Выявление творческого потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Чтобы получить и удержать лидирующие позиции в своем секторе экономики управляющий персонал использует все ресурсы компании, одним из которых является творческий потенциал, его особенность заключается в индивидуальном подходе кадров к решению поставленных задач.
Целью написания курсовой является рассмотрение особенностей управления творческими потенциалами компании.

Содержание

1. Введение
1.1. Методы управления творческим коллективом
1.2. Внутренняя творческая среда
1.3. Методы активации творческого мышления
1.4. Исследование творческого потенциала сотрудников
2. Характеристики диагностических методик
2.1 Диагностика вербальной креативности
2.2 Диагностика невербальной креативности
3. Анализ полученных данных в ходе исследования
3.1 Характеристика выборки
3.2 Диагностика вербальной креативности
3.3 Диагностика невербальной креативности
Выводы
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б

Работа содержит 1 файл

Курсовая по творческому потенциалу Кальсина.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, для того чтобы сотрудники могли в полной мере раскрыть свои таланты и направить их на пользу дела, в организации должна быть создана особая творческая среда, основными характеристиками которой являются:

     – открытость новому,

     – поддержка инноваций;

     – доверие и сотрудничество на всех уровнях;

     – демократический стиль управления;

     – организация обучения и профессионального общения.

     Взаимодействие  творческих сотрудников с руководством компании должно быть построено так, чтобы новые идеи, которым требуется  организационная поддержка, не терялись. Для этого необходимо наладить канал их получения. В зависимости от специфики бизнеса, особенностей корпоративной культуры и размеров организации могут быть использованы различные варианты решений:

  • создается отдельная структура, ответственная за инновации;
  • назначается менеджер, к которому стекаются все предложения от персонала;
  • предложения принимают непосредственные руководители;
  • создаются временные творческие группы для решения конкретных творческих задач;
  • организуются кружки новаторов, изобретателей;
  • проводятся специальные мероприятия – «креативные дни», конференции и фестивали идей;
  • устанавливается специальный ящик для сбора идей.

     Важный  момент в управлении творческими  потенциалами заключается в том, чтобы поток идей не прекращался, а произойти это может по следующим причинам: бюрократизм, связанный с процедурой выдвижения идей; отсутствие обратной связи; невостребованность.

     Одним из важных факторов для расцвета творчества в организации является постоянный приток в организации новых знаний, информации, впечатлений. Следует сказать, что дело это благодарное – креативные сотрудники с удовольствием учатся, стажируются, посещают конференции и другие мероприятия. Общение с коллегами помогает им раздвигать рамки собственных представлений, улавливать новые тенденции, генерировать новые идеи. Например, японские корпорации для повышения креативности сотрудников намеренно погружают проектные команды в принципиально новую среду – географическую, культурную или интеллектуальную с помощью поездок в новые места и представления знаний из не связанных с их бизнесом областей. Существуют специальные программы развития творческих способностей. Тренинг креативности помогает активизировать творческий потенциал каждого человека за счет осознания внутренних барьеров и лучшего понимания своих возможностей, повышает мотивацию к творческому труду. Овладение методами и технологиями творчества позволяет сделать творческий процесс более эффективным, гарантирует получение идей и решений в любых ситуациях.

     Одним из наиболее распространенных барьеров для проявления творчества являются, офисы, не обеспечивающие основных физиологических условий, необходимых для проявления креативности, – достаточность пространства, хорошее освещение, свежий воздух, удобная мебель. Типичная офисная гамма – бело-серо-черная – творчество также не стимулирует, ведь его вдохновляют совсем другие цвета – желтый, оранжевый, синий и фиолетовый. 

     1.3 Методы активизации творческого мышления 

     Разработка  и генерация новых идей для  решения стратегических целей и  задач предприятия – это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

     Существуют  простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

     Вот перечень методов организации творческого процесса:

     – метод мозгового штурма,

     – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),

     – метод синектики,

     – морфологический метод.

     Все они были разработаны в указанном  порядке:

     1) метод мозгового штурма – изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в 1930 году;

     2) морфологический метод – разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;

     3) метод синектики – предложен В.Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;

     4) ТРИЗ – начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.

     Итак  рассмотрим методы направленные на организацию  креативной среды7.

     Мозговой  штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:

     – спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);

     – экспертиза идей (отбор 1–2 наиболее удачных).

     Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.

     Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:

     – прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

     – личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;

     – символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

     – фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

     Недостаток  метода: для синектической группы необходима высокая сплоченность и  хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.

     Для подготовки творческих результатов  существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических8:

     1) Эволюция – метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею – «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».

     2) Синтез – в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.

     3) Революция – метод действует по принципу: лучшая новая идея – совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.

     4) Повторное использование – данный  метод заставляет нас посмотреть  на что-то старое под новым  углом, не зацикливаясь на мнении  предшественников, устранив предубеждения,  ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

     5) Смена направления – заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами. 

     1.4 Исследование творческого потенциала сотрудников 

     В качестве оценки творческого кадрового  потенциала, на предприятии можно  провести социально-психологическую диагностику, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, управление конфликтными ситуациями, анализ профессионального потенциала, социальная адаптация работников, мотивация труда и т.д.

     Направления исследований:  

  • наличие творческого потенциала;
  • степень (уровень) его актуализации;
  • факторы, стимулирующие / препятствующие развитию и актуализации;
  • проявление творческого потенциала в условиях стабильности и в условиях инноваций.

     При проведении исследований изучается  не столько наличие или отсутствие творческого потенциала и инициативы, сколько желание и возможность реализовывать их в профессиональной деятельности, а также факторы, которые могут оказывать влияние на проявление креативности9. В том числе и внешние (стабильность ситуации, т.е. уверенность в завтрашнем дне, плановые выплаты заработной платы и т.п. или наоборот, например, во время реконструкции предприятия, каких-то инноваций). Таким образом при исследовании творческого потенциала сотрудников компании необходимо провести следующие исследования:

     1. изучение степени сплочённости / разобщенности в коллективе (социально-психологический  климат),

     2. определение внутреннего потенциала  коллектива,

     3. определение стиля руководства  трудовым коллективом.

     Под социально-психологическим климатом понимают общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Одним из важных параметров социально – психологического климата является групповая сплочённость. Она показывает степень интеграции любой группы, её сплочение в единое целое.

     Для анализа внутреннего потенциала коллектива применяют следующие  параметры:

     личностная  направленность сотрудников,

     их  рефлексивные способности,

     стиль и структура межличностных взаимодействий,

     коммуникативные навыки,

     организаторские и конструктивные способности к  педагогической деятельности. Как правило, подавляющая часть коллектива стремится  соответствовать общепринятым нормам поведения, подстраиваться под окружающих, ориентироваться на принятие и социальное одобрение, что, возможно, приводит к снижению проявления их личной инициативы.

     Способность к педагогической деятельности анализируется  по следующим параметрам: направленность; система контроля; уровень развития эмпатии.

Информация о работе Выявление творческого потенциала организации