Задачи менеджмента в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

К началу ХХI века менеджмент подошел с пониманием необходимости новой парадигмы менеджмента. Ученым и практикам стало понятно, что существующая парадигма перестала отвечать современным требованиям, менеджмент перестал "работать", теория менеджмента не только перестала помогать практике, но, даже, напротив, в определенном смысле стала тормозом в развитии бизнеса.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1. Новая парадигма менеджмента................................................................4
2. Новые реалии и стратегия организации..................................................7
3. Лидер перемен...........................................................................................8
4. Задачи в сфере информации...................................................................10
5. Производительность работников умственного труда..........................11
6. Роль менеджмента в карьере и жизни...................................................12
Заключение..................................................................................................15

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ КНИГИ.docx

— 34.38 Кб (Скачать)
 
 
 

 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

     Введение.........................................................................................................3

     1. Новая парадигма менеджмента................................................................4

     2. Новые реалии и стратегия организации..................................................7

     3. Лидер перемен...........................................................................................8

     4. Задачи в сфере информации...................................................................10

     5. Производительность работников  умственного труда..........................11

     6. Роль менеджмента в карьере  и жизни...................................................12

     Заключение..................................................................................................15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     К началу ХХI века менеджмент подошел  с пониманием необходимости новой  парадигмы менеджмента. Ученым и  практикам стало понятно, что  существующая парадигма перестала  отвечать современным требованиям, менеджмент перестал "работать", теория менеджмента не только перестала  помогать практике, но, даже, напротив, в определенном смысле стала тормозом в развитии бизнеса. "Получилось так, - пишет О.Виханский, - что принципы управления, которые выдвигались  в рамках данной парадигмы, советы по способам ведения управленческой деятельности не только перестали приводить к  желаемым результатам, но даже наоборот - стали приводить к негативным последствиям. А успех все чаще сопутствовал тем, кто действовал в  соответствии с принципами "антименеджмента". В этой связи нельзя не согласиться с В. Масловым в том, что "Вероятно, развитие новой парадигмы управления, отвечающей требованиям формирующегося общества знаний ("общества науки"), является важнейшей задачей учёных. При этом речь не может идти об отрицании всего, что было сделано в менеджменте за предыдущие 100 лет. Опираясь на прошлое, предстоит создать новую науку управления, учитывая, что человек стал самым важным элементом организации, открытой сложной системы".

           На сегодняшний день принципиальный  вопрос, что из себя представляет  старая парадигма менеджмента  и какова должна быть новая  парадигма остается открытым. Большой  вклад в постановку вопроса  необходимости новой парадигмы  менеджмента внес П. Друкер, предложив  свое понимание новой парадигмы,  но, к сожалению, как будет показано  ниже, не смог выйти за рамки  действующей парадигмы.  
 
 
 

     1. НОВАЯ ПАРАДИГМА МЕНЕДЖМЕНТА

      

     Парадигма любой общественной науки, и в  частности менеджмента, основывается на представлениях о реальности. Их формируют ученые, писатели, преподаватели  и практики. Но и сами представления  оказывают определяющее влияние  на то, что в данной отрасли знания считается реальностью, - точнее, что  подразумевают под реальностью  ученые, писатели, преподаватели и  практики.

     Представления о реальности, существующие в рамках данной дисциплины, определяют ее содержание. Они определяют то, что данная дисциплина считает "фактами", и то, как  данная дисциплина трактует самое себя. К тому же представления о реальности в значительной степени определяют то, на что данная дисциплина обращает внимание, а что игнорирует или  отвергает как "досадные исключения". 
В качестве примера уместно вспомнить, что произошло с одним из первых (и наиболее неординарных) специалистов по менеджменту - Мэри Паркер Фоллет (1868-1933). Поскольку ее представления о реальности не соответствовали представлениям, господствующим в науке менеджмента, только нарождающейся в 30-40-х годах, Мэри Паркер Фоллет стала "никем" еще до своей смерти, а о ее работах четверть века практически не вспоминали. Но сейчас мы понимаем, что многие ее взгляды на общество, человека и менеджмент более гораздо ближе к действительности, нежели те, на которые опирались - и в большинстве своем опираются сегодня - сами деятели менеджмента.

