Зарубежный опыт управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:43, реферат

Описание работы

На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Рассмотрим историю развития управления качеством на примере трех ведущих регионов мира: США, Японии и Западной Европы.

Содержание

Введение

Опыт управления качеством в США
Опыт управления качеством в Японии
Европейский опыт управления качеством
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.docx

— 80.92 Кб (Скачать)

Основная концепция "японского  чуда" – совершенная технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы.

Характерной особенностью разработки системы управления качеством в  последние годы является то, что  в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками.

Пути решения проблемы дальнейшего повышения качества руководители фирм видят только в  сотрудничестве, взаимном доверии поставщиков, производителей и потребителей.

Главное они видят в  обязательном установлении причин ненадлежащего  качества, независимо от того, где они  будут обнаружены у поставщика или  потребителя, и реализации совместных мероприятий по устранению выявленных причин в максимально короткие сроки.

 

 

 

  1. Европейский опыт управления качеством

Если в Японии и США  на протяжении многих лет реализуются  программы повышения качества, проводится активная политика в вопросах качества, осуществляется долгосрочное планирование качества, то в Европе за редкими  исключениями управление качеством  продолжало оставаться, по существу, контролем  качества. В течение 1980-х годов  повсюду в Европе наблюдалось  движение к высокому качеству продукции  и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ISO 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.

Необходимо отметить большую  и целенаправленную деятельность стран  Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке  единых требований и процедур, способных  обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Важное место в этой деятельности занимают специальные  ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому  общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим  регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные  на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские  аналоги – ЕМ серии 29000. Большое значение придается сертификации систем качества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов ЕМ серии 45000. Указанные стандарты должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в области качества.

Для нормального функционирования европейского рынка поставляемая продукция  должна быть сертифицирована независимой  организацией. Кроме сертификации продукции  проводится аккредитация испытательных  лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший аспект их деятельности – контроль за удовлетворением требований потребителя и разрешение конфликтов, которые имеют место между производителем и поставщиком продукции.

Фирмы проводят еще более  интенсивную политику в области  повышения качества продукции, а  процессы подвергаются более жесткому контролю. 
Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности европейских стран. Для реализации такой стратегии потребовались:

  1. Единые законодательные требования
  2. Единые стандарты
  3. Единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма соответствует требованиям рынка

В 1985 г. принята новая концепция  гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования являются рекомендательными. В то же время обеспечение единых требований имеет большое значение. Поэтому и ориентируется Европа на основополагающие стандарты ИСО 9000 и ЕМ 29000. Введена маркировка продукции знаком СЕ.

Образованы Европейский  координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский  комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета входят организации по сертификации Великобритании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии. Главная  задача проводимой работы – полностью удовлетворить запросы миллионов потребителей единого европейского рынка с наименьшими затратами.

Европейский рынок ставит серьезные задачи перед фирмами  других стран, намеревающимися попасть на него. Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, связывают с их внедрением гарантию стабильного качества продукции. А она, как известно, включает:

  1. стабильную технологию
  2. надлежащую систему поддержания технологической точности оборудования и оснастки
  3. метрологические средства контроля и испытаний продукции
  4. эффективную систему подготовки кадров

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали  соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Область деятельности Европейского Фонда управления качеством:

  1. Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимуществ во всеобщей конкуренции
  2. Стимулировать и помогать всем сегментам западно-европейского сообщества принимать участие в деятельности, по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества

ЕФУК совместно с Европейской  организацией по качеству (ЕОК) учредил  Европейскую премию по качеству, которая  начиная с 1992 года присуждается лучшим фирмам.

Отличительными особенностями  европейского подхода к решению  проблем качества являются:

  • законодательная основа для проведения всех работ, связанных оценкой и подтверждением качества
  • гармонизация требований национальных стандартов, правил процедур сертификации
  • создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.

Сопоставление западного (США  и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству приведено в табл. 2.

Таблица 2. Сравнение подходов к качеству.

