Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрено понятие «организация», её виды и основные черты. Описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи. Подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды.
Рассмотрен такой важнейший элемент стратегического планирования, как анализ внутренней среды для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………………….3
1. Понятие «организация»…………………..………………...………5
1. Переменные внутренней среды организации……………9
1.1 Цели …………………………………………….……………..………..…9
1.2 Структура……………………………………….………………..………12
1.3 задачи ………………………………………….……………….…...…14
1.4 Технология …………………………………….…………….…………15
1.5 Люди…………………………………………….………………….……..17
1.6 Взаимосвязь внутренних переменных …………….………………20
2. Анализ внутренней среды…………...…………………………..22
2.1 Анализ использования трудовых ресурсов ………………………..23
2.2 Анализ производства и реализации продукции……………..…....24
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ……………….……..………29
2.4 Анализ финансовых результатов ….….………………………….…34
2.5 Swot-анализ ……………………………….………………………..…36
3. Анализ внутренней среды организации на примере тоо «амарата тур»…………………..……………………………..…40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………….………….….….…..…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………..…………48

Работа содержит 1 файл

внутренняя среда.rtf

— 426.56 Кб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

  Международная Академия Бизнеса

  Факультет экономики, менеджмента и предпринимательства

  Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ РАБОТА 

  по дисциплине: менеджмент 

  Тема: внутренняя среда организации 
 
 

  Выполнила:

  Студентка 1 к., в/о, с/п

  маркетинг

  Билялова Балжан 

  Научный руководитель:

  Ст. преподаватель

  Черевко О.С. 
 
 
 
 

  Алматы

СОДЕРЖАНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………………….3

 
  1. Понятие «организация»…………………..………………...………5
  2. Переменные внутренней среды организации……………9
    1. Цели …………………………………………….……………..………..…9
    2. Структура……………………………………….………………..………12
    3. задачи  ………………………………………….……………….…...…14
    4. Технология  …………………………………….…………….…………15
    5. Люди…………………………………………….………………….……..17
    6. Взаимосвязь внутренних переменных  …………….………………20
  3. Анализ внутренней среды…………...…………………………..22
    1. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………..23
    2. Анализ производства и реализации продукции……………..…....24
    3. Анализ маркетинговой деятельности  ……………….……..………29
    4. Анализ финансовых результатов ….….………………………….…34
    5. Swot-анализ ……………………………….………………………..…36
  4. Анализ внутренней среды организации на примере тоо  «амарата тур»…………………..……………………………..…40
 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………….………….….….…..…46

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………..…………48

 

ВВЕДЕНИЕ

      Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

    В первой главе будет рассмотрено понятие «организация», её виды и основные черты.

    Во второй главе будет описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи. Далее будет подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды.

    В следующей главе  будет рассмотрен такой важнейший элемент стратегического планирования, как анализ внутренней среды. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

    Далее будет сделан анализ внутренней среды организации на примере ТОО «АМАРАТА Тур».

    Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

 

  1. ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ»
 

     Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Группа может считаться организацией, если она соответствует следующим требованиям: 1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие общей для всех членов группы цели - желаемого конечного состояния или результата; 3) наличие членов группы, которые сознательно работают вместе для достижения значимой для всех цели.

     Выделяют формальные и нефомальные организации. Приведённое выше определение дано для формальной организации. Существуют и неформальные организации, группы которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие  друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации  существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.

     Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей. Эти цели не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Например, универмаг может добиться своих целей - получить запланированную прибыль и установленный темп роста продаж, только если добьётся закупки необходимых товаров по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, а продавцы сумеют эффективно работать с клиентами.

     Общие черты организаций. Организацией необходимо управлять. Это обусловлено тем, что все организации, как правило, сложны, что объясняется их следующими общими чертами:

            Преобразование ресурсов. Цели всех организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Организации используют два основных вида ресурсов:

    • человеческие ресурсы
    • капитал
 

            Человеческие ресурсы - труд, прежде всего, человеческий капитал, т.е. труд квалифицированного персонала.

            Капитал, в том числе собственно капитал-финансовые ресурсы, а так же капитал, вложенный в технологию, включая оборудование, материалы, энергию, информацию.

            Процесс преобразования ресурсов наиболее нагляден в производственных организациях. В организациях обслуживания, в некоммерческих организациях также используют перечисленные ресурсы.

          Значимость от внешней среды. Одной из важнейших черт организации является её взаимосвязь с внешней средой. Любая организация зависит от окружающего мира, как в части получения ресурсов, так и части отношения потребителей, которые используют результаты её деятельности.

          Понятие «внешняя среда»  включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на всё, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество. Но выгодно использовать новую технологию  организация сможет, если будет стабильная экономическая конъюнктура. В противном случае капиталовложения могут не окупиться.

          Горизонтальное разделение труда является важнейшей чертой организаций. Если два человека участвуют в одном и том же процессе, то они должны обеспечивать выполнение разных этапов процесса, т.е. специализироваться. Это и называют горизонтальным разделением труда.  Разделяя работу на многочисленные специализированные задания, организация производит во много раз больше продукции, чем остальные люди, работающие самостоятельно.

           Наиболее известным примером горизонтального разделения труда на предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Это основные виды деятельности организации.

           Подразделения. В организациях горизонтальное разделение обычно достигается за счёт образования подразделений, выполняющие специфические работы и добивающихся специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами, службами, цехами. Существуют и другие названия подразделений, например, в университете  - это факультеты, институты, колледжи.

          Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется  для достижения общей цели. Таким образом, сложные организации состоят из нескольких, взаимосвязанных организаций подразделений, специально созданных для достижения конкретных целей, а также многочисленных неформальных групп, возникающих случайно. Подразделения, в свою очередь могут состоять из более мелких подразделений.

          Вертикальное разделение труда. Так как работа в организации разделяется на составные части, то для достижения успеха необходимо её координировать. Работу по координации должен выполнять управляющий - руководитель. Следовательно, в организации существует две формы разделения труда. Первая представляет собой разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, - это горизонтальное разделение труда. Вторая форма - вертикальное разделение труда - определяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей представляет собой сущность управления.

          Управление. Организация может добиться своих целей, если задачи, решаемые её персоналом, будут координироваться путём вертикального разделения труда. Поэтому управление является значимой для организации деятельностью. В организации должны назначаться руководители и определяться круг их обязанностей и ответственности.

          В небольших организациях управленческие функции часто могут совмещаться с другими видами работ. Например, в небольшом магазине директор может управлять делом, совершать закупки товаров, а иногда и подменять продавца. По мере роста организации работа по управлению должна всё более четко отделяться от неуправленческой работы. В крупных организациях руководители лишь иногда выполняют работу, не связанную с координацией работы других, например, ведут переговоры с крупными клиентами.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ПЕРЕМЕННЫЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

    Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе.

    Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.  

     2.1. Цели 

     Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

    В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

    У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений -- по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Информация о работе Внутренняя среда организации