     Несмотря  на всю свою значимость, представления  о действительности редко подвергаются анализу, изучению и пересмотру - редко  даже получают четкие формулировки.

     Для общественной науки, каковой является менеджмент, представления о действительности гораздо важнее, чем для естественных наук. Парадигма - другими словами, принятая в данной науке система понятий, - не влияет на объективный физический мир. Какую теорию мы бы ни приняли, например, что Солнце вращается вокруг Земли или, наоборот, что Земля  вращается вокруг Солнца, это никак  не повлияет ни на Солнце, ни на Землю. Естественные науки изучают поведение  объектов окружающего мира. А общественные науки, такие как менеджмент, имеют  дело с поведением человека и общественных институтов. Следовательно, практики от менеджмента действуют так, как  им подсказывают представления о  действительности, лежащие в основе теории менеджменте. Еще важнее то, что реальность, на которую опираются  естественные науки - физический мир  и его законы, - неизменна (точнее, для ее изменения требуются эпохи, а никак не столетия, не говоря уже  о десятилетиях). В социальном мире нет аналогичных "естественных законов". Предмет изучения меняется непрерывно. А это означает, что представления, которые были справедливы вчера, могут буквально в один момент стать несостоятельными и, более  того, ложными.

     Сегодня все проповедуют коллективный труд как единственно "правильный" принцип организации для выполнения любого задания. (Я и сам пропагандировал  коллективный труд, начиная с 1954 года и особенно в своей книге Management: Tasks, Responsibilities, Practices, вышедшей в 1973 году.) В основе всеобщей приверженности идее коллективного труда лежит ключевое представление, разделяемое практически  всеми теоретиками менеджмента  и большинством практиков, а именно: есть - или, по крайней мере, должен быть, - некий один правильный вид организационной  структуры. Это представление существует с первых лет появления теории менеджмента примерно в 1900 году, когда  Анри Файоль (1841-1925) во Франции и Вальтер  Ратенау (1867-1922) в Германии впервые  задумались над вопросами организации  труда. Сегодня проблема не в соответствии коллективного труда требованиям "правильной" организации (пока что доказательств такого соответствия немного), но, как будет показано ниже, в том, что сама теория о существовании одного "правильного" типа организации стала несостоятельной. Поэтому в общественных дисциплинах, к каковым мы причисляем и менеджмент, самым важным следует считать систему общих представлений. Не менее важны изменения в этих представлениях.

     С тех пор, как началось серьезное  изучение теории менеджмента, - а это  событие следует отнести к  началу 30-х годов, - большинство ученых, писателей и практиков придерживались двух систем представлений о реалиях  менеджмента.

     Первая  система основывается на науке менеджмента  и опирается на следующие представления.

     1. Менеджмент - это менеджмент бизнеса.

     2. Существует - или должна существовать - одна правильная организационная  структура.

     3. Существует - или должен существовать - один правильный способ управления  персоналом.

     Вторая  система основывается на практике менеджмента, и в ее основе лежат следующие  представления.

     1. Технологии, рынки и конечное  использование заданы.

     2. Область деятельности менеджмента  определена юридически.

     3. Менеджмент сфокусирован на внутренней  сфере организации.

     4. Экономика, существующая в пределах  государственных границ, составляет "естественную экологическую  среду" предпринимательства и  менеджмента.