Западный подход (США и  Европа)

Восточный подход (Япония)

Качество основывается на низком уровне цен.

Качество основывается на низком уровне дефектов.

  • Первая цель – прибыль, качество – категория случайная
  • По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика
  • Общие идеи насчет качества
  • Первая цель – качество, прибыль не замедлит последовать
  • Согласие с требованиями покупателя по вопросам качества
  • Строгая политика качества к каждому предмету

В лидеры по качеству продукции  стали входить страны, славившиеся  в недавнем прошлом низкопробной продукцией, находившиеся в экономическом  кризисе, пострадавшие от войны, не имеющие, по сути, своих природных ресурсов, но всерьез занявшиеся подъемом экономики  страны и жизненного уровня населения  на базе использования нетрадиционных методов организации управления качеством. Качество переходило в количество – к 1985 г. на долю Японии стало приходиться более половины продаваемых в мире товаров, таких, как фотокамеры (84%), кассетные видеомагнитофоны (84%), часы (82%), калькуляторы (77%), высокочастотные кухонные печи (71%), телефонные аппараты (66%), мотоциклы (55%), цветные телевизоры (53%) и др.

Однако с 1991-1992 гг. у лидера в области качества – Японии начался экономический кризис, который привел к изменению объемов продаж и снижению конкурентоспособности товаров. На этом фоне произошло выравнивание уровней качества между Японией, США и Европой.

Сближение уровней качества, достигнутых различными странами мира, стало следствием многих причин. Одной  из главных является творческий обмен  передовым опытом работы по улучшению  качества, интеграция всех подходов и  методов, которые человечество освоило  на эволюционном пути развития теории и практики достижения высокого качества.

Выработанные таким образом  единые подходы, признанные специалистами  всех стран, известны теперь как принципы Всеобщего управления качеством (ТQМ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Заслуживает внимания практика целенаправленного создания собственной  субподрядной сети, которая работает с заказчиком на долгосрочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже в условиях свободной  конкуренции подобный принцип оказывается  более эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный конкурс субподрядчиков. 
Создание собственной сети поставщиков накладывает на заказчика и серьезные обязательства. Они связаны с организацией на субподрядных предприятиях действенных подсистем обеспечения качества, оказанием финансового, технического и организационного содействия им в налаживании контроля качества продукции, в модернизации производственных мощностей и т. д. 
С этой целью разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, разработку и реализацию других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции.

При наличии доверительных  отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске путей повышения  качества продукции, обеспечивается переход  на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

Японские специалисты  считают, что нужно начинать с  фактов и с их анализа, а не с  защиты логики обязанностей и ответственности. Нужны совместные усилия, коллективные решения.

Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала. Неоднократно подчеркивалось, что начинать процесс  обучения следует с высшего руководящего звена. Целесообразнее это делать силами привлекаемых специалистов-консультантов  по качеству. Общие сведения о деятельности по качеству, даваемые в процессе обучения, должны сочетаться с конкретными  приемами и рекомендациями.

Считается, что каждой фирме лучше составить собственную программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение производительности, снижение уровня дефектности).

Лидерство во внедрении и  распространении концепции комплексного управления качеством должно принадлежать высшему руководству компании. Это  правило становится единой и универсальной  основой успеха. В последние годы обучение ведется самыми современными методами. Разработаны программы  деловых игр по качеству с использованием персональных ЭВМ. Обучающийся сам  принимает решения и старается  создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции.

Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными  руководителями – мастерами, начальниками участков. Обучение мастеров, начальников участков и цехов состоит из 6-дневного теоретического курса и 4-месячной практической деятельности. В компании "Ниссан Мотор" в течение первых 10 лет работы учебе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальнейшем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вечерам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий, работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих – один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год.

Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государственный  экзамен. Например, на фирме "Табай Эспек" 75% работников прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Допускается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально непригодным для работы на данном рабочем месте.

Информация о работе Зарубежный опыт управления качеством