Японская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Данная работа помогла углубленно изучить менеджмент Японии, одной из самых загадочных и удивительных стран. В работе изучена сущность японского менеджмента, его структура, особенности, плюсы и минусы, сравнение с другими национальными методами управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность японской модели менеджмента………………….………..5
1.1. Исторические предпосылки формирования японской системы менеджмента…………………………………………………………………….5
1.2. Система организации труда в японских корпорациях…………………...6
1.3. Система управления качеством…………………………………...……….8
Глава II. Управленческий процесс в японских корпорациях…………….....13
2.1. Стратегическое управление и система принятия решений………….....13
2.2. Система мотивации труда в японских корпорациях………………...….16
2.3. Практика подбора кадров и планирования карьеры сотрудников……..21
Глава III. Практические аспекты японского менеджмента……………….....24
3.1. Отражение японской культуры и искусства в системе управления…………………………………………………………………..….24
3.2. Традиции японских корпораций……………………………………….26
3.3. Опыт построения модели управления на примере японской корпорации Toyota Motor Corporation……………………………………………...……….28
Заключение……………………………………………………...……………...35
Список использованной литературы…………………………………………36

Работа содержит 1 файл

японская модель менеджмента.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     3.1.Отражение  японской культуры  и искусства в  системе управления. 

           Япония - маленькая страна. Плотность населения высока. Ресурсы ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

           Японцы работают группой более  эффективно, чем европейцы, особенно  когда перед ними поставлена  сложная задача. Даже принятие  решений осуществляется в Японии  путем группового консенсуса.

          Можно сказать, что Япония - страна  парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.

          В своей книге "Искусство  японского управления" А. Атос  и Р. Паскаль отмечают: "Японцы  рассматривают каждого человека  как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают и американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия)".

          При этом семья для японцев  - форма существования. При достаточно  жесткой вертикальной иерархии, нет "обожествления" руководителя - он "досягаем". Японцы проявляют  уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту.

     Японец  дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления в традиционную японскую культуру.

          "Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью", - сказал Сусума Такамия, декан факультета экономики Токийского Университета. - "Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших". Повиновение в Японии принимает форму полного подчинения. Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

          В японских организациях лидер  занимает самый ответственный  пост. Он сплачивает команду. Он  подавляет внутренние конфликты.  Его власть принимается всеми  безоговорочно. Отсутствие его  может привести к печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.

          Авторитет и власть в Японии  зависят от стажа, а не от  заслуг. Следовательно, не всегда  руководитель является компетентным  человеком. Он часто не может  объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.

     Японский  менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она мобилизует знания и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее и развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием, что "это не моя работа", пропадает, вместо этого возникает готовность нести дополнительную ответственность.

          Японская культура отражает страсть  японцев к красоте. Их чувство  красоты многогранно. Для них красота - это изящество, элегантность, чувство натуры, тонкий вкус и изысканная простота. Они пленяются внутренней грацией больше, чем внешним блеском.

          Японская концепция демократии  отличительна. Она не означает  горячие дискуссии между враждующими фракциями, не признает роль большинства. Все решения являются анонимными групповыми решениями. Япония, таким образом, стала страной... собраний ради достижения единодушных решений.

     "Гармония  превыше всего" "Мир без доброты  страшен; мир без труда упадочен". 

     
    1. Традиции  японских корпораций.
 

          В Японии существуют различные  традиции в компаниях. Одна  из них называется  “O-seibo”  – это обычай преподносить подарки боссу компании в течение декабря. Их преподносят  для выражения благодарности в ежедневном бизнесе нашему боссу.

          Сотрудники обычно покупают любимые товары или пищу в универсальном магазине и заказывают доставку.

          Дары всегда покрыты листами бумаги, на которых написано “O-seibo”. Эта бумага называется noshi. Стоимость дара колеблется от 3000 yen до 10000 yen.

          Популярные пункты для O-seibo - ветчина, пиво, консервированная пища, кофе, приправы, водоросли, морепродукты, фрукты, и т.п.

          Тип и стоимость дара зависит от вашей связи с получателем. Обычно люди дают наиболее дорогие дары их непосредственным боссам.Универсальные магазины представляют много типов комплектов даров O-seibo в течение декабря.

          В Японии также как и O-seibo, есть такой же обычай O-tyugen, только  он летом, в июле. Получается, 2 раза в год нужно дарить  своим боссам подарки. Но сейчас этот обычай соблюдается только в небольших компаниях, потому что в больших компаниях много людей, соотвественно много боссов и получается много затрат.

          Так же существует обычай совместного  обеда с боссом в конце года - Bonenkai. Меню Bonenkai является главным образом пищей, сервированной в керамическом горшке.

          Много рыбы, мяса(цыпленок) и овощей, тофу, паста сделанная из корня  аронника - составляют суп, сваренный  в керамическом горшочке. Блюдо   небольшое, но дорогое.

          Классическая ловушка для иностранцев в японском офисе: приходишь на работу, а там новый человек. Кто он, что он – непонятно, но ясно, что теперь он здесь работает. Бедняга сидит за столом, передвигается по офису мелкими перебежками, и никто с ним не разговаривает. Проходя в очередной раз мимо него, машинально улыбаешься, говоря «Hello! Nice to meet you» по-английски и кланяясь по-японски. В этот момент из кабинета выбегает начальник и кричит: “Нет! Нет! Не разговаривайте с ним!”

