Выбор позиции в конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора стратегических позиций в конкуренции, и проведении анализа на примере предприятия ОАО "Горизонт".
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность конкуренции;
2. Рассмотреть, что такое стратегическое управление конкурентными действиями;
3. Выяснить, что значит управление посредствам выбора стратегических позиций;
4. Проанализировать деятельность предприятия ОАО "Горизонт"

Содержание

Введение
1. Теоритические основы выбора стратегических позиции в конкуренции
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Стратегическое управление конкурентными позициями и действиями
2. Анализ выбора стратегических позиции предприятия ОАО «Горизонт»
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Горизонт»
2.2. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Горизонт»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

Руководство и специалисты завода ответственно относятся к поддержанию достигнутого уровня качества, организации системы управления качества. Особое внимание специалисты завода уделяют работам, связанным с сертификацией продукции, совершенствованию системы качества, аттестации производства.

Поскольку критерий оценки системы качества, состояние производства и его способность обеспечивать стабильный уровень качества регламентируют международные стандарты ИСО серии 9000, то руководством объединения было принято решение о приведении заводской системы управления качеством в соответствие с требованиями ИСО серии 9000.

Для достижения поставленной цели в объединении была проведена работа по подготовке и проведению сертификации системы качества (СК), разработки, производства и технического обслуживания цветных телевизоров.

В частности, подготовлена и внедрена нормативная документация СК, включая политику в области качества, руководство по качеству, процедурные документы (методические указания, стандарты предприятия (СТП), рабочие и должностные инструкции; персонал обучен требованиям стандартов ИСО 9001; обучена и аттестована группа специалистов на право проведения внутреннего аудита; разработана, изготовлена и внедрена наглядная агитация по СК; проведены внутренние проверки подразделений ОАО "Горизонт" и НИИ ЦТ по элементам СК, разработаны и выполнены корректирующие мероприятия по несоответствиям, выявленным при внутренних проверках; проведен предварительный аудит СК специалистами ГП ЦЭСМ.

В результате работы комиссии Госстандарта было вынесено решение, что СК по разработке и производству цветных телевизоров ОАО "Горизонт" в составе ГП НИИ ЦТ и ОАО "Горизонт" соответствует требованиям СТБ ИСО 9001. И Госстандартом Республики Беларусь был выдан сертификат № BY/112 05.0.0.0031 от 18.11.99г.

Все работы по подготовке и сертификации СК проводились под методическим руководством службы главного контролера.

Однако работа по сертификации на соответствие выпускаемой продукции требованиям европейских международных стандартов на этом не прекратилась. И уже 4 февраля 2001 года ОАО "Горизонт" становится первым предприятием в СНГ, которое получает сертификат независимой сертификационной группы "NEMKO" (г.Осло, Норвегия), удостоверяющий, что телевизоры "Горизонт" соответствуют европейским стандартам по электромагнитной совместимости, электро- и пожарной безопасности.

Важность проведенных работ очевидна, поскольку получение сертификата соответствия международных институтов решает все проблемы по выходу телевизоров на западноевропейский рынок.

А признанием продукции, выпускаемой ОАО "Горизонт", на отечественном белорусском рынке является то, что по результатам конкурса, проведенного под эгидой Белорусского общества защиты прав потребителя и Белорусской экологической партией зеленых, телевизор "Горизонт 54CTV670Ti-5" назван лучшей продукцией 2000 года, а читатели газеты "Частная собственность" считают минские телевизоры "Маркой года - 2000".

Поскольку СК по разработке и производству цветных телевизоров ОАО "Горизонт" соответствует требованиям СТБ ИСО 9001 только в составе ГП НИИ ЦТ и ОАО "Горизонт", то в дальнейшем под ней будет подразумеваться СК ОАО "Горизонт" по разработке и производству ТЦИ.

Система качества ОАО "Горизонт" основывается на бывшей системе КС УКП, которая в свою очередь базируется на стандартах предприятия. Система включает основополагающие стандарты предприятия, а также охватывает все стадии жизненного цикла продукции.

