Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:20, доклад
В современном кросс-культурном менеджменте часто выделяются (противопоставляются) два типа предпринимательства - японский и американский. Исторически это объясняется тем, что до 70-х годов ХХ в. США были признанным мировым лидером в производстве большинства товаров и именно американские предприятия были мировыми лидерами в производительности труда.
Японцы переносят свой стиль управления и на дочерние компании зарубежных ТНК. базирующиеся в Японии. Так, находящиеся в Японии дочерние компании американских корпораций «ИБМ», «Ксерокс» используют японский стиль и опыт управления, контроль качества продукции. Это обеспечивается тем, что японские специалисты по управлению свободно владеют английским языком, знают, как использовать японский стиль управления и отличаются высокой компетентностью. Японцы, управляющие филиалами, переносят туда технологический опыт из американской материнской компании. Они регулярно командируются в материнскую компанию для прохождения переподготовки. В особенности это касается высших управляющих, которые в большинстве случаев – японцы. Численность американских представителей в Советах директоров незначительна, что обусловлено трудностями освоения японских методов управления в и овладения японским языком. Для многих стран именно японская, а не американская система организации управления стала эталоном.
Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии.
Стратегическое управление в фирмах США
В 60-е годы главным объектом стратегии была диверсификация деятельности фирмы, когда каждое производственное отделение обслуживало определенную группу рынков с самыми различными перспективами. К 80-м годам стратегическое управление превратилось в основу стратегического планирования, ориентированного на оценку целесообразности развития отдельных областей хозяйственной деятельности, которые зависят не столько от текущей эффективности, сколько от их результативности в перспективе.
В крупных компаниях США для разработки и реализации стратегии создана структура, не совпадающая с организационной структурой фирмы – система стратегических центров хозяйствования (СЦХ). Главный критерий образования СЦХ – эффективность развития по данному направлению; эффективное использование технологии; высокий уровень рентабельности. Сейчас в крупных американских фирмах насчитывается от 30 до 50 СЦХ. Они могут создаваться на разных уровнях управления, включая подотрасли, группы производств или производство отдельных товаров. Все они имеют равный статус в системе стратегического управления независимо от масштабов деятельности фирмы.
В разработке стратегии американские корпорации перешли от методов экстраполяции к моделированию.
Используются следующие модели стратегического развития:
Модели разрабатываются для
каждого производственного
Стратегическое управление в фирмах Японии.
Система стратегического управления возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и применяется значительно шире.
Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования. Разрабатывается следующая схема целей:
Базовые цели:
Прибыль:
Цели развития дифференцируются в зависимости от характера деятельности подконтрольных материнской компании филиалов или компаний.
На внутреннем рынке цели устанавливаются с точки зрения материнской компании по показателям:
В японских компаниях широко применяются следующие виды стратегий:
Крупная диверсифицированная компания обычно использует одновременно различные стратегии в зависимости от:
Основные принципы выбора стратегии в японских компаниях:
Изделия, небольшие, компактные, требующие для своего производства высокого уровня технологии – требуют ориентации на экспорт.
Изделия, небольшие по размерам, не
требующие самой передовой
Изделия, средние по размерам и
требующие передовой
Тяжелое энергетическое оборудование (электрогенераторы) нецелесообразно передавать для выпуска на зарубежные филиалы, поскольку оно производится на заказ и управление таким производством на расстоянии затруднено.
Сырьевые товары более целесообразно получать со своих подконтрольных зарубежных предприятий или разрабатывать, организуя для этого совместные предприятия.
Пищевые продукты и текстильные изделия из-за невысокого технологического уровня производства ориентируются в основном на внутренний рынок, однако продукты, обладающие хорошо известным товарным знаком, могут экспортироваться, и в отдельных странах может оказаться целесообразным создавать производственные филиалы.
Риски японских капиталовложений за рубежом:
Модель факторов успеха деятельности японских компаний:
Стратегия инновации предусматривает ориентацию фирмы на производство продукции, требующей самой передовой, новейшей технологии. 21% продаж успешно функционирующих японских компаний приходится на новые товары, которые разработаны за предыдущие 5 лет, они обеспечивают им 23% прибыли.
Новое в управлении фирмами Финляндии.
Ориентация руководства фирмы на достижение конечных целей получила в финских компаниях название «Управление по результатам». Цели формируются в количественных показателях (объем реализации, прибыль, рентабельность).
Применяются различные уровни оценки ключевых результатов:
оценка эффективности
оценка продукции и услуг. Ключевыми результатами могут быть уровень обслуживания, качество продукции, количество реализованных товаров;
оценка уровня удовлетворения запросов
потребителей. Задача высшего руководства
состоит в руководстве работой
по достижению намеченных результатов,
что предусматривает
В основе планирования лежит анализ положения фирмы на данный момент. Планирование включает три вида: стратегическое, годовое, планирование графиков работы.
Стратегическое планирование: анализ
сильных и слабых сторон и внешних
условий, прогноз на 10 – 15 лет и
цели на 3 – 5 лет, выбор стратегии, т.е.
методов повышения
Достижение каждого ключевого результата оценивается отдельно и проводится дважды в год как в рабочих производственных группах так и на высшем уровне управления.
Особенности управления развитием предприятий в фирмах США и Японии.
Различия в управлении производством в фирмах США и Японии относятся как к вопросам расширения производства, так и к вопросам повышения эффективности производства.
Американские компании всем другим
способам расширения производственных
мощностей предпочитают поглощения
и слияния, между тем как японские
компании ориентируются преимущественно
на внутренние ресурсы и практически
не прибегают к способу
Японские фирмы предпочитают совместную предпринимательскую деятельность как путем создания смешанных по капиталу компаний, так и совместную деятельность по строительству предприятий на основе договора подряда. Когда в партнеры привлекается зарубежная фирма, она берет на себя обеспечение новейшей технологией, а японская фирма – производственными мощностями и системой сбыта. Когда в качестве партнеров выступают обе японские фирмы, они обычно предлагают лучшее, чем располагают, чтобы взаимно дополнять друг друга, что обеспечивает высокую эффективность совместного производства.
Наиболее важные особенности в управлении производством в фирмах США:
Информация о работе Японская, американская и западноевропейская модели менеджмента