Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:37, реферат
Цель работы состоит в проведении теоретического исследования системы правоотношений, возникающих между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местногоr самоуправления; в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; в сфере осуществления государственного контроля за местным самоуправлением.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..……………………….…………………...3
ГЛАВА 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ….……………………..………………………5
1.1. Правовое регулирование разграничения полномочий государственной и муниципальной власти .………………………………………………….………5
1.2. Трехуровневая правовая система государства ……………….……….…6
1.3. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов …….....……7
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ …………………………………………………….………9
2.1 Предметы ведения местного самоуправления…..…………………..……9
2.2 Компетенции и полномочия местного самоуправления………………11
2.3 Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления……………………………………………………………………13
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ …16
3.1 Причины возникновения проблем разграничения полномочий ………16
3.2 Модель местного самоуправления в России………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..21
5
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра государственного управления и менеджмента
по дисциплине «Введение в специальность»
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ.
| Студентки 1 курса группы ГМУ ХХХспециальности «Государственное и муниципальное управление»ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ
Научный руководитель: доцент ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ
Дата сдачи: _______________________ Оценка: __________________________ Подпись руководителя: _____________
|
ХХХХ
2010 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..……………………….…………………
Глава 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ….……………………..………………………5
1.1. Правовое регулирование разграничения полномочий государственной и муниципальной власти .………………………………………………….………5
1.2. Трехуровневая правовая система государства ……………….……….…6
1.3. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов …….....……7
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ …………………………………………………….………9
2.1 Предметы ведения местного самоуправления…..…………………..……9
2.2 Компетенции и полномочия местного самоуправления………………11
2.3 Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления…………………………………………
ГЛАВА 3 Проблемы РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ органов государственной власти и местного самоуправления …16
3.1 Причины возникновения проблем разграничения полномочий ………16
3.2 Модель местного самоуправления в России………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Важность данной работы определяется значимостью вопросов, отражающих особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление. Как указано в статье 12 Конституции РФ, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, системы органов местного самоуправления являются самостоятельным уровнем системы публичной власти России. В этой же норме заключается и основная проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Насколько независимыми от органов государственной власти являются органы местного самоуправления? Насколько должны быть самостоятельными органы местного самоуправления для того, чтобы, с одной стороны, решение задач общегосударственного значения обеспечивалось на всей территории России; с другой стороны, чтобы независимость данных органов при решении вопросов местного значения носила реальный характер?
В последние десятилетия интерес к проблематике местного самоуправления существенно возрос, что нашло отражение в растущем числе публикаций отечественных и зарубежных исследователей по данной теме. Становление и развитие института местного самоуправления в современной России является причиной внимания к проблемам местного самоуправления и различным аспектам взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ. В то же время, широкий спектр вопросов взаимодействия данных уровней публичной власти по-прежнему недостаточно глубоко и всесторонне исследован в рамках конституционного и муниципального права и нуждается в дальнейшей научной разработке.
Предметом данной работы является правовое регулирование местного самоуправления и его отношений с органами государственной власти субъекта Федерации, финансово-экономическая сторона взаимодействия и реальная практика их взаимоотношений.
Цель работы состоит в проведении теоретического исследования системы правоотношений, возникающих между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местногоr самоуправления; в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; в сфере осуществления государственного контроля за местным самоуправлением.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач: определение взаимоотношений государственной и муниципальной власти; проведение анализа государственного регулирование местного самоуправления; изучение проблем разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления; взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления; анализ взаимоотношений указанных органов власти.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Правовое регулирование разграничения полномочий государственной и муниципальной власти
В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление отдельных полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть передано на основе соглашения федеральным органам исполнительной власти. Однако следует установить, что случаи, когда исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации могут передать осуществление своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, должны регулироваться законами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не должны снимать с себя ответственность за осуществление принадлежащих им полномочий без объективных причин правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральным законом. В федеральном законе должны быть закреплены обстоятельства, когда федеральные органы могут взять на себя полностью или частично осуществление полномочий региональных органов власти. Основания и процедуры такого "федерального вмешательства" должны быть тщательно сформулированы в федеральном законе с целью исключения возможности злоупотребления этим правом. Аналогичные нормы необходимо также установить и в отношении полномочий муниципальных органов власти. Следует помнить, что обстоятельства, при которых органы государственной власти могут взять на себя осуществление полномочий муниципальных органов власти, должны быть установлены федеральным законодательством. Такими обстоятельствами могут выступать:
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности региональных органов власти Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности местных органов власти и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Трехуровневая правовая система государства
Каждому уровню власти соответствует определенный уровень правового регулирования. Можно выделить три уровня правового регулирования, составляющих правовую систему государства:
1) федеральный уровень правового регулирования включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
2) региональный уровень включает в себя Уставы (Конституции) субъектов РФ и нормативные правовые акты, имеющие действие на территории соответствующих субъектов РФ.
3) местный (муниципальный) уровень правового регулирования включает в себя Уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты местных органов власти, имеющие действие на территории соответствующего муниципального образования.
В целом трехуровневая правовая система построена по принципу верховенства правовых актов более высокого уровня, но не по всем вопросам, а только по вопросам, входящим в исключительную компетенцию соответствующего уровня власти, либо по вопросам совместного ведения разных уровней власти. В остальных случаях уполномоченные органы соответствующего уровня власти осуществляют собственное правовое регулирование.
В настоящее время на уровне РФ и субъектов РФ предметы ведения и полномочия соответствующих государственных органов довольно четко разграничены. Конституцией РФ определены предметы исключительного ведения РФ и субъектов РФ и предметы совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы обладают всей полнотой государственной власти.
Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
«Публичное управление — это воздействие субъекта, обладающего публичной властью, на объект в целях каких-либо общественных интересов»[1]. Применительно к органам публичной власти предметы ведения – это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Совместным ведением является отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени, как Федерации, так и ее субъектов.
К предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов относятся такие сферы общественных отношений, по регулированию и управлению которыми властные полномочия принадлежат и федеральным органам, и органам субъектов Российской Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.
Предметы совместного ведения и полномочия органов Федерации и ее субъектов, закрепленные в ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.
1) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:
2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:
3) Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:
4) Осуществление координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Предметы ведения субъектов Федерации составляют такие сферы общественных отношений, по регулированию и управлению которыми только органы государственной власти субъектов Федерации (а также органы местного самоуправления в установленном законодательством объеме) обладают и осуществляют все властные полномочия. Эта норма не исключает возможности делегирования ими осуществления отдельных полномочий федеральным органам или органам местного самоуправления.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Предметы ведения местного самоуправления
Эффективность местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между государственными органами власти и органами власти местного самоуправления. Государственное регулирование местного самоуправления охватывает широкий спектр воздействий:
1) законодательное регулирование;
2) экономическое регулирование;
3) государственная поддержка;
4) контроль и надзор;
5) государственные гарантии прав.
Одна из главных задач такого регулирования – это определение предметов ведения и полномочий местного самоуправления. От того, решение каких вопросов возлагает государство на местное самоуправление и какими полномочиями наделяет органы местного самоуправления, зависит эффективность их деятельности.
Предметы ведения местного самоуправления – это круг определяемых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов, обусловленных осуществлением местного самоуправления, его задачами и целями, местом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым принимается непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно.
Предметы ведения местного самоуправления являются необходимым элементом правового статуса каждого муниципального образования. Предметы ведения местного самоуправления, установленные нормами муниципального права, прежде всего, определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.
Информация о работе Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий