Выявление творческого потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Чтобы получить и удержать лидирующие позиции в своем секторе экономики управляющий персонал использует все ресурсы компании, одним из которых является творческий потенциал, его особенность заключается в индивидуальном подходе кадров к решению поставленных задач.
Целью написания курсовой является рассмотрение особенностей управления творческими потенциалами компании.

Содержание

1. Введение
1.1. Методы управления творческим коллективом
1.2. Внутренняя творческая среда
1.3. Методы активации творческого мышления
1.4. Исследование творческого потенциала сотрудников
2. Характеристики диагностических методик
2.1 Диагностика вербальной креативности
2.2 Диагностика невербальной креативности
3. Анализ полученных данных в ходе исследования
3.1 Характеристика выборки
3.2 Диагностика вербальной креативности
3.3 Диагностика невербальной креативности
Выводы
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б

Работа содержит 1 файл

Курсовая по творческому потенциалу Кальсина.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

     В целом, в результате проведения вышеуказанных  исследований творческого потенциала кадров организации, как правило, получается что в коллективе доминируют типы способные напряжённо работать, качественно  выполнять практические задачи, но при этом с трудом воспринимающие новые идеи, не склонные к радикальным изменениям.

     Анализ  стиля руководства трудовым коллективом  зачастую показывает, что при решении  производственных задач и во взаимодействии администрации с сотрудниками приволирует  авторитарный стиль управления с применением некоторых методов демократического руководства. В целом, при таком стиле управления руководитель характеризуется достаточными организаторскими способностями, но предпочтение им авторитарного стиля управления приводит к тому, что в коллективе процветает пассивность и некоторая безответственность сотрудников, что препятствует стимулированию развития их творческих потенциалов.

     Оценка  эффективности управления творческим потенциалом  компании

     Эффективность управления развитием творческого потенциала постоянного состава компании представляет собой характеристику, отражающую степень реализации творческого потенциала сотрудников, отношение между существующим и возможным функционированием системы управления и качество управленческой деятельности. Исходя из этого, показатели эффективности системы управления развитием творческого потенциала постоянного состава компании рассматриваются через10:

     1) результат развития творческого  потенциала сотрудников;

     2) реализацию всех возможных мотивов, побуждающих персонал к творческой деятельности;

     3) показатели качества организационной  структуры;

     4) качество управленческой деятельности.

     В связи с тем, что на данный момент не существует измеримых показателей  эффективности данной системы, целесообразно применять качественную оценку.

     Исследования  результатов развития творческого  потенциала сотрудников, степени реализации мотивов, качества организационной  структуры и управленческой деятельности позволит получить полную информацию о состоянии системы управления развитием творческого потенциала компании и выявить проблемные стороны.

     Повышение эффективности системы управления развитием творческого потенциала, следует осуществлять комплексом мероприятий, которые включают в себя создание действенной системы мотивации, внесение изменений в иерархическую и функциональную структуру управления в части совершенствования кадровой службы и повышение качества управленческой деятельности.

     С целью создания действенной системы  мотивации на основе мотивационных  карт сотрудников обосновывается применение Положения о вознаграждении и признании развития творческого потенциала сотрудников.

     Целенаправленность  организации творческой деятельности и обеспечение контроля в управлении развитием творческого потенциала постоянного состава вуза достигается созданием в структуре кадровой службы отдела по управлению развитием творческого потенциала.

      Рассмотрим  распределение мотивов стимулирующих  творческий потенциал сотрудников (Рис. 1). 

 

      Из данного рисунка очевидно, что одним из приоритетных мотивов стимулирующих творческий потенциал каждого сотрудника является, прежде всего, увлеченность сотрудника своим делом, а также микроклимат компании, стабильность ее деятельности на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристики диагностических методик 
 

     Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к  диагностике креативности.

     Выделив общие взгляды нескольких научных  школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей [7, 9, 13, 19]:

    1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
    2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
    3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
    4. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

     а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

     б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

     в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

    1. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
      • отсутствие ограничения по времени;
      • минимизация мотивации достижения;
      • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
      • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

     Следовательно, условия креативной среды создают  возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

     В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

     Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

     Представленные  ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных  выборках сотрудниками лаборатории  психологии способностей Института  психологии РАН, а также использовались автором пособия для изучения креативности на работниках. 

     2.1 ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ  КРЕАТИВНОСТИ

     (методика  Е.Торренса, адаптирована  А.Н.Ворониным, 1994) 

     Условия проведения

     Тест  может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

     Предлагаемый  вариант теста представляет собой  набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

     В тесте используются следующие показатели креативности:

    1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
    2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

     Инструкция  к тесту

     Перед вами бланк с недорисованными  картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки  рисунка. Дорисовывать можно что  угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

     Обработка результатов тестирования

     Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

     Необходимо  сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая  внимание при этом на использование  сходных деталей и смысловых  связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

     1      0%      20%      40%      60%      80%      100%
     2      0,95      0,76      0.67      0,58      0,48      0,00
     3      4      2      1

     '

     1      0      0
 

 

     Примечание:

     1 - процент людей, результаты которых  превышают указанный уровень  креативности;

     2 - значение индекса оригинальности;

     3 - значение индекса уникальности.

     Пример  интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

     2,41 / 5 = 0,48

     Индекс  уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности. 

Информация о работе Выявление творческого потенциала организации