 

2.2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО "ГОРИЗОНТ"

 

В приложении №3 образец систематизации данных при оценке конкурентоспособности ОАО "Горизонт". Здесь указаны основные факторы, определяющие успех на рынке, и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значение факторов. Каждая переменная получает оценку от 0 до 5 баллов.

0-наиболее слабые позиции по данному параметру конкурентоспособности;

5 - доминирующее положение на рынке.

Общий итог (сумма баллов) показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Из приведенных данных видно, что лидирующее положение занимает "Panasonic", а позиции белорусских производителей почти одинаковы и значительно уступают лидеру. Просуммировав значения оценок по основным факторам и сопоставив эти данные с общим итогом, можно выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать конкурентоспособность. Так, в нашем случае "Горизонту" следовало бы обратить внимание и принять соответствующие меры по снижению цены и повышению надежности телевизоров.

Важность проведения данного исследования, определение того, какие именно параметры данного анализа могут быть привлекательны для потребителя и насколько ваши конкуренты уже позаботились об этом, подтверждается множеством примеров из реальной хозяйственной практики.

В любом случае оценка конкурентоспособности предприятия должны дополняться анализом его слабых и сильных сторон. С помощью изучения данных можно более детально оценить конкурентоспособность своего предприятия, а также сопоставить между собой различные производственные подразделения внутри предприятия по уровню их конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны в этой области.

Графа 1 - показатели лидирующего положения на рынке.

Графа 2 - показатели выше среднего.

Графа 3-средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам.

Графа 4 - следует позаботиться об улучшении позиций на рынке.

Графа 5 - позиции на рынке должны быть улучшены решительным образом. Предприятие в кризисной ситуации.

                                                                                                          Таблица 3

Контрольный лист для анализа сильных и слабых сторон предприятия "Горизонт" в конкурентной борьбе

Основные группы показателей

1

2

3

4

5

ФИНАНСОВЫЕ

 

 

 

 

 

Структура активов (задолженность по отношению к уставному капиталу)

 

 

 

*

 

Движение денежной наличности

 

 

 

 

*

Доход на новые инвестиции

 

 

 

 

*

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

 

 

 

 

 

Использование производственных мощностей

 

 

*

 

 

Производительность труда

 

 

 

*

 

Контроль качества

 

 

 

*

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

 

 

 

 

 

Административная нагрузка

 

 

 

*

 

Система связи

 

 

 

*

 

Скорость реагирования управления на происходящие изменения на рынке

 

 

*

 

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ

 

 

 

 

 

Доля рынка сбыта

 

 

 

*

 

Репутация продукции

 

 

 

*

 

Расходы по сбыту

 

 

*

 

 

Цены

 

 

*

 

 

Качество информации о рынке

 

 

 

*

 


Анализируя приведенную информацию следует отметить, что положение ОАО "Горизонт" в основном характеризуют графы 4 и 5. руководству предприятия следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Очень беспокоит проблема платежеспособности и финансового состояния. Предприятие получало кредиты у государства, но они, как правило, расходовались нерационально. Качество выпускаемой продукции претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с использованием импортных комплектующих, что приводит к его улучшению. Однако по сравнению с основными конкурентами все же оно оставляет желать лучшего, подтверждением чего является большое число возврата продукции, следовало бы также обратить внимание на организационно-управленческие факторы. Из-за необоснованного количества управленческого персонала возникают проблемы нерационального использования денежных ресурсов и отсутствия четкости разделения полномочий и функций в аппарате управления. Регион сбыта продукции ограничен (страны СНГ), в то время как изделия лидирующих фирм пользуется спросом почти во всех странах мира.

В целом в результате сопоставления сильных и слабых сторон нашего предприятия с конкурентами становится очевидна необходимость улучшения работы по ряду направлений таких, как управление предприятием, ассортиментом, работа с дилерами, повышение качества продукции, а также уделять большое внимание изучению рынка и разработке маркетинговых стратегий.

