Зарубежный опыт в менеджменте в белорусской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных звеньев в общей численности занятых составляет приблизительно 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятого населения объясняется изменением структуры производственного процесса в последние десятилетия. Всё больший приоритет имеет умственный труд.

Работа содержит 1 файл

контролинг.docx

— 75.15 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Теория  и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных  звеньев в общей численности  занятых составляет приблизительно 30%, а в некоторых фирмах она  достигает 70-80%. Такой высокий процент  менеджеров в общей численности  занятого населения объясняется  изменением структуры производственного  процесса в последние десятилетия. Всё больший приоритет имеет  умственный труд.

     Одной из важных проблем, стоящих перед  экономикой РБ, является недостаточный  уровень подготовки управленческих кадров: руководителей среднего и  высшего звеньев. Одним из путей  решения этой проблемы может стать  рациональное использование западной модели менеджмента с учётом особенностей внешних и внутренних факторов РБ.

     Расширение  контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа  переведённых изданий видных специалистов в области управления западных стран  позволяют более конкретно представить  конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую  эффективность производства. Однако практика ведущих российских компаний наглядно показала, что зарубежный опыт нельзя копировать досконально. Организация  должна сама ощутить потребность  в изменениях, необходимости формирования собственной системы управления. Белорусские фирмы не просто скопировали опыт западных конкурентов, а осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи и, на основании полученного материала, разработали собственный оригинальный путь.

     В мировой управленческой практике наблюдается  сосуществование различных моделей  управления, например, американской и  японской, что отражает процесс интернационализации  современного менеджмента.

     Задача  белорусских руководителей заключается  в творческом поиске новых решений  и практическом применении различных  моделей менеджмента в белорусских  организациях. В РБ большинство руководителей  имеет техническое образование, в то время как в развитых странах  руководители проходят специальную  профессиональную подготовку. В настоящее  время важную роль в подготовке руководящих  кадров играет изучение опыта экономически развитых стран.

 

  1. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА МЕНЕДЖМЕНТА
 
     
    1. Модели  управления
 

     Суть  американской модели менеджмента заключается  в изначальном убеждении, что  успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования  всех ресурсов). Фирма рассматривается  как закрытая система. Основой стратегии  является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная  структура строится по функциональному  принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

     Суть  японской модели менеджмента и организации  деятельности сводится к тому, что  идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной  структуры, ни какой-либо формальной структуры  вообще. Японский тип организации  управления, являющийся результатом  специфической культуры и экономической  системы, оценивается специалистами  как обеспечивающий наибольшую гармоничность  и мобильность организации, необходимую  в современном динамичном мире. Особенности  японской системы проявляются в  управлении персоналом, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости  от выслуги лет и возраста, организация  групповой работы, оплата труда с  учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации  работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

     Если  сторонники современной японской системы  управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают  под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления  о функциях, задачах и должностных  обязанностях, правах и взаимодействиях  предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

     Суть  новой «философии» управления определяется следующими моментами:

      - ставка делается на человека  самореализующегося;

      - фирма рассматривается как живой  организм, состоящий из людей,  объединенных совместными ценностями;

      - фирме должно быть присуще  постоянное обновление, питающееся  внутренним стремлением и нацеленное  на приспособление к внешним  факторам, главным из которых  является потребитель.

     Признаки, характеризующие различные модели управления организацией, приведены  в таблице 1.

     Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – открытая система. Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне  нее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается  во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается  к ней. Все внутреннее построение системы является ответом на воздействия  внешней среды.

     Организационные механизмы приспосабливаются к  выявлению новых проблем и  выработке новых решений.

     Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием  ее стратегии на основе прогнозов  будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры – готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т.д. 

