Выработка и принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях глобальной конкуренции, когда едва ли не все крупные предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации и ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как эффективное принятие управленческих решений на всех уровнях руководства организации.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность понятия «управленческие решения» и предъявляемые к ним требования………………………………………………………………........6
1.1 Сущность понятия и характеристики управленческого решения……....6
1.2 Классификация управленческих решений ……………………………….8
1.3 Требования, предъявляемые к управленческим решени-ям………….....11
Глава 2. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческого
решения …………………………………………………………………....14
2.1 Процесс подготовки управленческого реше-ния………………………...18
2.2 Процесс принятия и реализации управленческого реше-ния…………...21
2.3 Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска………………………………………………………………………………
Глава 3. Методы оптимизации управленческих решений ..………….......25
Глава 4. Особенности экономической среды для фирм Кубани ………….30
Заключение………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Выработка и принятие управленческих решений.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
 
 

     1.2. Классификация управленческих решений. 

     Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. УР могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

  1. по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления [8]:

     а) решения плановые;

     б) организационные;

     в) контролирующие;

     г) прогнозирующие.

       Обычно  такие решения затрагивают в  той или иной мере все функции  управления, однако в каждом из них  можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

  1. по характеру решаемых задач (сфере действия) [4]:

     а) экономических;

     б) организационных;

     в) технологических;

     г) технических;

     д) экологических и прочих.

     Чаще  всего УР связаны не с одной, а  с рядом задач, в той или  иной степени имея комплексный характер.

  1. по иерархии управления:

      а) на уровне организации вцелом;

      б) на уровне подсистем организации;

      в) на уровне отдельных элементов системы.

     Обычно  инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

  1. по характеру организации разработки [6]:

     а) единоличные;

     б) коллегиальные;

     в) коллективные.

     Предпочтение  способа организации выработки  УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.

  1. по характеру целей:

     а) текущие (оперативные);

     б) тактические;

      в) стратегические.

  1. причинам возникновения:

     а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

     б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих  органов;

     в) программные, связанные с включением данного объекта управления в  определенную структуру программно-целевых  отношений, мероприятий;

     г) инициативные, связанные с проявлением  инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

     д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных  процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

  1. по исходным методам разработки:

     а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

     б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

      в) эвристические, связанные с широким  использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

  1. по организационному оформлению [9]:

     а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

     б) ориентирующие, определяющие направление  развития системы;

     в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

     г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

     Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток  личности менеджера, причастного к  их появлению на свет. В связи  с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

     Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

     Импульсивные  решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

     Инертные  решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

     Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

     Осторожные  решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

     Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. 
 

     1.3. Требования, предъявляемые к управленческим

решениям. 

     К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

  • всестороннюю обоснованность решения;
  • наличие ясной цели;
  • своевременность;
  • необходимую полноту содержания, четкость, краткость, понятность;
  • полномочность;
  • согласованность с принятыми ранее решениями;
  • эффективность.

     Всесторонняя  обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

     Наличие ясной цели решения – это необходимое  условие, в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно.

     Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процессы.

     Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать [8]:

     а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;

     б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;

     в) основные пути и способы достижения целей;

     г) сроки достижения целей;

     д) порядок взаимодействия между подразделениями  и исполнителями;

     е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

     Важным  требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

     Согласованность с принятыми ранее решениями  означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.

     Если  необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры.

      Эффективность управленческого решения означает, что оно является наилучшим из возможных решений в отношении ожидаемого итога к затратам. 
 
 
 
 
 

       Глава 2.  Процесс подготовки, принятия и реализации управленческого  решения. 

       2.1. Процесс подготовки управленческого решения. 

     Технология  менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий  из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. [10]

       Подготовка  управленческого решения – это важная стадия, предшествующая его принятию и реализации. Можно выделить несколько этапов подготовки управленческого решения, фактическое число которых определяется самой проблемой:

1)  Диагностика  проблемы.

     На  этом этапе происходит определение  или диагноз проблемы. Существую два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Т.е. менеджер узнает о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Затем при принятии определенных решений сглаживаются отклонения от нормы. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых должно что-то произойти, но не произошло.

     Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации  взаимосвязаны. В крупной организации  могут существовать сотни взаимосвязанностей. Поэтому правильно определить проблему – значит наполовину решить ее.

     Важная фаза в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Менеджер должен глубоко проникнуть в суть для выявления причин неэффективности организации.

       Для выявления причин возникновения  проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. Поэтому здесь нужно перейти ко второму этапу подготовки управленческого решения.

2) Сбор  необходимой информации о проблемной  области.

Информация о работе Выработка и принятие управленческих решений