Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа
Чтобы разобраться во внутренней и внешней среде организации нужно понять что такое организация и как она устроенная.
Термин «организация» характеризует определенную структуру, в которую объединяются люди для достижения своих целей, то есть это объект менеджмента. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей или цели. Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных и экономических связей.
Введение ………………………………………………………………..3
1 Организация, внутренняя и внешняя среда организации…………..
1.1 Организация, классификация организации, структура, виды и типы организаций……………………………………………………………..
1.2 Организация как открытая система………………………………..
1.3 Внутренняя среда организации…………………………………….
2 Роль менеджмента в повышении эффективности…………………..
2.1 Виды и факторы эффективности менеджмента…………………..
2.2 Критерии эффективности менеджмента. …………………………
2.3 Виды организационных структур управления……………………
3 Анализ внешней среды и рынка на примере ОАО «Газпром»…….
3.1 Социально-экономическое положение в России…………………
3.2 Мировой рынок газа………………………………………………..
3.3 Российский рынок и рынок регионов……………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………..
Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наилучшее значение.
Повышение
эффективности управления является
необходимой составляющей успешной
деятельности любого предприятия. В
настоящее время существует множество
способов повышения эффективности
менеджмента, каждый из которых направлен
или на самого руководителя, его
личные и профессиональные качества,
или на какой-либо элемент управленческой
деятельности. Работа над повышением
эффективности управления может
начинаться с любого элемента, того,
совершенствование которого является
для организации наиболее актуальным.
Важно лишь иметь при этом в
виду взаимосвязь элементов друг
с другом. Рассмотрим наиболее общие
пути повышения эффективности
1.
Совершенствование структуры
2.
Выработка стратегии развития
организации на основе анализа
ее сильных и слабых сторон,
разработка философии и
3.
Разработка информационной
4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
5.
Система постоянного повышения
квалификации работников на
6.
Разработка системы подбора,
7.
Применение наиболее
8.
Работа по созданию культуры
организации, выработке
Рассмотрим
более детально некоторые из путей
повышения эффективности
Продвижение менеджеров может осуществляться в форме:
1)
перемещения в рамках той же
должностной категории и
2)
повышения заработной платы
3) продвижения его по ступеням должностной лестницы.
Росту
эффективности менеджмента
Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий по обмену идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками. Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация.
Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы. Одной из основных задач менеджера для повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.
Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:
-
высвобождение руководителя
- расширение объема выполняемых организацией заданий;
-
развитие у подчиненных
-
расширение уровня принятия
Для
повышения эффективности
2.3 Виды организационных структур управления.
В настоящее время существуют следующие виды организационных структур управления:
1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)
2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.
3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.
По такому же принципу строится департаментизация по потребителю и по рынку: группирование работ осуществляется вокруг конечного потребителя или в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).
4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.
5.
Девизиональная организация –
сочетание централизованного
6.
Матричная организация
Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий.
Выбор
оптимальной организационной
Важную роль в деятельности предприятия играют информационные системы, которые обеспечивают коммуникационные связи между сотрудниками и подразделениями.
Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:
- создание единой компьютерной сети на предприятии;
-
возможность доступа
-
регулярная организация
- визиты специалистов компании в передовые подразделения для обмена опытом и т.д.
Для
создания эффективной информационной
системы на предприятии можно
использовать различные способы, но
важно понимать, что только системный
подход к информационному обмену
позволяет гибко управлять
Таким образом, существует большое количество путей и методов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия. Повысить эффективность управления можно также, применяя различные методы непосредственно к менеджеру, например, увеличить уровень его квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.
Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения эффективности менеджмента в зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся системы управления. Однако любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.
Таким
образом, эффективность управления
– сложная экономическая