          Дело в том, что загадочная японская традиция не разрешает людям в офисе самим знакомиться друг с другом. Пока не даст отмашку главный босс, все сидят и делают вид, что человека как бы не существует. И только когда руководство примет решение представить сотрудника, все собираются и с удовольствием знакомятся с новичком. Ситуация, взрывающая мозг иностранцу, ведь игнорировать человека неприлично. Но у японцев свое представление о том, что правильно: принимать решения может только босс, остальные этому не обучены.

          Так же у японцев существуют определенные правила проведения деловых встреч. Если, к примеру, вы отклонитесь от ранее согласованной повести встречи, попытаетесь поднять новую тему или заставите принять какое-то решение экспромтом, вы можете лишить японца равновесия. Акцент на согласие с группой в японском обществе обесценивает индивидуальную инициативу или спонтанность поведения. Поэтому японские совещания , как правило, жестко следуют протоколу.

          Люди западной культуры обычно  сосредотачивают внимание на  тактике и выговаривании преимуществ для себя, в то время как японцы больше озабочены тем ,чтобы узнать людей, с которыми они собираются иметь дело.

          Бизнес для японца строится  на отношениях доверия, уверенности  в партнере и общем интересе.

          Первый ритуальный шаг в любом взаимодействии с деловым японцем – это обмен визитными карточками (мэйси). Такой обмен формализует процесс взаимного представления и устанавливает статус сторон друг по отношению к другу. Приняв визитку от японца , западный бизнесмен должен полностью ее прочитать (про себя), а затем в словесной форме показать, что он воспринял ее содержание. Недопустимо взять ее и сунуть в карман, не прочитав. Это понимается так, что ваш собеседник не относится к категории заслуживающих внимание персон.

          При переговорах с японцами существует много тонкостей, поэтому чаще всего западные партнеры прибегают к помощи переводчиков. 

     
    1. Опыт  построения модели управления на примере японской корпорации Toyota Motor Corporation.
 

          Toyota Motor Corporation или Toyota — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Штаб-квартира — в городе Тоёта, префектура Айти (Япония). Компания занимает 5 место в Fortune Global (2010 год).

          Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. С этой компанией в основном ассоциируется бренд Toyota. Логотип компании изображает стилизованную ткацкую петлю и связан с тем, что свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков.

          Девиз компании - “управляй мечтой”.

          14 принципов менеджмента в компании  Тойота.

  1. Принимай управленческие решения с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
  2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
  3. Используй «вытягивающую» схему, чтобы избежать перепроизводства. Организация работы производства требует, чтобы потребитель получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве.
  4. Выравнивай объёмы работ. Для того, чтобы создать правильное бережливое производство и добиться улучшения качества обслуживания, нужно выровнять график производства, не всегда строго следуя порядку поступления заказов.
  5. Останавливай производство, если того требует качество.
  6. Стандартные задачи и делегирование полномочий сотрудникам — основа непрерывного совершенствования.
  7. Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.
  8. Используй только надёжную, испытанную технологию.
  9. Воспитывай лидеров, которые досконально знают своё дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.
  10. Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие корпоративную философию.
  11. Уважай своих партнёров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай совершенствоваться.
  12. Хочешь разобраться в ситуации — посмотри на всё своими глазами (Genchi Genbutsu).
  13. Принимай решение не торопясь, взвесив все возможные варианты.
  14. Сделай свою компанию обучающейся организацией за счёт неустанного анализа и непрерывного совершенствования.

          Началом истории компании Toyota можно  считать 1933 год, когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей  отношения к автомобилям и  занимавшейся текстильной промышленностью,  открылся автомобильный департамент. Открыл его старший сын владельца компании Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), впоследствии и приведший автомобильную марку Toyota к мировой известности. Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.

          В 1935 году была завершена работа  над первым пассажирским автомобилем,  получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка — четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. Через год, в 1937 г., автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую название Toyota Motor Co., Ltd. Такова вкратце история довоенного развития компании Тойота.

          После Второй мировой войны,  в 1947 году, началось производство  еще одной модели — Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего  финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку своих рабочих. В результате была пересмотрена корпоративная политика, отдел реализации выделился в отдельную компанию — Toyota Motor Sales Co., Ltd. Впрочем, для послевоенных годов, когда автомобильная промышленность Японии наравне с остальными отраслями переживала не самые лучшие времена, компания вышла из кризиса не с самыми большими потерями.

          В начале 50-х годов Таичи Оно  (Taiichi Ohno) была задумана уникальная  система управления производства («камбан»), позволяющая устранение всех видов потерь — материалов, времени, производственных мощностей. В 1962 году система получила свое воплощение на предприятиях группы Toyota и доказала свою эффективность, способствуя успеху компании.

          В 1952 году умер создатель компании  — Киичиро Тойода. К этому времени  Toyota вступила в период начала  расцвета. В 50-х годах проводились  разработки собственных конструкций,  обширные исследования, расширялся  модельный ряд — появился внедорожник  Land Cruiser, такая известная ныне модель, как Crown, а в США была основана компания Toyota Motor Sales, U.S.A., задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на американский рынок. Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на американский рынок окончилась неудачей — но впоследствии, сделав выводы и быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.

Информация о работе Японская модель менеджмента