Так, если продукция предприятия способна конкурировать по цене, то надо позаботиться о выравнивании всех остальных параметров по имеющимся стандартам. Конечно, лучше было бы найти и выделить для потребителя (прежде всего с помощью рекламы) еще какие-нибудь параметры изделия, выгодно характеризующие его в сравнении с имеющимися аналогами.

Также следует обратить внимание на маркетинговую политику фирм" конкурентов. Например, в последнее время основной конкурент ОАО "Горизонт" на белорусском рынке ПО "Витязь" довольно активно рекламирует свою продукцию как на телевидении, так и в средствах массовой информации. Кроме того, оно увеличило гарантийный срок на свои телевизоры с 25 месяцев до 30 месяцев, в то время как гарантийный срок на телевизоры "Горизонт" по-прежнему 25 месяцев. Это большое упущение в политике, проводимой ОАО "Горизонт" так как даже рядовой потребитель не разбирающийся, скажем, в технических параметрах, скорее купит тот телевизор, гарантийный срок которого больше, а это отрицательно скажется на конкурентоспособности телевизоров ОАО "Горизонт".

Также, бесспорным является развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией телевизоров, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5-2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве. Более того можно проводить такую политику в соответствии с которой завод гарантирует поставку запасных частей к продаваемым телевизорам в течение определенного более или менее длительного срока, после снятия их с производства.

В течение 2007г. в рамках выполнения отраслевой программы "Качество" ПО "ГОРИЗОНТ" на 2007 г. выполнен большой объем работ по повышению качества телевизоров цветного изображения. Это позволило достичь следующих результатов по основным качественным показателям телевизоров:

обеспечивается реализация государственной научно-технической программы "Телевидение" в части, касающейся ПО "ГОРИЗОНТ";

удельный вес новой продукции в течение 2-х лет с начала освоения в общем объёме производства ПО "ГОРИЗОНТ" составил 78,8 %;

наработка на отказ по результатам производственного контроля надёжности составила 12585 час.;

уровень отказов телевизоров в гарантийный период составил 1,06%;

уровень отказов на прогоне и в секции УП "ТД ГОРИЗОНТ" составил 1,38%;

Повышение технического уровня и качества изготавливаемой продукции , а так же проведение рекламных мероприятий позволило существенно увеличить объем экспорта в Российскую Федерацию.

Основная продукция - телевизоры цветного изображения сертифицированы на соответствие требованиям по безопасности и ЭМС.

В 2008 году планируется:

Обеспечить с целью сертификации в Российской Федерации соответствие разрабатываемых и серийно выпускаемых телевизоров требованиям вновь введённых ГОСТ Р по ЭМС и безопасности.

Обеспечить организацию проведения комиссией БелГИМ инспекционного контроля СМК ПО "ГОРИЗОНТ" в составе РУП "ЗАВОД ГОРИЗОНТ", НИ РУП "ИЦТ", РУП "КСТ" на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Обеспечить подготовку отзывов (предложений) о проектах государственных стандартов.

Обеспечить обновление, пополнение и актуализацию фонда нормативных документов.

Обеспечить обучение вновь принятого персонала основам МС ИСО семейства 9000 и СМК ПО "ГОРИЗОНТ".

Обеспечить проведение оценки удовлетворенности потребителей по результатам анкетирования на выставках, при сервисном обслуживании.

С целью увеличения надежности телевизоров модернизировать строчную развертку и источник питания.

При заключении контрактов на поставки ПКИ и материалов вносить в раздел "Качество" порядок рекламации и утилизации ПКИ, отказавших по вине поставщика.

Внедрить в производство новые внешние виды телевизоров: 54/20, 54/7, 54/21.

Внедрить в серийное производство технологический процесс SMD-монтажа.

Обеспечить обновление парка рабочих средств измерений до 5%.

Обеспечить оценку и рассмотрение на заседаниях ДОК результатов функционирования процессов СМК.

Информация о работе Выбор позиции в конкуренции