Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:20, доклад
В современном кросс-культурном менеджменте часто выделяются (противопоставляются) два типа предпринимательства - японский и американский. Исторически это объясняется тем, что до 70-х годов ХХ в. США были признанным мировым лидером в производстве большинства товаров и именно американские предприятия были мировыми лидерами в производительности труда.
Американская Хонда
Американская Хонда производит теперь свои Аккорды в Марисвилле, Огайо приблизительно с теми же издержками и абсолютно с тем же качеством, что и родительская компания в Японии. Дилеры вначале обращались к Хонде с просьбой не производить автомобили в Америке, считая, что американские рабочие не смогут работать так же хорошо, как японские. Время показало, что ключевой фактор – это стиль управления Хонды. Менеджеры использовали обсуждения для решения проблем, упрощение разработки продукта, сокращение запасов, упрощение планировки и возложили на рабочих и мастеров ответственность за совершенствование техники производства.
Гибкие команды, поставки точно в срок, внимание к качеству и приверженность рабочих фирме отличают этот подход.
Основные тенденции развития американского менеджмента.
В современных условиях, полагают американские бизнесмены, менеджмент должен использоваться меньше как система власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше как ресурс развития горизонтальной организационной системы. В будущем же, по этой логике, менеджмент станет как бы цепью ячеек, связь между которыми практически исключает субординацию. При этой структуре управления небольшие группы способных людей могут сами руководить своей работой и достигать значительных результатов используя более свободный режим работы, ориентированный на интересы персонала. Однако подчеркивается, что такой неформальный стиль возможен лишь в сочетании с жестким контролем над издержками производства, качеством продукции и т.д., осуществляемый при помощи компьютеров. Избавленные от огромного количества чисто технических функций, менеджеры главное внимание могут сосредоточить на работе с кадрами.
Конечно, рассуждает Питер Друкер, основная задача менеджмента осталась все той же: сделать людей способными для совместных действий путем постановки им общих целей, наделения необходимых трудовых навыков и обеспечения квалификационного развития. Наряду с этим само содержание данной задачи изменилось, как только менеджмент вместо неквалифицированных рабочих стал иметь дело с высокообразованными тружениками знания.
Теоретики менеджмента придерживаются мнения, что с тех пор, как деловые предприятия современного типа возникли в США после гражданской войн, а в Европе после франко-прусской войны, произошли две трансформации в их концепции и структуре.
Первая из них случилась в десятилетие между 1895 и 1905 гг. В ее ходе менеджмент отделился от собственности и утвердился в своих правах как особый вид труда и специализации.
Второй эволюционный сдвиг произошел
20 лет спустя. Развитие процесса, который
и сегодня можно наблюдать
в структуре современной
Ныне деловой мир вступает в
третий период изменений: суть его в
переходе от организации командно-
Начинается перестройка
В “General Motors” приняты руководящие принципы, отражающие новую философию управления, и они обязаны быть восприняты персоналом в его повседневном труде:
Важно подчеркнуть, что целевая функция организации первична и образует содержание управленческого процесса, в то время как структура организации вторична и является формой этого содержания.
Демонтаж традиционных, иерархических
командно-контрольных
Основные слагаемые нового подхода.
что General Motors думает о рабочих? Согласно старым подходам был распространен взгляд, что рабочий не желает от работы ничего, кроме денег за ее выполнение; он всячески избегает ответственности и должен быть постоянно контролируем и принуждаем к труду. Согласно новым подходам рабочий требует к себе внимания, ищет ответственности и автономии, если сам General Motors допускает их;
как организован труд? Согласно старым подходам труд рабочего расценивался как фрагментированный и неквалифицированный; сам он ограничен узкими рамками рабочего места, а труд руки и труд головы разделены. Ныне в составе рабочей группы работник способен к выполнению сложного и квалифицированного труда и способен повысить отдачу всей производственной системы, причем труд руки и труд головы соединены воедино;
организация и стиль управления:
Раньше был распространен военно-
трудовое обучение и чувство безопасности: раньше рабочий рассматривался как заменяемый винтик системы и ему давали лишь небольшую начальную подготовку или переквалифицировали для новой работы. В условиях промышленного спада массовые увольнения были обычным делом. Теперь же рабочий рассматривается как ценный производственный ресурс, подлежащий постоянной переквалификации сообразно возникающим новым профессиям; увольнений при спадах стремятся всячески избегать;
как определяется заработная плата? Прежде
заработная плата соответствовала
характеру рабочего места, а не конкретному
человеку с определенной системой квалификации
его труда. Ныне заработная плата
увязана с требуемой
6) трудовые отношения. Раньше
интересы труда и управления
рассматривались как
Средняя производительность американского рабочего в 1985 г. составила 36800 долл. против 22500 долл., приходящихся на японского рабочего, однако американские социологи почти единодушны в мнении, что промышленное превосходство в мире ныне перешло к японцам. В основе успеха японских корпораций, полагают они, лежит лучше образованная рабочая сила. Так, в 1988 функциональный уровень грамотности в Японии составил свыше 96%, тогда как в США он снизился до 80%.
