Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:02, курсовая работа
В современных условиях глобальной конкуренции, когда едва ли не все крупные предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации и ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как эффективное принятие управленческих решений на всех уровнях руководства организации.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность понятия «управленческие решения» и предъявляемые к ним требования………………………………………………………………........6
1.1 Сущность понятия и характеристики управленческого решения……....6
1.2 Классификация управленческих решений ……………………………….8
1.3 Требования, предъявляемые к управленческим решени-ям………….....11
Глава 2. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческого
решения …………………………………………………………………....14
2.1 Процесс подготовки управленческого реше-ния………………………...18
2.2 Процесс принятия и реализации управленческого реше-ния…………...21
2.3 Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска………………………………………………………………………………
Глава 3. Методы оптимизации управленческих решений ..………….......25
Глава 4. Особенности экономической среды для фирм Кубани ………….30
Заключение………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………….36
Сравнительно
немногие организационные или
Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, известна только вероятность каждого результата.
Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.
Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).
Можно различать риск:
Риск можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.
При принятии решений в условиях риска первым решением руководителя должно стать действие, направленное на поиск путей его снижения. Для влияния на все виды риска существует определенный инструментарий (рис. 1).
Рис.
1. Инструментарий снижения влияния риска
Неопределенность. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда.
Сталкиваясь
с неопределенностью, руководитель
может использовать две основные
возможности. Во-первых, попытаться получить
дополнительную релевантную информацию
и еще раз проанализировать проблему.
Этим часто удается уменьшить новизну
и сложность проблемы. При этом руководитель
сочетает эту информацию с накопленным
опытом, способностью к суждению или интуицией,
чтобы придать ряду результатов субъективную
или предполагаемую вероятность. Вторая
возможность – действовать в точном соответствии
с прошлым опытом или суждениями и сделать
предположение о вероятности событий.
Это необходимо, когда не хватает времени
на сбор дополнительной информации или
затраты на нее чересчур высоки. Временные
и информационные ограничения имеют важнейшее
значение при принятии управленческих
решений.
Глава
3. Методы оптимизации
управленческих решений.
Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Поскольку
процесс оптимизации
Методы оптимизации:
Анализ, как метод оптимизации применяется для многосторонней оценки проблемы, выявленных альтернатив для решения этой проблемы, а также анализ бывает часто связан с моделированием и прогнозированием различных явлений, например, Экономический анализ является одной из форм моделирования, а Анализ временных рядов является одной из форм прогнозирования. Подробнее суть этих и других методов будет раскрыта ниже.
Модель
это представление объекта
Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:
Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.
Типы моделей:
Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:
Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.
Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.
Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.
Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.
Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.
Имитационное моделирование. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).
Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы.
Также существуют методы прогнозирования управленческих решений. Их можно использовать для прогнозирования, когда деятельность фирмы в прошлом имела определенные тенденции, которые можно и необходимо продолжить в будущем, а информации для выявления тенденций в рассматриваемом периоде прогнозирования недостаточно.
Одним из методов такого прогнозирования является анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее.
Причинно-следственный метод применяется в ситуациях, когда имеется несколько неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.
Мнение жюри. Суть этого метода состоит в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области.
Метод исследования информации сбытовиков, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке.
Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений.
Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. и возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению.
"Байесовский подход", базирующийся на известной теореме Байеса- используется при решение задачи в условиях неопределенности (когда то или иное действие или оба действия приводят к множеству возможных частных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны).
Также широко распространено использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы.
В
настоящее время в условиях научно-технического
прогресса практически каждая фирма
имеет доступ к передовым информационным
технологиям и эффективным средствам
вычислительной техники. В этих условиях
широкое распространение получили математические
и программные методы оптимизации управленческих
решений. В частности создаются Экспертные
информационные системы, работающие на
основе четко структурированных баз знаний
и характеризующиеся большей точностью.
Они позволяют значительно повысить долю
программных решений и, как правило, требуют
меньших затрат времени и других ресурсов.
Но, надо заметить, что многие ситуации,
в которых руководителю приходиться принимать
управленческие решения, имеют свою специфику
и множество важных нюансов, которые не
может проанализировать машина – здесь
необходимо участие человека.
Глава 4.
Особенности экономической
среды для фирм Кубани.
По масштабам Краснодарский край сопоставим со средним европейским государством и является одним из важнейших стратегических субъектов России. Основу его экономического потенциала составляют аграрно-промышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный комплексы, машиностроение, лесное хозяйство, деревопереработка и мебельное производство, промышленность строительных материалов. Далее, в рамках характеристики наиболее крупных из них будет рассмотрен вопрос об особенностях экономической среды для фирм Кубани.
Информация о работе Выработка и принятие управленческих решений