Выбор оптимальной стратегии управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Процесс повышения конкурентоспособности современной хозяйственной системы России настоятельно требует обеспечения её значительного динамизма, высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к различного рода инновациям и научно-техническому прогрессу. Это в полной мере относится ко всем составляющим экономику элементам, среди которых особое место занимают некоммерческие организации (НКО). По сравнению с коммерческими они ставят иные цели, используют особые механизмы хозяйствования и управления, что необходимо учитывать в процессе совершенствования их деятельности, при внедрении новых концептуальных подходов, а также научно обоснованных принципов, функций и методов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 58.61 Кб (Скачать)

Введение

   В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие организации и предприятия могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющимся условиям ведения деятельности. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

   Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

   Суть стратегического управления заключается в том, что в организации существует четко организованное комплексное планирование, обеспечивающее выработку долгосрочной стратегии достижения организационных целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему соответствующих планов, проектов и программ.

   В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив развития организации, задачей которого является выяснение основных тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившееся положение.

   Не существует стратегии, единой для всех организаций, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии уникален, так как он зависит от позиции организации на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления. Этому вопросу и посвящена данная курсовая работа.

Актуальность  темы исследования. Процесс повышения конкурентоспособности современной хозяйственной системы России настоятельно требует обеспечения её значительного динамизма, высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к различного рода инновациям и научно-техническому прогрессу. Это в полной мере относится ко всем составляющим экономику элементам, среди которых особое место занимают некоммерческие организации (НКО). По сравнению с коммерческими они ставят иные цели, используют особые механизмы хозяйствования и управления, что необходимо учитывать в процессе совершенствования их деятельности, при внедрении новых концептуальных подходов, а также научно обоснованных принципов, функций и методов.

  Предлагаемые теоретико-методологические подходы, разработанные модели и другие инструменты стратегического управления в основном предназначены для освоения в практической деятельности организаций, ориентированных на максимизацию прибыли. Однако существует большая потребность в подобного рода исследованиях для социальной сферы, особенно в свете современного этапа её реформирования, содержания отдельных инициатив со стороны государства в виде национальных проектов.

  Процесс поиска стратегических приоритетов развития НКО, непосредственно отвечающих за создание человеческого потенциала страны, связан с необходимостью применения научного подхода к организации их деятельности, при отсутствии которого обостряется проблема несоответствия системы управления сложившимся рыночным условиям, снижаются возможности достижения социально-значимых целей. В связи с этим, в настоящее время весьма актуальны вопросы разработки теоретико-методологической концепции, а также выбора оптимальной стратегии управления организацией, необходимой для реализации комплексного подхода к освоению государственными учреждениями соответствующих механизмов стратегического менеджмента, что должно обеспечить преодоление сформировавшихся негативных тенденций в их практике и повысить эффективность управления ими.

  Степень разработанности проблемы. Для современного состояния исследования вопросов организации стратегического управления некоммерческими организациями характерно разнообразие общетеоретических и прикладных научных разработок зарубежных и отечественных учёных, требующих обобщения и систематизации.

  Формирование целостной системы взглядов на стратегический менеджмент, как эффективную технологию управления, учитывающую новые требования времени и динамизм внешних условий в конце XX - начале XXI веков, выполнено в работах таких зарубежных исследователей, как: И. Ансофф, Р. Акофф, Б. Альстред, К. Боумен, X. Виссема, С. Гошал, П. Дженистер, П.Дойль, П. Друкер, Б. Карлоф, Р. Каплан, Д. Квинн, Т. Коно, Д. Куинн, Д. Клиланд, У. Кинг и др.

   Отечественные исследователи также внесли существенный вклад в развитие стратегического менеджмента с учетом специфики российских условий. Среди них следует отметить труды В. Афанасьева, Л. Басовского, В. Ефремова, Л. Зайцева, Э. Короткова, К. Куликовой, С. Кузнецовой и др.

   В целом изучение трудов по рассматриваемой проблематике выявило их неоднозначность и недостаточность. Признавая научную и практическую ценность имеющихся исследований, следует отметить, что проблема стратегического управления некоммерческими организациями как специфическими объектами не имеет достаточно глубокой системной проработки. Отсутствует необходимая методология, единый концептуальный взгляд на современное развитие некоммерческих организаций; не уделяется должного внимания резервам наращивания и использования стратегического потенциала НКО; длительное время не решаются проблемы социальной сферы; на практике отмечается частая смена курса реформ в этой области, которые проводятся непоследовательно и не всегда имеют необходимую поддержку со стороны общества.

Целью курсовой работы является изучение выбора оптимальной стратегии управления организацией. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические основы стратегического управления;

2. изучить основные стратегии управления организацией;

3. рассмотреть классификации стратегий управления персоналом;

4. дать общую  характеристику деятельности исследуемой  организации;

5. сделать  анализ внешней и внутренней  среды организации

6. изучить особенности  выбора и реализации стратегии управления организацией.

Предметом исследования являются процессы разработки и реализации стратегии в государственных организациях (в социальной сфере) в динамичных условиях внешней среды.

Объектом  исследования выступило Управление труда и социальной защиты населения при Министерстве Труда и социальной защиты населения  Республики Башкортостан в Калининском районе г. Уфа.

Работа состоит  из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложения 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы стратегического управления

1.1 Сущность и основные понятия стратегического управления

   Под управлением вообще понимается деятельность по упорядочению процесса функционирования и развития естественных, технических, социальных объектов (общества в целом и его отдельных элементов - групп людей, формально или неформально объединенных в организации, отдельных индивидов).

   Термин «стратегическое управление» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

  Стратегическое управление -область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития фирмы, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что даёт фирме конкурентные преимущества.

  Анализ специальной литературы убеждает в том, что в настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического управления.

   Существует  целый ряд определений стратегического  управления, в которых делается  упор на различные его аспекты  и особенности, приводящие к  неопределённости границ понятия.

  И.Ансофф в работе «Стратегическое управление» так определил содержание данного понятия: «Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям»[2, с.18]. В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [6, с.24].

   Современные западные специалисты имеют различные взгляды на сущность и природу стратегического управления.

   Г. Минцберг считает, что оно используется фирмами, готовыми к революционным изменениям, к которым их подталкивает динамика внешнего окружения. Постоянно трансформирующаяся компания должна, по его мнению, обладать механизмом самоопределения в нем, каковым и является стратегическое управление.

   А. Роув рассматривает стратегическое управление как процесс принятия решений, объединяющий внутренние организационные ресурсы с благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой.

   Д. Глейдель и С. Хаттен определяли его как "процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации с ее подразделениям".

   По Хиггенсу, "стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением".

   Дж. Пирс и Р. Робертсон определяют стратегическое управление "как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации".

   Г. Джонсон и К. Склуз сводят стратегическое управление к анализу текущего положения фирмы в конкурентной среде; разработке, оценке и выбору альтернатив; реализации выбранной стратегии.

   Основными особенностями стратегического управления являются:

   Миссия стратегического управления направлена на выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.

   Объектом концентрации внимания стратегического управления является взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.

  Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу.

   Основой построения системы управления являются люди, системы информационного обеспечения, рынок.

   Персонал организации является ее основой, представляет ее главную ценность и источник ее благополучия (при оперативном управлении - взгляд на работников как на ресурс организации, стратегическом управлении - как на исполнителей отдельных работ и функций).

Информация о работе Выбор оптимальной стратегии управления организацией