     Достаточно  долго - как минимум до начала 80-х  годов - почти все эти представления  не слишком расходились с реальностью  и позволяли опираться на них  в практической деятельности - вести  исследования, создавать научные  труды, заниматься обучением и управлять  различными организационными структурами. К настоящему времени они полностью исчерпали себя и вызывают скорее насмешку, чем уважение. Сегодня они так далеки от реальности, что тормозят развитие теории менеджмента и, что еще хуже, мешают практике. Дело в том, что реальность стремительно меняется, становясь все менее похожей на те представления о ней, которые сложились в менеджменте. Следовательно, пришло время пересмотреть их и попытаться сформулировать новые представления, которые оживили бы и науку, и практику менеджмента. 
 

     2. НОВЫЕ РЕАЛИИ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 

     Каждая  организация действует на основании  своей теории бизнеса, другими словами, на основании ряда представлений  о том, в чем заключается ее бизнес, каковы ее цели, как определяются результаты, кто ее потребители, что  эти потребители ценят и за что платят.

     Стратегия есть способ реализации теории бизнеса  в практической деятельности. Цель практической деятельности - обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов в неконтролируемой среде. Ибо стратегия позволяет  организации осознанно искать и  использовать себе во благо любые  благоприятные стечения обстоятельств.

     Кроме того, стратегия - это лучший способ проверки теории бизнеса. Если стратегия  не обеспечивает достижения запланированных  результатов, это первый серьезный  признак того, что наступило время  пересмотреть теорию бизнеса. То же самое  относится и к неожиданному успеху: он зачастую указывает на то, что  теория бизнеса нуждается в доработке. Ибо только стратегия позволяет  судить о том, в чем для организации  заключается "благоприятная возможность". Если нет стратегии, то нет и способа  определить, какие действия и решения  организации способствуют достижению желаемых результатов, а какие ведут в ложном направлении и только распыляют ресурсы.

     Но  на чем может основываться стратегия  в период быстрых изменений и  полной неопределенности, а именно в таких условиях оказался мир  на пороге XXI столетия? Есть ли какие-то представления, на которых может  строиться стратегия организации  вообще и коммерческого предприятия  в частности? Есть ли какая-то опора?

     Да, есть пять явлений, которые можно  считать полностью соответствующими действительности. Однако они категорически  не вписываются в рамки стратегий  почти всех современных организаций. Прежде всего, они, по своей сути, не имеют отношения к экономике; они относятся скорее к социальной и политической сфере.

     Вот эти новые реалии.

     1. Резкое снижение рождаемости  в развитых странах.

     2. Изменения в распределении располагаемого  дохода.

     3. Изменение определения эффективности.

     4. Глобализация конкуренции.

     5. Растущее несоответствие между  экономической глобализацией и  политической разобщенностью. 
 

     3. ЛИДЕР ПЕРЕМЕН 

     Управлять переменами нельзя. Но их можно опережать.

     Давно уже ничего не слышно о "преодолении  сопротивления переменам", а ведь всего лишь несколько десятилетий  назад это была одна из самых популярных тем; ей посвящались книги и семинары по менеджменту. Сегодня все смирились  с "неизбежностью перемен". Это  наводит на мысль о том, что  перемены перешли в ту же категорию, что смерть и налоги: лучше встретиться  с ними попозже, а еще лучше - не встречаться никогда.

     Но  для периода потрясений, который  мы сейчас переживаем, перемены - это  норма. Безусловно, перемены сопряжены  с потерями и риском и к тому же требуют огромного труда. Но если организация, неважно какая - коммерческое предприятие, университет, больница или  любая другая, - не ставит себе целью  смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных  преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно  приспосабливаются к ним, используя  себе во благо открывающиеся возможности.

     Поэтому центральная задача менеджмента  в XXI веке заключается в том, чтобы  превратить в лидеров перемен  как можно больше организаций. Лидер  перемен рассматривает каждое изменение  как новую благоприятную возможность. Лидер перемен целенаправленно  ищет полезные для себя изменения  и знает, как сделать их максимально  эффективными для внешней и внутренней деятельности организации. Для этого  требуется следующее.

Информация о работе Задачи менеджмента в XXI веке