     Таблица1

     Характеристика  основных типов организации

№ п./п. АМЕРИКАНСКАЯ  МОДЕЛЬ ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКАЯ (информационная) МОДЕЛЬ
1 Найм работников на относительно короткое время Пожизненный найм работников Долгосрочный  найм
2 Индивидуальное  принятие решений Коллективное  принятие решений Коллективное  принятие решений
3 Индивидуальная  ответственность Коллективная  ответственность Индивидуальная  ответственность
4 Быстрое развитие и продвижение Медленное развитие и продвижение Медленное развитие и продвижение
5 Механизмы явного, точного контроля Механизмы косвенного контроля Косвенный, неформальный контроль с точными, формализованными критериями
6 Создание условий  для специализированной карьеры  работников (по вертикали) Создание условий  для неспециализированной карьеры  работников (диверсифицированный подход) Умеренно специализированная карьера работников
7 Избирательное (дифференцированное) отношение к  работнику как таковому Холистический (целостный) подход к работнику как личности Холистический подход, включая семью

     Источник.-[5]

     Специалисты считают, что не существует идеальной  модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирма должна искать свою собственную модель. К факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся:

    - размер  фирмы;

    - характер  продукции;

    - характер  внешней среды.

     С точки зрения последнего фактора  выделяют следующие модели управления:

    - модель  рационального внутрифирменного  управления в спокойной внешней  среде;

    - модель  управления в условиях достаточно  динамичного и разнообразного  рынка;

    - модель  в условиях динамичного научно-технического  прогресса;

    - модель  приспособления к спонтанно, неожиданно  возникающим под воздействием  внешней среды, проблемам.

     Фирмы находятся в процессе постоянного  поиска своей модели управления. Это  непрерывный процесс, так как  постоянно изменяются и сама фирма, и внешняя среда. Большинство  американских компаний осуществляют организационные  изменения не реже раза в год, а  крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет.

     Современная система управления должна быть простой  и гибкой. Ее главным критерием  является обеспечение эффективности  и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие  характеристики:

    - небольшие  подразделения, укомплектованные  квалифицированными специалистами;

    - небольшое  число уровней управления;

    - ориентация  всей деятельности фирмы на  потребителя.

 

    1. Обоснование выбора анализируемых функций
 

     Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации  труда в сфере управления. Это  одновременно означает, что они постоянно  модифицируются и углубляются.

     Различные авторы классифицируют функции управления по-разному. Например, Мескон и др. выделяют планирование, организацию, мотивацию и контроль. Авторы «Книги делового человека» различают семь функций управления: целеполагание, организацию, стимулирование, планирование, учет, контроль и регулирование. Ю. Кузнецов предлагает выделять следующие функции менеджмента:

     - планирование;

    - организацию;

    - руководство;

    - контроль.

     Можно заметить, что все авторы выделяют функции планирования и контроля. Таким образом, можно сделать вывод о важности этих функций менеджмента и невозможности их совмещения с другими функциями.

     Далее будет более подробно рассмотрен процесс налаживания функций  планирования и контроля в западных фирмах с целью анализа возможностей адаптации принципов в белорусских  условиях. На Западе разработана система  поддержки указанных функций  менеджмента, называемая контроллингом.

 

    1. Контроллинг, как один из принципов зарубежного менеджмента
 

     Под контроллингом понимается система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов и оперативного принятия на этой основе управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Концепция контроллинга предполагает ответственность каждого работника предприятия за результат своей деятельности. Основу контроллинга составляет сравнение фактических и запланированных показателей, с целью принятия управленческих решений на основании выявленных отклонений.

     Практика  контроллинга получила распространение во всем мире. Вопросам контроллинга уделено большое внимание в литературе, посвященной управлению предприятием. В недалеком будущем контроллинг найдет себе применение и на предприятиях нашей страны. Уже сейчас во многих фирмах успешно функционируют отделы и службы контроллинга, создаются специализированные организации, осуществляющие разработку и внедрение систем контроллинга по заказам фирм. Главным достоинством контроллинга является способность на любые изменения, поэтому его внедрение особенно актуально в нашей стране.

     В настоящее время под контроллингом понимается система управления процессом достижения  конечных целей и результатов деятельности фирмы.

     КОНТРОЛЛЁР - это специалист по реализации идей, методов, приемов и в целом  инструментария контроллинга. По профессиональной подготовке контроллеры должны быть обучены упорядочивать идеи и впечатления и формировать логические заключения. Их образование включает основы бухгалтерского учета, широкие академические знания других дисциплин управления, таких как маркетинг, обработка данных, планирование, управление производством, системный анализ.

Информация о работе Зарубежный опыт в менеджменте в белорусской экономики