Западноевропейская модель управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели управления, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент, а также проанализировать возможность применения западноевропейского опыта управления на примере администрации Миякинского района.
Объектом исследования являются модели менеджмента.
Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.
Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в "Основах менеджмента" (М.: Дело, 2007) . В учебнике И.И. Семеновой "История менеджмента" (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007) рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье "Особенности национального менеджмента" (Менеджмент в России и за рубежом. – 2005.-№ 5) произвел анализ свойств российской модели управления.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки формирования западноевропейской модели управления 5
2. Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран 9
2.1 Немецкая модель управления (менеджмента) 9
2.2 Шведская модель управления в условиях рыночной экономики 17
2.3 Другие страны Западной Европы: менеджмент и государственное регулирование экономики на макроуровне 21
3. Возможность применения западноевропейского опыта антикризисного управления на примере администрации Миякинского района 26
Заключение 31
Литература

Работа содержит 1 файл

Западноевропейская модель_курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     2) Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

     Политика  Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами  управления.

     Определенный  интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения [3, с.35].

     Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства [8, с.71]. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

     Европейцы занимают промежуточную позицию между двумя управленческими культурами: американской и японской. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой - управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие "школы бизнеса", фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают даже в условиях спадов производства. Просто необходимо управлять эффективно, тем более, необходимо учить этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху. 

 

      3. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОЕПЕЙСКОГО ОПЫТА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МИЯКИНСКОГО РАЙОНА 

     В целом, можно сказать, что опыт европейских  компаний весьма показателен и может  быть полезен российским организациям в их движении к успеху и достижению высокого уровня конкурентоспособности. Это позволит им на равных конкурировать с западными фирмами и уверенно отвечать на вызовы рынка.

     В настоящее время существенное влияние на реформирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфические общеэкономические факторы, и, прежде всего:

     - экономическая и политическая  нестабильность в стране;

     - спад промышленного и сельскохозяйственного  производства;

     - высокий уровень безработицы;

     - высокий уровень налогообложения  организаций;

     - высокий уровень инфляции;

     - низкая платежеспособность многих организаций;

     - несовершенная и нестабильная  законодательная и нормативная  база функционирования экономики;

     - использование государственными  и местными органами моделей  и решений, неадекватных сложившимся  условиям. Имеет место игнорирование  горизонтального системообразования, самоуправления, недостаточный учет современных тенденций в развитии социально-экономических систем;

     - коррумпированность государственных  и местных органов регулирования  экономики;

     - хроническая асимметричность информационного  пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок;

     - неразвитость рыночных отношений,  инфраструктуры рынка, информационной  среды; высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и  услуг;

     - высокий уровень криминализации  экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур.

       Исходя из вышеперечисленного, первоочередными  задачами антикризисного управления  российских муниципалитетов, и в частности Миякинского района Республики Башкортостан, должны стать:

     - применение мер, направленных на снижение уровня безработицы в районе;

     -поддержка  предприятий малого и среднего  бизнеса, осуществляющих деятельность  в приоритетных для республики  направлениях (в т.ч. в промышленности и сельском хозяйстве);

     -учет  влияния существующих факторов, анализ сложившейся ситуации в процессе принятия местными органами власти решений;

     -развитие  инфраструктуры рынка, информационной  среды, повышение уровня профессиональной  подготовки менеджеров.

     Формирование  российского менеджмента в целом и в отдельных регионах нашей страны должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.

     Российский  менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.

     Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и  стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость  использовать наработанные мировой  практикой менеджмента методы мотивации.

     Отечественная модель обладает большим потенциалом, скорее всего даже большим, чем западная. Но для раскрытия ее потенциала необходим  существенно более высокий уровень  методической разработанности, знание и учет менеджерами российских законодательных и нормативных актов, высокий уровень подготовки, присутствие норм деловой этики бизнеса и глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Без этого более вероятно, что будут проявляться ее слабые стороны.

     Очевидно, что в этом отношении полезен  опыт западной модели. В первую очередь  – опыт процедурного обеспечения  общей работы, опыт процедурного принуждения  к исполнению. Вообще проблема "вживления" опыта западной модели является пока неразрешенной. Мы уже имеем длительный исторический опыт попыток ее использования. Можно сказать, что первой были реформы Петра I. Ну и то, что проблема не разрешена и по сей день, подтверждается совсем недавним опытом реформ начала 90-х годов XX века, в которых была повторена та же ошибка – прямое копирование западного опыта.

     Действительно, стоит отметить то, что обе эти  модели менеджмента порождены существенно  разными людьми, с разной ментальностью. В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая взаимосвязь. Анализируя формы и методы управления в разных странах, мы не можем не учитывать немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.

     Заимствование чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности. Россия представляет собой причудливое сочетание западничества и славянофильства, она всегда стояла между Европой и Азией. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность.

     Особенности российского менеджмента определяются:

     - чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

     -комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

     -культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

     Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

     Российские  менеджеры должны не только изучать  науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

     Специфической чертой российского менеджмента  должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог всему вышеизложенному можно  сделать следующие выводы:

     - Западноевропейские ученые оказали  заметное влияние на формирование  подхода к управлению с позиции  "социального человека". Этот  подход позволял изучать поведение  людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

     - Большое влияние на развитие  всей Европы в послевоенные  годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и  канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством  Эрхарда Западная Германия добилась  экономического чуда. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

     - Определенный интерес представляет  шведская модель социализма. Успехи  Швеции в 50-60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

     - Японское управление в первую  очередь учитывает человеческий  фактор. В то же время в США  лица, ответственные за распределение  капитала, сосредоточены в высшем  управленческом аппарате, и динамическая и сбалансированная стратегия проводится только с помощью служащих, ответственных за эту стратегию.

Информация о работе Западноевропейская модель управления