Японцы осознали уроки управленческих достижений США, может быть, более отчетливо, чем это сумели сделать сами американцы, особенно в аспекте отношения к людям как к ресурсам, а не как к затратам. Они утилизировали новую “социальную технологию” Запада — менеджмент — таким образом, чтобы она максимально соответствовала их собственным ценностям и традициям. Они восприняли и адаптировали организационную теорию насколько успешно, что сумели органично сопрячь принципы централизации и децентрализации, отойдя от жесткой централистской модели, присущей довоенной Японии.
Принятие решений.
Методы индивидуального и группового принятия решений.
Стили принятия решения
В. Врум и Ф. Йеттон выделяют пять стилей принятия решения.
Стиль 1. Вы принимаете решение единолично, без обсуждения ситуации с кем бы то ни было.
Стиль 2. Вы собираете информацию, а затем принимаете решение единолично.
Стиль 3. Вы консультируетесь с подчиненными в индивидуальном порядке, а затем принимаете решение единолично.
Стиль 4. Вы консультируетесь со всей группой, а затем все же принимаете решение единолично.
Стиль 5. Вы делитесь проблемой с группой и сообща принимаете решение.
Правила принятия решения
Правило 1. Экспертиза лидера. Если у менеджера достаточно информации для принятия качественного решения, он должен использовать стиль, который в наибольшей степени экономит время.
Правило 2. Согласованность с целями организации. Если вероятно, что ваши подчиненные имеют личные цели, которые не совпадают с целями организации, не следует рассматривать стиль 5.
Правило 3: Степень ясности проблемы. Если правильное решение будет больше зависеть от личных мнений, чем от твердых фактов, не следует использовать стили 1, 2, 3.
Правило 4: одобрение и приверженность. Если успех решения зависит от того, насколько ваши подчиненные будут ему привержены и высока вероятность, что они отвергнут решение, которое не учитывает их потребности, целесообразно исключить стили 1 и 2.
Правило 5. Приверженность принятому
решению при возникновении
Правило 6. Одобрение и приверженность при нескольких решениях. Если ваши подчиненные могут отвергнуть решение, которое прямо не учитывает их чувства и мнения, успех решения зависит от их приверженности этому решению; любое из нескольких альтернативных решений могло бы решить проблему – единственным приемлемым стилем является стиль 5.
Правило 7. Одобрение и приверженность при совместимости целей. Если цели и личные потребности подчиненных очень близки целям организации, а решение, принятое единолично лидером подчиненные скорее всего подвергнут сомнению, можно использовать только стиль 5.
Критерии выбора стиля принятия решения.
Стиль 1. У вас имеется вся необходимая для принятия решения информация.
Стиль 2. Вы ограничены во времени, однако у вас недостаточно информации, она может быть получена от подчиненных.
Стиль 3. У вас недостаточно информации; ее можно получить от подчиненных, мнение которых для вас существенно. Групповое обсуждение нецелесообразно, поскольку мнения подчиненных могут сильно расходиться.
Стиль 4. Вас не слишком ограничивает время. У вас недостаточно информации; ее можно получить от подчиненных, мнение которых для вас существенно. Спектр предложений вряд ли будет слишком широк.
Стиль 5. У вас недостаточно информации. Оптимальное решение может в существенной степени зависеть от позиций отдельных людей. Не исключено, что подчиненные могут отвергнуть навязанное им решение или саботировать его.
Культурные особенности Японии в процессе принятия решений
При попытке разобраться в японском процессе принятия решений происходит слияние понятий культуры и процедуры. Необходимо проанализировать две специфические черты культуры: групповые решения и достижение консенсуса.
При принятии группового решения создаются
причастность и обязательство членов
группы по отношению к окончательному
решению. А это облегчает его
реализацию. Кроме того, принятие решений
группой обеспечивает выбор наилучших
вариантов решения, поскольку в
результате увеличения числа участников
расширяется и объем
Информация о работе Японская, американская и западноевропейская модели менеджмента