Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:27, реферат
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он
непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.
Введение
3
1 Понятие и источники монопольной власти
5
2 Общественные потери эффективности в условиях несовершенства рынка
13
3 Анализ монополизации рынков в Республике Беларусь
19
Заключение
25
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Институт
бизнеса и менеджмента
Оршанский филиал
Кафедра экономики и управления финансами
Сапегин Олег Олегович
Японский менеджмент
Реферат
«Основы менеджмента и организационное поведение»
студента 2 курса гр. з1211
Орша - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Понятие и источники монопольной власти |
5 |
2 Общественные потери эффективности в условиях несовершенства рынка |
13 |
3 Анализ монополизации рынков в Республике Беларусь |
19 |
Заключение |
25 |
Список использованных источников |
27 |
Введение
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он
непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.
Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников, гарантий занятости и создания обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие
начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в
работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих
отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества
служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
1. Принципы японского управления
Современные методы управления сложились в Японии в условиях
послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу
восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием
американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры
познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом.
Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную
ответственность за последствия своей деятельности.
Это не означает, что до 19945 года в Японии не было эффективной системы
управления произодством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска
модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932
года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии
называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об
управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь.
Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль
производителя в том, чтобы преодолеть бедность».
Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала
применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью
усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не
только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь
полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский
путь развития.
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд
концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются
система пожизненного найма
и процесс коллективного
Японское общество однородно
и пронизано духом
мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена
группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого.
Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с
исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая
деятельность.
Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того,
чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения
общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других
стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже
кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования
личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу
развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня
характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания
оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не
забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным
духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного
из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:
«Тот, кто является руководителем организации, должен прежде всего
сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен
прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее
политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом,
чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и
получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы выработать такой образ
мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных
целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и
практически применимой концепцией».
Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция
непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к
постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного
обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к
саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С
другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной
работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к
управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании
мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены,
что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное
удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и
извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим
в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и
быстро усваивают новые технологические методы и процессы. Японские рабочие
не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса.
Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.
Описанные выше представления были важны для подготовки изменений в
японской стратегии управления и стиле руководства, а также для структурной
перестройки отдельных предприятий и экономической системы в целом.
Стержнем новых концепций стало признание социальной ответственности,
лежащей на управляющих.
В 1947 году предприниматель, один из основателей компании «Panasonic» И.
Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для исследования новых
управленческих решений. В одним из первых трудов этой лаборатории
господин Мацусита отмечает:
«Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь
определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают