Внутреняя и внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Чтобы разобраться во внутренней и внешней среде организации нужно понять что такое организация и как она устроенная.
Термин «организация» характеризует определенную структуру, в которую объединяются люди для достижения своих целей, то есть это объект менеджмента. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей или цели. Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных и экономических связей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3
1 Организация, внутренняя и внешняя среда организации…………..
1.1 Организация, классификация организации, структура, виды и типы организаций……………………………………………………………..
1.2 Организация как открытая система………………………………..
1.3 Внутренняя среда организации…………………………………….
2 Роль менеджмента в повышении эффективности…………………..
2.1 Виды и факторы эффективности менеджмента…………………..
2.2 Критерии эффективности менеджмента. …………………………
2.3 Виды организационных структур управления……………………
3 Анализ внешней среды и рынка на примере ОАО «Газпром»…….
3.1 Социально-экономическое положение в России…………………
3.2 Мировой рынок газа………………………………………………..
3.3 Российский рынок и рынок регионов……………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 66.10 Кб (Скачать)

      Каждому варианту системы управления соответствует  определенное значение критерия эффективности и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наилучшее значение.

      Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В  настоящее время существует множество  способов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых направлен  или на самого руководителя, его  личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может  начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в  виду взаимосвязь элементов друг с другом. Рассмотрим наиболее общие  пути повышения эффективности управления:

      1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация  большинства функций, определение  полномочий руководства с учетом  квалификаций и личных качеств.

      2. Выработка стратегии развития  организации на основе анализа  ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики  организации, охватывающей все  ее функциональные области.

      3. Разработка информационной системы  организации, обеспечивающей эффективную  коммуникационную связь между  сотрудниками и подразделениями.

      4. Разработка системы принятия  решений, правил и процедур  управления, системы стимулирования.

      5. Система постоянного повышения  квалификации работников на основе  обучения, переподготовки, развития  инициативы, творчества.

      6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих  кадров, планирование карьеры руководителей,  применение стиля руководства,  адекватного внутренним и внешним  факторам, воздействующим на организацию.

      7. Применение наиболее эффективных  методов подбора персонала, его  оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного  социально-психологического климата.

      8. Работа по созданию культуры  организации, выработке совместных  ценностей, признаваемых и одобряемых  сотрудниками.

      Рассмотрим  более детально некоторые из путей  повышения эффективности менеджмента. В современных рыночных условиях для эффективности управленческого  процесса необходимо, чтобы любой  менеджер не только имел глубокие и  разносторонние знания, но и отличался  оперативностью и деловитостью, обладал  чувством нового, постоянно проявлял инициативу. На развитие эффективности  трудовой деятельности работника, в  том числе и в сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение  по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении  подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение  будет зависеть во многом от того, как  он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

      Продвижение менеджеров может осуществляться в  форме:

      1) перемещения в рамках той же  должностной категории и размеров  заработной платы, но с расширением  выполняемых функций;

      2) повышения заработной платы без  повышения в должности;

      3) продвижения его по ступеням  должностной лестницы.

      Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника  в конкретном виде деятельности. Стимулирующая  роль в повышении эффективности  труда руководящих работников выполняет  их периодическая аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что  способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется  и ее вторая сторона. Чувство ответственности  перед предстоящей аттестацией  побуждает менеджера к более  полному использованию своих  способностей, к достижению лучших результатов в труде. Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства  в организации. Создание и поддержка  атмосферы творческого поиска –  прямая задача руководителей компании.

      Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы  при разработке новшества, обеспечение  новаторов необходимыми ресурсами  и оборудованием, поддержка со стороны  высшего руководства; ведение дискуссий  по обмену идеями; поддержание эффективных  коммуникаций с коллегами, другими  подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания  между работниками. Одним из наиболее действенных путей повышения  эффективности управления является мотивация.

      Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение  человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Существует определенная система мотивов к труду. В  нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы. Одной из основных задач менеджера для повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

      Важную  роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое  означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

      - высвобождение руководителя для  выполнения наиболее важных работ;

      - расширение объема выполняемых  организацией заданий;

      - развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной  компетенции;

      - расширение уровня принятия решений.

      Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью  изменить ее. Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого штата и т.д. Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией. 

      2.3 Виды организационных  структур управления.

      В настоящее время существуют следующие  виды организационных структур управления:

      1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)

      2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

      3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

      По  такому же принципу строится департаментизация  по потребителю и по рынку: группирование  работ осуществляется вокруг конечного  потребителя или в отношении  географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные  отделения крупной компании).

      4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

      5. Девизиональная организация –  сочетание централизованного планирования  наверху и децентрализованной  деятельности производственных  отделений; эффективна в условиях  много продуктового производства  или многонациональных компаниях  с большой территориальной разобщенностью.

      6. Матричная организация комбинация  функционального и продуктового  подходов, где функциональная часть  матрицы ответственна за обеспечение  работы спецификациями, техническим  руководством и т.д., а продуктовая  – отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов,  выполнение рабочих операций, достижение  целей.

      Матричные организации создаются, когда выбранная  стратегия делает упор на получение  высококачественного результата по большому количеству проектов в области  высоких технологий.

      Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и  специфики деятельности предприятия) может в значительной степени  повысить эффективность менеджмента  и результаты деятельности в целом.

      Важную  роль в деятельности предприятия  играют информационные системы, которые  обеспечивают коммуникационные связи  между сотрудниками и подразделениями.

      Существует  большое количество по обеспечению  эффективности коммуникаций на предприятии, например:

      - создание единой компьютерной  сети на предприятии;

      - возможность доступа сотрудников  к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанным  с деятельностью фирмы в различных  областях, в том числе и инновационной;

      - регулярная организация специальных  конференций для персонала разных  уровней;

      - визиты специалистов компании  в передовые подразделения для  обмена опытом и т.д.

      Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно  использовать различные способы, но важно понимать, что только системный  подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой  фирмы.

      Таким образом, существует большое количество путей и методов повышения  эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия. Повысить эффективность управления можно  также, применяя различные методы непосредственно  к менеджеру, например, увеличить  уровень его квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

      Каждое  предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения  эффективности менеджмента в  зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся  системы управления. Однако любому руководителю важно осознавать, что  наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в  том случае, если использовать различные  методы в комплексе, ориентируясь при  этом на цели и стратегии развития предприятия.

      Таким образом, эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или  косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента  зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы  коммуникаций на предприятии, организационной  структуры управления, системы подбора  персонала и много другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внутреняя и внешняя среда организации