Выработка условий торговых договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть условия торговых договоров. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить выработку условий торговых договоров
2. Рассмотреть договоры, содействующие торговле.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     В числе договоров коммерческого  права выделяют особую классификационную  группу - договоры, содействующие торговле. Эти договоры направлены на обслуживание и организацию торгового оборота, но непосредственно не участвуют  в продвижении товара, а лишь обеспечивают этот процесс.

     В данную группу включаются не только договоры хранения, перевозки, страхования, как  это было в дореволюционном праве. Развитие торгового оборота привело  к появлению новых видов сопутствующих  услуг, таких, как рекламные и  маркетинговые услуги, услуги по предоставлению и обработке коммерческой информации. Необходимость регулирования правоотношений при оказании данных видов услуг  повлекла за собой появление соответствующих  видов договоров. Поскольку услуги подобного рода имеют большое  значение при планировании объемов  производства и последующем сбыте  продукции с извлечением максимальной прибыли для производителя или  предпринимателя, и в настоящее  время в большей или меньшей  степени сопутствуют большинству  видов коммерческой деятельности, изучение сопровождающих их договоров представляется весьма актуальным.

     Договоры  этой группы имеют не только торговое, но и общегражданское значение. Относительная  доля применения в собственно торговых и в гражданских отношениях различна для разных видов договоров. Так, договоры на проведение маркетинговых  исследований, транспортное экспедирование обслуживают преимущественно потребности  торговли. Что касается договоров  на распространение рекламы, предоставление информации, хранение и страхование, то они помимо торговли применяются  в других сферах предпринимательства, а также в отношениях с участием граждан.

     Цель  данной работы – рассмотреть условия торговых договоров. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Определить выработку условий торговых договоров

     2. Рассмотреть договоры, содействующие торговле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Выработка условий торговых договоров
 

     Важнейший вопрос коммерческой работы - выработка условий основных торговых договоров: оптовой купли-продажи и поставки. В юридической литературе можно найти пояснение положений закона об условиях договоров, различные классификации этих условий. Однако сегодня нужно знание более высокого уровня сложности. Требуются не комментарии к закону, а методики, определяющие основания и порядок выработки содержания договоров. Речь идет о том, как в зависимости от возможностей, условий деятельности и интересов сторон должны строиться основные пункты договора.

     Для ведения такой работы требуются  новые подходы к праву, а также  специальная подготовка, владение техникой договорной работы, умением проектирования договоров, что гораздо сложнее  чем традиционное толкование норм. Российские ученые-юристы одними из первых стали осваивать эти важные для  хозяйственных отношений направления. Научные труды по технике договорной работы, методики формирования условий  договоров появились уже лет 25-30 назад.

     Для ведения договорной работы следует  прежде всего определить соотношение  нормативных актов и усмотрения сторон в определении содержания договоров.

     В любом договоре в конечном счете  можно выделить два вида условии: подразумеваемые и вырабатываемые сторонами. Подразумеваемые условия  входят в договор из закона, иных нормативных актов, а также из судебной практики и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия  обычно не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны  для сторон. Они становятся обязательными  для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными  всегда являются относящиеся к данному  виду договоров императивные положения  закона и иных нормативных актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали свою формулировку соответствующего условия. Сторонам приходится учитывать также обычаи делового оборота и судебную практику, касающуюся определения отдельных условий обязательств.

     Однако  более важна вторая группа условий  — те, которые вырабатываются самими сторонами. Закон оказывает влияние  на их создание, но это влияние уже  иного рода. Можно назвать следующие  способы воздействия закона на усмотрение договорных контрагентов при выработке  таких условий.

     Во-первых, закон содержит общедозволительные положения. Они позволяют сторонам заключать договоры, вообще не предусмотренные  в нормативных актах; разрешают  включать в договоры условия, о которых  ничего не говорится в нормах права, определяют иные правовые возможности  контрагентов. Общедозволительные положения  содержатся, например, в п. 2 ст. 1, п. 2 и 3 ст. 421, ст. 329, 330 ГК РФ. Такие положения  значимее диспозитивных. Методом гражданского и соответственно коммерческого  права является прежде всего дозволительность.

     Во-вторых, закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь  их содержания. Это может выглядеть  как требование о наличии в  договоре условия о предмете и  других существенных условий. Имеется  немало указаний нормативных актов  о необходимости решения соответствующих  вопросов в договоре. Подобные нормы  уполномочивают субъектов на самостоятельную  выработку содержания договорных пунктов. Такие нормы можно назвать  управомочивающими.

     Закон нередко (и это специфика гражданского права) предусматривает договорные условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку такого условия, однако если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме.

     Наконец, многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания. В законе даются предельно общие правила, которые с неизбежностью должны развертываться, «подгоняться» сторонами  под конкретные условия их деятельности.

     Имеются и другие способы воздействия  правовых норм на определение субъектами содержания заключаемых договоров.

     Нельзя  обойти такой вопрос, как соотношение  стандартизированных (типовых) текстов  и индивидуально вырабатываемых договоров. Порой высказываются  утверждения, что на Западе работают в основном по стандартизированным  проформам договоров, существует множество  таких проформ договоров, разработанных  промышленными и торговыми ассоциациями.

     Конечно, когда купля-продажа или поставка осуществляются в типовом режиме, например при биржевых торгах или  при регулярной продаже предприятием своей продукции, то приходится использовать стандартизированные тексты. Применение шаблонных текстов договоров  вполне допустимо, когда речь идет о  продаже незначительных количеств  товара и в отношениях сторон нет существенных особенностей.

