стиля управления.
2.1 Традиционный взгляд
2.2 Исследования А. Л. Журавлева
2.3 Исследования В. В. Радева
2.4 Управленческая решетка» Блейка и Моутона
2.5 Исследования А. Е. Чириковой
3. Женщина-директор в частной жизни: как сохранить семью и успех в работе одновременно
Заключение
Список литературы
ГБОУ ВПО «Пермская
государственная медицинская
им. ак. Е. А. Вагнера»
ЖЕНЩИНА КАК ТОП-МЕНЕДЖЕР РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ
Трандина К.
пед. фак-т, 102 гр
Преподаватель:
Короткова М. Н.
Пермь 2013
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Тема данного реферата « Женщина как топ – менеджер российской компании» является актуальной, т.к. в настоящее время происходят некоторые изменения в экономике и обществе России, что влечет за собой увеличение числа женщин, занимающих руководящие позиции на предприятиях. Согласно последним исследованиям, лучший менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. И в реализации нового подхода огромные преимущества имеют женщины.
Целью данной работы стало выяснение особенностей женского стиля управления, а так же определение некоторых проблем, связанных с занятием женщиной управляющих должностей.
В связи с поставленной целью, нам необходимо выполнить следующие задачи:
Основным методом исследования явилось изучение предложенной и дополнительной литературы. В основе реферата лежат работы А. Е. Чириковой, доктора социалогических наук, т.к. в ее трудах затрагивается проблема женщины и карьеры, различий мужского и женского менеджмента и пр.
тенденции изменения соотношения
«Вопрос о том, какова доля женщин в общем количестве топ-менеджеров российских компаний, не столь прост и однозначен», - считает А. Е. Чирикова – «Состояние национальной статистики таково, что реальной представленности женщин и мужчин на руководящих должностях в компаниях можно судить лишь по отдельным выборочным исследованиям или на основе экспертных оценок». [18]
Традиционно сложилось представление, согласно которому наиболее феминизированная страна по уровню лидирующего положения женщин в топ- менеджменте компаний - США.
По оценкам исследователей,
еще 15-20 лет назад на 50 тыс. высших
постов, занимаемых мужчинами, только
одна тысяча приходилась на женщин.
Сегодня это положение
«Ценностный переворот» в массовом сознании относительно возможностей женщины как крупного менеджера произошел в США за относительно короткий период времени. Согласно данным, которые приводит в своей монографии М. Россман в 1985 г., 47% опрошенных мужчин из 348 работающих в администрации предприятий согласились бы работать под руководством женщин, хотя за два десятилетия до этого положительный ответ дали только 27%. В 1989 г. на анкету «Уолл Стрит Джорнелл» из 1500 опрошенных по специальной выборке (мужчины в ней составили 88%), 79% мужчин и 82% женщин ответили, что не видят никаких препятствий для работы с женщиной-руководителем [10, С.1-11].
По результатам отдельных
выборочных исследований, в начале
90-х годов доля женщин в составе
директорского корпуса США
Наибольшая концентрация женщин-директоров наблюдалась в косметической, пищевой, фармацевтической, швейной отраслях. Такие отрасли промышленности, как информатика и электроника, также начинают переходить в руки женщин, хотя и не столь активно, как указанные выше. С начала 90-х годов продолжается активное проникновение женщин на позиции руководителей предприятия, и в сравнении с Северной и Центральной Европой доля женщин в управлении предприятиями США остается достаточно высокой. [Социологические исследования. 2000. №11. С 149].
Каковы же тенденции в России?
Взгляд на подобные процессы в российском директорском корпусе позволяет сделать вывод о том, что рыночные реформы способствовали, с одной стороны, стабилизации численности женщин в составе директоров для отраслей, где женщины традиционно занимали руководящие позиции, а с другой, привели к появлению «женской прослойки» в директорате тех предприятий, где требовалось кризисное управление.
По данным Института социологии, полученным в 1996 г., доля женщин в директорском корпусе составила 8-11%, а в ряде отраслей с традиционно мужской занятостью (строительство, транспорт) - 1%. К 2000 г., согласно данным Министерства труда и социального развития РФ, доля женщин- директоров составляла уже 15,1%, но их директорский стаж был меньше, чем у мужчин [11].
Общая тенденция - завоевание новых сфер деятельности женщинами - директорами все-таки обозначилась. И это не случайно. Женщины согласны брать на себя «груз» кризисных предприятий, причем таких, которые не привлекательны для крупных бизнесменов. [18]
Большинство зарубежных исследований не обнаруживает различий между мужчинами и женщинами в эффективности руководства, но выявляет ситуационную специфику его проявлений - в одних ситуациях и ролях более эффективны мужчины, в других – женщины [17; 2].
2.1 Традиционный взгляд
Традиционный взгляд состоит в том, что женщины выбирают ориентированное на отношения руководство, поскольку по природе более эмоциональны, а мужчины демонстрируют ориентацию на задачу, т.к. чаще характеризуются настойчивостью и целеустремленностью. Однако российские психологи предполагают, что соответствующие качества не взаимоисключают друг друга, и приписывание преобладания той или иной ориентации в стратегии руководства только одному полу неправомерно: оно обусловливается личностными особенностями или ситуационным запросом, а совсем не половыми характеристиками [17 ; 53]
Замечено, что мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при решении простых задач, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Имеет значение также уровень руководства: на высших уровня предпочтительнее мужчины, на средних – женщины [4, С. 17].
В качестве объяснения этого факта, по мнению Г. Турецкой, можно
учесть такие факторы как:
2.2 Исследование А. Л. Журавлева
Другой подход к определению
стиля руководства в
В своей работе «Мужчина и женщина как топ -менеджеры российских компаний» А. Е. Чирикова подчеркивает: «Я склонна разделить позицию, согласно которой принципиальных отличий в мужском и женском стиле руководства нет, хотя есть некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин. По крайней мере, именно такой вывод может быть сделан на основе систематического изучения женского руководства». [18]
Несмотря на большую «ситуативность» женского менеджмента по сравнению с мужским, женщина эффективно реализует не только стратегии выживания, но и стратегии развития, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами и избегая слишком «рисковых» стратегий [15. С.112].
2.3 Исследование В. В. Радева
На основе исследования, проведенного В. В. Радевым была составлена таблица, отражающая различия мужского и женского стиля ведения бизнеса.
Согласно предложенному автором подходу для анализа отношений между руководителями и подчиненными использовались 4 концептуальные переменные: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство.
Для построения основных стратегий выделялись следующие переменные: определение дистанции с подчиненными,
Основой взаимодействия в рамках бюрократизма является административная иерархия. Для каждого работника четко определены функциональные обязанности. Отлаженная процедура текущих проверок призвана осуществлять контроль за работой. В силу четкого разделения сфер ответственности за провалы отвечает конкретный исполнитель. Контакты между руководителем и подчиненными деперсонифицированы и не выходят за рамки служебных вопросов.
В рамках патернализма четко выражена иерархичность отношений. Руководитель принимает единоличные решения, от подчиненных же ожидается лояльность по отношению к руководителю, который поддерживает единство в организации через утверждение личного влияния. В случае необходимости исполнители могут замещать друг друга. Ответственность за провалы - общая, коллективная. Взаимоотношениям придается личностный характер, хотя иерархия строго соблюдается; внерабочие проблемы подчиненных также входят в сферу заботы руководителя.
Стратегия фратернализма предпо
В рамках партнерства иерархия явно не выражена. Решения принимаются на основе общего обсуждения, в котором каждый работник участвует в соответствии со своей квалификацией и вносит предложения, исходя из своей компетенции. За каждым работником четко закреплены его функции, в которые руководитель не вмешивается, и текущий контроль не предусмотрен. Но конечная ответственность за определенную работу возлагается на конкретного работника. Несмотря на коллегиальность, отношения деперсонифицированы, считается, что, внеслужебные проблемы не должны мешать выполнению работы.
Согласно автору, в общем, подход к ведению бизнеса у женщин можно охарактеризовать смещением в сторону фратернизма (лидер) и партнерства (координтор) [19]
Таблица 1
Критерий |
Мужчина |
Женщина |
Выбор стратегии управления |
склонны придерживаться одной стратегии в поведении |
чаще демонстрируют смешанные стратегии, такие как "координатор-начальник", "координатор-лидер" и "хозяин-лидер" |
Характер отношений с подчиненными |
Мужчины в этой ситуации
придерживаются преимущественно |
женщины-руководители склонны придерживаться бюрократический или фратерналистский стиль поведения (в 60% случаев), что предполагает два варианта поведения: либо обозначение четкой дистанции власти, либо отсутствие акцента на иерархической структуре в построении отношений с подчиненными вообще. |
Процедура принятия решений |
мужчины более ориентированы на партнерство, нежели женщины |
проводится с ориентацией на фратерналистские нормы поведения, т.е. сопровождается процессом активного обсуждения предлагаемых решений совместно с подчиненными. |
Способ организации труда |
стремление к партнерству |
четкое распределение функций по исполняемому решению, которые могут передаваться в случае необходимости. |
Информация о работе Женщина как топ-менеджер в российской компании