Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора стратегических позиций в конкуренции, и проведении анализа на примере предприятия ОАО "Горизонт".
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность конкуренции;
2. Рассмотреть, что такое стратегическое управление конкурентными действиями;
3. Выяснить, что значит управление посредствам выбора стратегических позиций;
4. Проанализировать деятельность предприятия ОАО "Горизонт"
Введение
1. Теоритические основы выбора стратегических позиции в конкуренции
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Стратегическое управление конкурентными позициями и действиями
2. Анализ выбора стратегических позиции предприятия ОАО «Горизонт»
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Горизонт»
2.2. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Горизонт»
Заключение
Список литературы
Расширить область аккредитации испытательного центра по
ГОСТ Р МЭК 60065-2000 с последующими дооснащением необходимыми приборами и приспособлениями.
При проектировании будет продолжена разработка и освоение цветных телевизоров с расширенными функциональными возможностями и потребительскими характеристиками.
Выполнение поставленных задач предполагается достигнуть за счет планирования технико-экономических показателей качества подразделениям объединения, рассмотрения их выполнения на заседаниях ДОК у генерального директора и на ПДКК у главного инженера объединения. Положениями о премировании за основные результаты труда рабочих и основные результаты производственно-хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предусмотрена зависимость размера премиальной оплаты труда от выполнения качественных показателей.
Каждое предприятие выбирает определенную рыночную стратегию и использует ее в своей деятельности для получения преимуществ над конкурентами. Для оценки результатов использования выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое проведение анализа конкурентоспособности предприятия и особенно в его рамках анализа конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая - связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Для завоевания конкурентного преимущества на рынке предприятию необходимо учитывать ряд составляющих конкурентоспособности:
Качество продукции и услуг;
Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
Уровень квалификации персонала и менеджмента;
Технологический уровень производства;
Налоговая среда, в которой действует предприятие;
Доступность источников финансирования.
Конкурентоспособность самой фирмы можно частично определить с помощью экономических и финансовых показателей, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. Но при этом, как уже отмечалось выше, необходимо оценивать конкурентоспособность продукции. Так как, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел.
На ОАО "Горизонт" большое внимание уделяется качеству и конкурентоспособности продукции.
Вся деятельность предприятия осуществляется с учетом состояния рынка. В современных условиях, когда для фирм первостепенной проблемой становится обеспечение сбыта готовой продукции, использование концепции маркетинга единственно возможный путь создания условий для роста производства товаров. Благодаря ей может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для дальнейшего развития и основной целью деятельности организации.
Таким образом, опираясь на проведённый анализ, можно констатировать следующее: использование конкурентных стратегий позволяет предприятию выбрать оптимальные условия развития предприятия в соответствии со сложившимися состоянием внешней среды для получения устойчивой конкурентной позиции предприятия. Каждая исследуемая конкурентная позиция, разработанная на основе обширной теоретичной и экспериментальной базе, по своему уникальна и неповторима, так же как уникально каждое исследуемое предприятие и неповторимо сочетание факторов внешней среды, оказывающих влияние на предприятие и его конкурентную позицию на рынке. Поэтому для каждого предприятия на разных участках времени необходимо выбирать соответствующие, индивидуальные конкурентные стратегии.
Так как внешняя среда динамична, и возможности, на которые ориентирована конкурентная стратегия, не вечны, отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент времени может привести к тому, что предприятие не сможет реализовать сформированную ранее конкурентную стратегию, даже если она была очень хорошо разработана, и сохранить устойчивую конкурентную позицию на рынке. Поэтому для того, чтобы достичь поставленных стратегических целей, на предприятии постоянно должен осуществляться процесс диагностики соответствия конкурентной стратегии состоянию внешней среды для её корректировки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крылов А.В. Менеджмент в России и за рубежом №4 2008
2. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. НЗАО Издательский дом Питер, 2005
3. А.П. Романов, И.А. Жариков. Стратегический менеджмент : учебное пособие /– Тамбов : Изд-во Тамб. 2006
4. Мыльник В.В Стратегический менеджмент . НЗАО Издательский дом Питер 2003
5. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2006
6. Хмиль Т.М., Василик С.К., Шишмарева Л.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – Х.: ИД "ИНЖЭК", 2004. – 136с.
7. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2006
8. Шинкаренко В.Г., Бондаренко А.С. Управление конкурентоспособностью предприятия. – Х.: ИД "ИНЖЭК" 2005
9. http:// www.ereport.ru
10. http://www.cfin.ru/management/
11. http://bizkiev.com/content/vie
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные показатели хозяйственной деятельности
№ | Наименование показателей | ЕД. ИЗМЕР. | 2005 год | 2006 год | ТЕМП РОСТА | 2007 год | ТЕМП РОСТА |
1. | Объем доходов - всего | млн. руб. | 1624,7 | 5886,2 | 362.3% | 19260.1 | 327.2% |
1.1 | в т. ч. выручка от реализации | млн. руб. | 1590,4 | 5822 | 366, 1% | 16898.8 | 290.3% |
1.2 | Прочие доходы | млн. руб. | 34,3 | 64,2 | 187,2% | 2361,3 | 3678.0% |
2. | Себестоимость реализ. продукции | млн. руб. | 1318.5 | 4762.1 | 361.2% | 14746.1 | 309,7% |
3. | Прочие расходы | млн. руб. | 738.4 | 551,6 | 74,7% | 2524.7 | 457,7% |
4. | Прибыль от реализации продукции | млн. руб. | 239 | 940.6 | 393.6% | 2069.0 | 220.0% |
5. | Рентабельность реализованной продукции | % | 18.1% | 19,8% | 109.0% | 14.0% | 71.0% |
6. | Балансовая прибыль | млн. руб. | -432,1 | 572.6 | -132.5% | 1905.5 | 332.8% |
7. | Налоги из прибыли | млн. руб. | 6 | 206.7 | 3445.0% | 582.2 | 281.7% |
8. | Среднесписочная численность | человек | 2686 | 2680 | 99.8% | 2614 | 97.5% |
9. | Среднемесячная зарплата | руб. | 8566 | 32014 | 373.7% | 83256 | 260.1% |
10. | Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года) | млн. руб. | 2384 | 16322 | 684.6% | Нд |
|
11. | Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7) |
| 0.676 | 1.073 | 158.7% | 0.777 | 72,4% |
12. | Собственный оборотный капитал (СОС) |
| -363,7 | 225.6 |
| 296.3 | 131.3% |
13. | Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3) |
| -1.712 | -0.547 | 32.0% | -0.309 | 56.5% |
Приложение 2
Реализация телевизоров «Горизонт»
Показатели | 1 квартал 2003 г. | 1 квартал 2007 г. | Отклонение от 1 квартала 2006г. |
|
1. | Реализовано со склада ПО "Горизонт", шт. | 59595 | 66290 | +6695 |
2. | Реализовано со склада РУП "Завод Горизонт", шт. | 48172 | 50897 | +2725 |
| -- в т.ч. за пределы РБ | 12803 | 12490 | -313 |
3. | Отгружено продукции со склада ПО "Горизонт", млрд.руб. | 226,4 | 543,2 | +276,8 |
4. | Поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада ПО "Горизонт", млрд.руб. | 237,9 | 548,1 | +310,2 |
5. | Отгружено продукции со склада РУП "Завод Горизонт", млрд.руб. | 232,5 | 446,0 | +213,5 |
6. | Поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада РУП "Завод Горизонт", млрд.руб. | 219,1 | 486,0 | +266,9 |
7. | Поступило денег (РУП "Завод Горизонт", млрд.руб. | 185,5 | 420 | +234,5 |
| -- в т.ч. из России | 22,0 | 28,0 | +6,0 |
| -- по предоплате | 14,9 | 100,0 | +85,1 |
8. | Поступило по бартеру (УП "Завод Горизонт"), млрд.руб. | 33,6 | 66,0 | +32,4 |
| -- в т.ч. из России | 8,1 | 14,0 | +5,9 |
9. | Реализовано со склада завода "Альмагор", шт. | 5985 | 6106 | +121 |
10. | Отгружено продукции по заводу "Альмагор", млрд.руб. | 20,9 | 46,2 | +25,3 |
11. | Поступило денежных средств за отгруженную продукцию по заводу "Альмагор", млрд.руб. | 12,4 | 16,5 | +4,1 |
12. | Реализовано со склада НПК "Сигнал", шт. | 5438 | 9287 | +3849 |
13. | Отгружено продукции по НПК "Сигнал", млрд.руб. | 13,0 | 50,9 | +37,9 |
14. | Поступило денежных средств за отгруженную продукцию по НПК "Сигнал", млрд.руб. | 6,4 | 45,9 | +39,5 |
Приложение 3
Оценка конкурентоспособности предприятия относительно конкурентов
Факторы конкурентоспособности | ОАО "Горизонт" | ПО "Витязь" | Panasonic |
Продукт |
|
|
|
Качество | 3 | 3 | 5 |
Технические параметры | 4 | 4 | 5 |
Право замены изделий | 5 | 5 | 5 |
Стиль | 4 | 4 | 5 |
Престиж торговой марки | 2 | 2 | 5 |
Упаковка | 3 | 3 | 5 |
Габариты | 4 | 4 | 4 |
Гарантийный срок | 4 | 4 | 4 |
Надежность | 3 | 4 | 5 |
Срок службы | 3 | 3 | 4 |
Цена | 4 | 5 | 3 |
Каналы сбыта |
|
|
|
Формы сбыта |
|
|
|
-- торговые представители | 4 | 4 | 5 |
-- оптовые посредники | 4 | 4 | 4 |
-- дилеры | 3 | 3 | 5 |
Степень охвата рынка | 2 | 2 | 5 |
Продвижение продуктов |
|
|
|
Реклама | 2 | 2 | 5 |
Индивидуальная продажа |
|
|
|
-- стимулы для потребителей | 1 | 2 | 3 |
-- демонстрационная продажа | 3 | 3 | 4 |
-- показ образцов изделий | 3 | 3 | 4 |
Упоминание об изделиях в средствах массовой информации | 2 | 2 | 5 |
Общее количество баллов | 64 | 67 | 90 |