Зарубежный опыт в менеджменте в белорусской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных звеньев в общей численности занятых составляет приблизительно 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятого населения объясняется изменением структуры производственного процесса в последние десятилетия. Всё больший приоритет имеет умственный труд.

Работа содержит 1 файл

контролинг.docx

— 75.15 Кб (Скачать)
 

     Данные  таблицы 2.1. показывают, что динамика основных анализируемых отчетных показателей информации в целом постоянно улучшается по сравнению с предыдущим периодом в соответствии с тем, насколько эффективно осваиваются и внедряются более совершенные элементы контроллинга и учитываются при этом специфические условия функционирования предприятия ЗАО «Атлант».

     Перед службой контроллинга на предприятии стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации по затратам в целях управления. Руководители предприятия – генеральный директор, финансовый директор, начальники отделов – должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся в работе предприятия отклонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать работу предприятия.

     Персонал  и сопротивление  переменам. Контроллинг – новое явление на предприятии, поэтому его внедрение может вызвать сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, быстро добиться первых результатов, а затем утвердить на предприятии стабильно работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и средства, позволяющие им противостоять.

     Основные  факторы, определяющие скорость внедрения  любого нововведения, а также факторы, помогающие и мешающие быстрому внедрению контроллинга, перечислены в таблице 2.2 [17]. 

     Таблица 2.2

     Факторы, способствующие и препятствующие внедрению  контроллинга на предприятии

Фактор, влияющий на скорость внедрения Преимущества  контроллинга Недостатки  контроллинга
Эффект  от внедрения:

- экономический;

- Повышение  прибыльности и гибкости в краткосрочном и долгосрочном периодах; -Несовершенство  существующих методов анализа;
- социальный. - Возможность  быстрого передвижения по службе вследствие создания службы контроллинга (повышение статуса). -Угроза статусу  групп (бухгалтерии, планового отдела и т.д.) и лиц (начальников соответствующих отделов).
Сложность нововведения Простота моделей. Усложнение  по сравнению с традиционными  методиками; необходимость дополнительного обучения.
Наглядность Первые результаты сразу видны руководителю. Полный результат  появляется нескоро.

     Источник.-[17]

     Преодолеть  болезненное сопротивление внедрению  на МЗХ ЗАО «Атлант» можно сделать  разными способами (эти способы  лучше всего комбинировать):

  • Имитация. Стремление к имитации можно объяснить потребностью быть «как все», ассоциироваться с целевой группой («все передовые зарубежные и Белорусские предприятия внедряют контроллинг, мы тоже внедряем, следовательно, мы – передовые»), попыткой поднять свой статус. Поэтому в процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит уделить особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих контроллинг в своей каждодневной работе.
  • Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.
  • Поддержание статуса. Один из способов достичь высокого статуса – обладать знаниями, которые важны для всех. Знание методов контроллинга – великолепная возможность упрочить свой статус.
  • Автоматизация. Трудоемкость обработки детализированной информации по центрам затрат огромна, в ручной ее обработать сложно; экономисты цехов (филиалов, складов) сразу требуют автоматизировать их труд, так как для них работа в системе контроллинга – это большая дополнительная нагрузка – даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз в месяц. Если принять решение о сборе фактической информации раз в неделю, то подразделение физически не успеют обработать и предоставить информацию в службу контроллинга, которая в свою очередь не будет успевать сводить все данные по предприятию. Поэтому если автоматизируется обработка проводок и сальдо по счетам, или начисление амортизации, или расчет заработной платы, точно также целесообразно автоматизировать и контроллинговую работу.

     Отдел автоматизации занимается разработкой  программ, их отладкой, выявлением ошибок в покупных программах, установкой компьютеров на рабочих местах, а  служба контроллинга может заниматься постановкой задачи, чтобы не потерять главную цель автоматизации – повышение эффективности работы финансово-экономических служб.

     Об  эффективности внедрения контроллинга при принятии управленческих решений свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.3.  

     Таблица 2.3

     Эффект  от внедрения контроллинга при принятии управленческого решения (данные на ноябрь 2010 г.)

Наименование  предприятия Повышение эффективности принятого решения, % Повышение производительности труда управленческих кадров, %
АФК «Система» 11 12,6
ОАО «Силовые машины»  16,2  16
РАО «ЕЭС» 15 14,3
ОАО «Бишкекский машиностроительный завод»  13,2  9,6
ЗАО «СУИ холдинг» 18,9 14,5
ЗАО «Система Галс» 15,9 12,2

     Источник.-  [20].

     Эти данные свидетельствуют, что контроллинг позволяет на 10-19 % увеличить результативность принимаемых управленческих решений, практическая реализация которых обеспечивает рост производительности труда управляющих примерно в таких же пределах.

     Контроллинг в качестве инструмента управления используют во всех развитых странах мира.

     При этом в полной мере учитываются правовые, экономические, социальные условия стран, что отражено в таблице 2.3.  

     Таблица 2.3.

     Изменение эффекта в управлении и производстве в связи с внедрением контроллинга (2003-2010 гг.)