     Однако  в нашей договорной практике, к  сожалению, дело обстоит совершенно иначе. Если на Западе используют договорные проформы, которые разработаны для  реализации определенных видов товаров, то российские фирмы нередко по имеющемуся у них общему образцу договора реализуют любые товары.

     Если  составлять договор, руководствуясь текстом  закона, комментариями либо взять  за основу общий образец, то в таком  договоре всегда будет отсутствовать главное: согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности и возможностями исполнителей, интересами участников договора.

     Поэтому необходимо использовать другой способ работы. Каждое включаемое в договор  условие должно вырабатываться индивидуальным образом, с тем чтобы учитывать  возможности и интересы субъектов, обеспечивать достижение необходимого им результата. В этом основной смысл  техники договорной работы.

     Для торговых договоров, как и для  любых других, существенным является условие о предмете. В российском законодательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено  в ст. 455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и  количество товара. Итак, предмет выражается через наименование товара и через его количество.

     На  практике приходится сталкиваться с  затруднениями, когда указанное  в договоре наименование нечетко  или неполно обозначает предмет  сделки. Так, стороны нередко используют обобщенные, видовые понятия, например «нефтепродукты», «кондитерские изделия». Это серьезный дефект договора, поскольку  такого наименования явно недостаточно для исполнения обязательства. В  подобных случаях возникает необходимость  дополнительно учитывать сведения об ассортименте или о качестве товара. Они позволяют уточнить, конкретизировать предмет.

     В отношении количества судебная практика многие годы требовала конкретного  указания в договорах числа единиц, метров или массы товара. Однако постепенно стало признаваться допустимым установление количества путем указания общей стоимости товара. Под влиянием зарубежной практики стало допускаться  установление в договоре не собственно количества, а порядка определения  количества товара. Например, стороны указывают, что продавец обязуется передать количество сахара, которое удастся закупить на полученные от покупателя деньги по цене, которая сложится на момент закупки. Возможность подобного косвенного определения количества закреплена в ст. 465 ГК РФ, а для внешнеторговых сделок — в п. 14 Венской конвенции 1980 г.

     В торговых отношениях все чаще встречается  примерное определение количества товара путем указания минимального и максимального пределов. Разновидностью установления верхнего и нижнего  пределов являются предусматриваемые  допустимые отклонения. Они устанавливаются  при массовых поставках товаров  и предполагают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступление  не превышает допустимого процента. Согласно обычаям международной  торговли, если количество товара указано  со словами «около» или- «приблизительно», то допустимая разница при поставке мо­жет составлять плюс-минус 10%.

     Вместе  с тем нельзя определять один, только высший или только низший, предел либо указывать количество со словами  «до» или «не более такого-то размера». Такие слова могут быть истолкованы  как любое количество не свыше  или не ниже указанного в договоре.

     Количество  продаваемого товара может дробиться  на отдельные партии с отгрузкой  в частные сроки. Когда в договоре определены партии, то они также  рассматриваются как предмет, но уже для соответствующего периода. Понятие партии товара как количества, подлежащего поставке в частный  срок, появилось в российском законодательстве лишь в последние годы. Раньше такого термина вообще не существовало, что  создавало известные затруднения.

     Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, однако могут определяться в несовпадающих  количествах. Необходимость различного размера партий может диктоваться неодинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями объемов производства в течение года.

     При реализации товаров с ограниченными  сроками годности, прежде всего скоропортящихся  товаров, приходится использовать сложные  конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный  объем поставок на месяц или на квартал. При этом предусматривается, что отгрузка производится в соответствии с заказами получателей: суточными, пятидневными или иными. Общее количество поставленного товара подсчитывается по окончании месяца. Такой порядок  позволяет планировать необходимый  минимум производства и продаж и  вместе с тем оперативно изменять ко­личество с учетом колебаний  спроса. Так определяется количество поставляемых молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и иных подобных товаров.

     Непосредственно с предметом связан такой показатель, как ассортимент (или, что одно и  то же, — номенклатура) товаров. Принято  различать групповой и развернутый  ассортимент.  Групповой ассортимент  обозначает в укрупненных показателях  вид товара: обувь мужская, автомобили легковые. Под развернутым ассортиментом  понимаются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие  может переводиться в самостоятельную  ассортиментную позицию в результате указания сторонами в договоре любого признака, выделяющего товар из товаров  данного вида. Это может быть требование к цвету, рисунку, порядку упаковки, расфасовке и т. п. При большом  числе ассортиментных позиций они  указываются в спецификации, оформляемой как часть договора.

     Если  изделие выделено в отдельную  ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему  именно такого товара. Статья 512 ГК РФ предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделий одного ассортимента другими допускается с предварительного письменного согласия покупателя, даваемого  до отгрузки заменяющего товара. При  несоблюдении этого правила поставщик несет ответственность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.

     Для договора купли-продажи ст. 468 ГК РФ иначе решает вопросы изменения  ассортимента. Согласно этой норме  покупатель вправе отказаться, от принятия доставленных продавцом товаров  незаказанного ассортимента и потребовать  их замены. Однако если покупатель в  разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассортимента, то он не может требовать их замены, и договор признается выполненным. Такой порядок сопряжен с большим  риском, поэтому следует по аналогии предусматривать в договорах  процедуру изменения ассортимента, установленную для отношений по поставкам.

Информация о работе Выработка условий торговых договоров