Японская система мотивации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Беларусь - относительно молодая, развивающаяся страна, которая гораздо более скромно наделена ресурсами, нежели многие её «соседи». Основной ресурс, которым она богата – это люди. А именно правильное, рациональное и мудрое, распоряжение трудовыми силами, и есть залог успеха и процветания любой организации. Следует отметить также, что качественное и добросовестное выполнение своих обязательств работниками напрямую влияет на развитие и конкурентоспособность организации.

Содержание

Введение ........................................................................................................ 4
Система мотивации труда как важный фактор организационного менеджмента ....................................................................... 5
1.1. Примеры организационного поведения работников в различных моделях систем мотивации труда ....................................................................... 5
Особенности японского менталитета и сравнение его с белорусским ......................................................................................................... 11
Отличительные особенности японской системы мотивации
труда ............................................................................................................. 14
Анализ применения японской системы мотивации труда
на предприятии ОАО «Заволжский моторный завод», г. Заволжье.21
2.1. Формирование команды на предприятии …………………………. 21
2.2. Конкретные шаги, предпринятые для реализации проекта ………. 23
3. Результаты применения японской системы мотивации труда на предприятии ОАО «Заволжский моторный завод», г. Заволжье …....... 26
Заключение ……………………………………………………………… 28
Список использованной литературы ………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 67.49 Кб (Скачать)

    4. Следующим шагом стало формирование  группы из 12 сотрудников разных  структурных подразделений, которая  подготовила и провела официальную  презентацию, где в доступной  форме ознакомила работников  завода с производственными системами  Just-in-time (“точно – вовремя”), успешно применяемыми на японских предприятиях. Эти системы позволяют за счет правильной организации труда и командной работы сотрудников осуществлять точный по количеству и срокам расчет потребностей в производственных материалах.  

    После этого по согласованию с руководителями и специалистами были выбраны  четыре пилотных участка из разных цехов для экспериментального этапа реализации проекта. Была проделана серьезная работа по уточнению целей проекта, определены шаги его реализации и сроки проведения начального этапа на период 2003–2004 гг. Генеральный директор предприятия издал приказ «О разработке и адаптации японской системы организации производства в ОАО “ЗМЗ”».

    Конкретные  шаги:

    1. Первый этап реализации проекта  заключался в проведении организационной  диагностики существующей системы  организации производства:

  • Организация труда основных рабочих:
  • анализ организации рабочих мест;
  • анализ системы технического обслуживания и эксплуатации оборудования;
  • анализ инструкций, регламентирующих выполнение производственных операций;
  • анализ системы обучения;
  • анализ системы мотивации.
  • Обеспеченность производственными мощностями:
    • оценка наличия расчетных мощностей;
    • анализ фактического коэффициента использования оборудования;
    • анализ “узких мест” технологической цепочки.
  • Управление запасами незавершенного производства (НЗП):
    • анализ системы управления НЗП;
    • анализ системы планирования;
    • анализ основных производственных факторов, влияющих на объем НЗП.
 

    2. На втором этапе: 

      • сформирован и проранжирован список ключевых проблем существующей системы организации производства;
      • подготовлены предложения по совершенствованию системы;
      • проведено расширенное совещание с участием генерального директора, ответственных служб и специалистов, рассмотревших предложения сотрудников для принятия решения о переходе на новую систему и оценки необходимых ресурсов.
 

    3 На третьем этапе:

  • разработан и утвержден план-график мероприятий;
  • собственно начата сама реализация мероприятий.
 

    В процесс преобразования системы  организации производства включилась не только сформированная для этих целей команда, но и все подразделения  завода.  

    Коллективу  было предложено несколько новых  подходов через внедрение японских систем, которые уже имели эффективный  опыт реализации на предприятиях в  автомобильной промышленности:

    1. Система “Канбан” (в переводе с японского – “точно вовремя”), направленная на управление производством и снабжением, регулирование перемещения материальных запасов. Система направлена на оперативное регулирование количества и ассортимента продукции на каждой стадии производства и способствует взаимодействию всех сотрудников, занятых в процессе производства.

    2. Философия “Кайзен” (в переводе с японского – “изменение с целью улучшения”), направленная на постоянное улучшение процессов, процедур работы. Ее смысл состоит в том, чтобы в целях повышения качества производства мотивировать каждого работника к постоянной деятельности, нацеленной на более эффективную организацию труда и его результатов. Эта система в корне отличается от системы менеджмента и позволяет использовать в работе новые принципы доверия, мотивации и коммуникации.

    3. Бригадные формы организации  труда производственных участков.

    4. Новые методы и формы развития  и стимулирования персонала, которые  способствуют заинтересованности  сотрудников в применении принципов  системы на практике[10].

    3. Результаты применения  японской системы  мотивации труда  на предприятии  ОАО «Заволжский  моторный завод», г. Заволжье 

    На  протяжении двух последних лет в  компании проводится активная работа по изменению сложившейся ментальности работников (которая предполагает небережливое отношение к организационным  и производственным ресурсам). Принципы философии “Кайзен” внедряются через беседы, дискуссии, совещания, каскадное обучение, тренинги, деловые игры, а также через реализацию производственных и социальных программ, участие в конкурсах, изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Все это позволяет довольно динамично менять образ мыслей, поступков, мотивы у персонала, что наглядно демонстрируют результаты, которых удалось добиться коллективам в 2004 г.:

    1. Разработано и реализовано 244 организационно-технических мероприятий  (реальное снижение издержек производства  свыше 230 млн руб.);

    2. На 75% подано больше рационализаторских  предложений (годовой экономический  эффект свыше 23 млн руб.);

    3. На 17% снизились потери рабочего  времени, связанные с временной  нетрудоспособностью; 

    4. На 30% снизилось количество нарушителей  трудовой дисциплины (коэффициент  нарушителей на 100 работающих –  0,66);

    5. На 27% снизился производственный  травматизм (1-е место в конкурсе  “Лучшая организация по состоянию  охраны труда” по Нижегородской  области) 

    6. 67% работников прошли дополнительное  обучение (2-е место в конкурсе  “Лучшая организация внутрипроизводственного  обучения” по Нижегородской области).

    Важным  моментом освоения данной философии  явилось обучение руководителей  высшего и среднего звена управления по теме: “Школа лидерства. Лидерство  как система”.

    Система “Канбан” преобразовалась в проект, который получил название “Развитие взаимодействия завода с поставщиками”. Задача проекта: создать необходимые условия для того, чтобы в нужное время каждое рабочее место было обеспечено необходимым для производства изделием требуемого качества и по приемлемой цене. Ответственность за разработку и внедрение этой системы взяла на себя коммерческая дирекция.

    Основной  приоритет команды был сделан на внедрение бригадной формы  организации труда. На сегодняшний  день завод имеет следующие результаты:

    1. Созданы бригады по 6 человек на 37 производственных участках.

    2. Каждая бригада имеет своего  бригадира.

    3. Бригадир освобожден от непосредственной  работы на оборудовании.

    4. Бригадир подчиняется непосредственно  начальнику участка.

    5. В бригаде осуществляется совместная  генерация идей.

    6. Бригады сами контролируют ключевые  показатели работы.

    7. Члены бригады развивают свои  навыки путем чередования работ  и перекрестного обучения по отдельной программе.

    8. Все члены бригады глубоко  вовлечены в процесс преобразований.

    9. Разработаны новые рабочие инструкции.

    10. Внедрены первые элементы системы  организации рабочего места 5S (“Пять шагов”). В результате  правильной организации своих  рабочих мест сотрудниками завода  было выявлено 13 тыс. лишних предметов,  освобождено 420 кв. м производственных площадей, вывезено на металлолом 47 т. металла.

    11. Предложен новый алгоритм решения  возникающих в коллективе проблем  и вопросов, касающихся персонала,  качества и стоимости производства, безопасности труда, оборудования  и т. д. (см. рис. 1). 

      

    Внедрение новой производственной системы, основанной на элементах системы Just in time (“точно вовремя”), способствовало тому, что темп сборки моторов на заводе вырос на 30% за счет повышения производительности труда рабочих. Значительно улучшены показатели по качеству двигателей, поставляемых автозаводам. Благодаря новому подходу завод резко снизил издержки производства и складские запасы. Весомую долю в получение экономии внесли рационализаторы предприятия – рабочие и инженеры, которые получили реальную мотивацию для оптимизации своего труда.

 

     Заключение

    Не  все элементы японской системы мотивации  труда на сегодняшний день применимы, но основные идеи уже опробованы в  проектах, в частности  Заволжского  моторного завода, и показали свою актуальность как фундамент реальных долговременных конкурентных преимуществ  в бизнесе. Хоть пример предприятия  был выбран российский, нельзя не указать  на схожесть менталитета за счёт отнесения  России и Беларуси к славянской культуре, а также непосредственную близость ведения экономических вопросов в государстве.

    Анализ  полученных результатов показывает, что в производстве товарной продукции  еще существуют значительные резервы  для повышения эффективности  в любой сфере деятельности структурных  подразделений завода и в самой  системе управления бизнесом.

    Происходящие  позитивные изменения получения  высоких результатов финансово-хозяйственной  деятельности за счет использования  командной работы создают предпосылки  для развития конкурентных преимуществ среди других предприятий машиностроительной отрасли. А так как в Беларуси данная отрасль является ведущей отраслью национальной экономики вместе с топливной энергетикой, и служит одним из основных источников ВВП[11], то вполне целесообразно обратить внимание на её «реорганизацию» после экономического кризиса и значительного спада производства, переняв опыт ближайших «соседей».

    Данный  метод управления персоналом не ограничивает своего масштаба в промышленном комплексе. Он применим к любой форме организации, компании, предприятия, которые имеют  в своём подчинении работников.

Информация о работе Японская система мотивации труда