Наименование  компании Увеличение  эффективности управления в связи  с использованием контроллинговых технологий в процессе управления, % Увеличение  эффективности производственного  процесса в связи с применением  инновационных достижений в области  контроля и контроллинга, %
Sony 25,0 18,4
Samsung 24,2 18,0
LG 18,7 25,9
Akai 11,8 8,4
Kodak 11,7 31,9
Nokia 10,2 25,3
Mazda 9,9 22,9
Siemens 9,3 21,5
BP 9,1 19,6
Shell 8,6 19,0
AIG Brunswick Capital 7,2 14,9

     Источник.- [21].

     Данные  таблицы 2.3 свидетельствуют, что применение потенциала контроллинга повышает результативность менеджмента компании, причем основная доля дополнительного эффекта обеспечивается в сфере производства благодаря инновациям, связанным с внедрением контроллинга.

     Обобщенная  и систематизированная информация, предоставляемая службой контроллинга руководству предприятия, имеет огромное значение не только для оперативного, но, особенно, стратегического управления. Об этом, в частности свидетельствуют данные таблицы 2.4.  

     Таблица 2.4.

     Направления использования элементов контроллинга в немецкой индустриальной компании «Нивея» (2004-2010 гг.)

Направления использования элементов контроллинга Распределение от общего объема мероприятий отдела контроллинга, %
1 Учет и анализ затрат 22
2 Мониторинг  результатов финансовой и хозяйственной  деятельности 68
3 Разработка  рекомендаций по сокращению затрат, увеличению прибыльности, рентабельности  производства и сбыта (для руководства компании) 10

     Источник. -[22]

     Эти данные свидетельствуют, что главной  задачей службы контроллинга является последовательный и своевременный анализ финансово-хозяйственной деятельности всех подразделений предприятия с точки зрения намеченных затрат и прибыли.

     Применение  инструментов контроллинга позволяет предприятиям добиваться высоких результатов в таких областях, как финансовая устойчивость, планирование, прогнозирование, инвестиционная привлекательность, о чем, в частности, свидетельствуют данные таблицы 2.5.

     Таблица 2.5.

     Динамика  показателей компаний, проводящих контроллинговые мероприятия, %

Компания Изменение

уровня  инвестиционной привлекательности

 Эффективность  документооборота  Открытость  компании  Финансовая  устойчивость  Дополнительные  возможности  Оптимизация  системы планирования
ВР +11,4 +5,2 +16,8 +6,3 +11,2 +33,6
Теско +9,3 +11,6 +4,3 +8,9 +15,2 +10,2
Продолжение таблицы 2.5
Метро групп +7,2 +15,3 +6,3 +22,1 +1,2 +14,9
Кристал Гросс +6,5 +11,3 +3,2 +22,5 +3,1 +12,2
Форд +1,2 +14,8 +5,2 +6,3 +7,1 +17,6
Мазда +16,8 +27,6 +13,3 +9,9 +14,0 +32,5
Шварцкопф +6,3 +8,9 +11,2 +9,3 +7,8 +2,2
Орифлайм +3,3 +9,3 +5,8 +5,7 +11,4 +6,8
Моторола +6,8 +9,3 +6,5 +11,0 +12,5 +2,9
Зингер +1,6 +2,9 +5,9 +3,6 +4,1 +3,5
Рено +13,3 +6,9 +11,0 +9,2 +2,9 +12,6
МТС +2,2 +0,45 +1,3 +1,9 +1,6 +5,0
 

     Приведенные в таблице 2.5 данные свидетельствуют, что и в зарубежных промышленных компаниях, и в российских внедрение систем контроллинга открывает возможность для решения целой совокупности бизнес-проблем, включая повышение уровня инвестиционной привлекательности почти до 40 %, эффективности оборота документов более, чем до 27 %, увеличения открытости компании до 24,1 %, финансовой устойчивости до 20 % и оптимизации системы планирования максимально до 25 %. Благодаря контроллингу удалось задействовать дополнительные резервы бизнеса, обеспечивая его прирост до 12-13,5 %. Хотя средние показатели в два-три раза ниже максимально достигнутых, тем не менее важно, что у всех компаний по всем анализируемым показателям имеется позитивная динамика. Это подтверждает вывод, что использование потенциала контроллинга в самых различных отраслях промышленности и практически во всех случаях дает весомый положительный результат.

     Таким образом, внедрение контроллинга на МЗХ ЗАО «Атлант» должно осуществляться на опыте стран пользующихся данной системой, так как в процессе рассмотрения становления и результатов контроллинговых мероприятий на них наблюдается очевидный положительный эффект.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема  использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области  менеджмента, в последние годы стала  особенно актуальной. В России традиционно  ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии, учитывая особенности внутренних факторов страны.

     Однако  не вызывает сомнения тот факт, что  западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания  результатов, накопленных зарубежными  специалистами в области управления, невозможно создание собственного современного института управления.

     Особенностью  современного производства стал переход  к информационным технологиям. Информация является главным товаром на мировом  рынке. Все стадии производственного  процесса по большей части сводятся к получению и обработке информации. Информационные потоки также легче  отслеживать корпорации, объединяющей несколько стран.

     Контроллинг позволит на 10-19 % увеличить результативность принимаемых управленческих решений, и обеспечит рост производительности труда управляющих примерно в таких же пределах.

Информация о работе Зарубежный опыт в менеджменте в белорусской экономики